Новости науки Космические новости News of Russian Science and Technology Новости культуры Научный форум Форум "Русская идея" Исторический форум Дискуссионный Клуб "РП"

Портал
"Русский переплет"

ФОРУМ "КУРСК"

Статьи:
Злоба дня в РП
"Курск" в РП
"Курск": посткриптум
"Спасите их души"
От моряков США
Народная поэма
Субмарина отправляется в турпоход
     
Сайты:
"Курск" в РП
"Спасите их души"
NORSAR
?????

Форум ведет: Юлий Борисович Андреев - эксперт по атомным катастрофам

Курск: мнение
специалиста


145.... 105..144 65..104 25..641..24
Все 184  сообщений

"Сейсмика указывает на столкновение "Курска" с другим судном" Thu Aug 31 12:03:36 2000
Ludmila
- Извините, за несвоевременный ответ.По данной записи -не имея нормальной развертки и много чего еще - трудно интерпретировать первое событие и говорить о том, что это "взрыв из Баренцева моря". Остается верить.


"" Wed Aug 30 14:14:22 2000
Yuli
- Dlia Bitenga. Otnocitelno "Nahimova" glavnoe zakluchaetsia v tom, chto on zatonul. Veroyatnost togo, chto odun iz baracholschikov takzhe zatonet, vesma velika. Moriak dolzhen eto ponimat.


"" Wed Aug 30 12:05:37 2000
Yuli
- Версия о "плавнике", прорезающем прочный корпус на большой длине весьма спорна. Усилие резания при этом должно быть велико, а с учетом того, что между отсеками существуют переборки, такой выриант и вовсе становится сомнительным. Анализ процесса без знания размеров основных элементов конструкции как своей, так и чужой лодки невозможен, однако такой вариант вряд ли следует рассматривать, как основной. Не следует забывать, что действие равно противодействию, и плавник воздействует на собственный корпус с той же силой, что и на чужой и разница при этом заключается только в конструкции узла крепления плавника. Плавник - типичная консольная конструкция, прочность которых обеспечить очень трудно.


"" Wed Aug 30 09:00:52 2000
битенг
- to Yuli.Ваш ╚научный╩ прогноз трагедии ╚Нахимова╩ впечатляет. Я также самолично наблюдал в Новороссийском порту суда ╚Профессор Щеголев╩, ╚Профессор Зубов╩, ╚Изумруд╩ и иные, заваленные турецким барахлом до клотика. И представьте себе ни один из них до сих пор не утонул, не сгорел, не испепелился иным способом. В общем ╚море с берега, а пароходы на картинке┘╩ Может дадите почитать что-нибудь из своего? Авось проникнусь и осознаю┘.


"" Wed Aug 30 07:07:41 2000
битенг
- Тужиков, Вы нарисовали страшную, но реальную картину последних часов Курска и его экипажа. За все это время я впервые читаю продуманный, четко аргументированный, достаточно подробный анализ происшедшей аварии. Так былы обрисована катрина гибели боевых кораблей у Новикова-Прибоя в "Цусиме". БОЛЬШОЕ СПАСИБО. Простите меня, единственное замечание. Толщина воды сто метров. Под килем еще меньше, над рубкой тоже. Какие спирали при всплытии на мелководье? Я выскажу свои некоторые мысли по этим вопросам. Поймите меня правильно, не для того, чтобы показать себя. Пока не установлена точная картина аварии, надо мыслить и мыслить. Могло ли случиться так, что чужак не получил существенных повреждений? Могло! Если чужак догонял нашу ПЛ, когда они поравнялись, давление воды между двумя корпусами стало меньше, чем извне (гидродинамика). Возник эффект присасывания, и плавник чужака начал вспарывать нашу лодку не от носа к корме, а от миделя к носу. Тогда плавник чужака мог выйти беспрепятственно из носа нашей ПЛ. Остальное довершил удар о гранит дна. В такой ситуации чужак получил минимальные повреждения.


"" Tue Aug 29 22:35:47 2000
Yuli
- Для РТФ.
Совершенно с Вами согласен. Все несчастья, свалившиеся на Россию за последние пятнадцать-двадцать лет должны иметь какую-то общую причину. Я сейчас пишу книгу об этом, но дело продвигается не так легко, как мне сначала представлялось. Мне нетрудно описать, например Чернобыльскую катастрофу или землетрясение в Спитаке во всех подробностях, но когда дело доходит до анализа коренных причин, все становится настолько серьезным и приближающимся к зоне табу, что, образно выражаясь, клавиатура повисает в воздухе. В 1985 году я возвращался вместе со своей женой с испытаний специального устройства в Геленджике. В Новороссийске мы решили пообедать и зашли в ресторан в порту, напоминающий летаюшее блюдце, не помню уже его названия. Внизу, буквально под нашим столиком стоял теплоход "Адмирал Нахимов", на баке у которого была свалка всякого барахла, совершенно нелепая для морского судна. "Смотри", сказал я жене - "с этим кораблем, похоже, скоро случится какая-нибудь неприятность". Неприятность случилась через месяц, "Нахимов" утонул и унес с собой жизни шестисот человек. Образно говоря, вся страна представляла к середине восьмидесятых годов сплошную свалку, и с ней случилось то же самое, что и с "Адмиралом Нахимовым". Как разгребать эту свалку? Что Вы думаете по этому поводу?


"" Tue Aug 29 21:36:55 2000
Yuli
- Для г-на Битенга.
В районе глубин порядка двухсот метров, если там совершают учебные маневры подводные лодки отдельная скала высотой двадцать метров должна быть отмечена на специальной карте. Любой штурман знает, где он ходит, и я уверен, что у штурмана даже обычной торговой коробки достанет ума сообщить о такой скале флоту. Естественно, что для надводных кораблей такая скала никакой опасности не представляет и на обычных картах такие вещи отмечаются не каждый раз.
Относительно эхолота и ГАУ - я рассчитывал, что как и всякий моряк, Вы понимаете шутки, и я не думаю, что упоминание о камбале делает шутку плоской. По существу же дела все активные гидроакустические приборы работают на одном о том же принципе - на принципе анализа отраженного сигнала.
Теперь о моих познаниях в морском деле - Вы, очевидно, заметили, что я нигде не объявлял себя специалистом в этой области. Тем не менее, я могу отличить битенг от кнехта, и, согласитесь, это не так уж мало для неспециалиста.
Теперь мне хотелось бы рассказать о том, что мне известно совершенно доподлинно. Мне приходилось принимать участие в "мозговых штурмах" в период Чернобыльской аварии, а также в связи с другими, не менее печальными событиями. Обычно "штурм" бывает устроен так, что большая часть людей выдвигает идеи, а меньшая часть их критикует. Критика при этом бывает абсолютно жесткой, но при этом никогда не употребляются непарламентские выражения, а критикуемый никогда не позволяет себе даже намека на какие-либо чувства, связанные с личными амбициями. Ответственность в таких случаях бывает столь велика, что любое проявление личных чувств было бы немедленно расценено как непростительная слабость, и с такой личностью общение было бы немедленно прекращено. Точно также ни один специалист никогда не позволит себе делать замечания неспециалисту по несущественным деталям ситуации, так как мозговой штурм как раз и устраивается тогда, когда специалисты не представляют себе, что же делать. В таких случаях, как правило, на первый план выходят люди, способные мыслить нестандартно, и обладающие широкими общими познаниями.
Я пишу это для того, чтобы Вы могли понять мое отношение к проблеме. Для меня это еще один мозговой штурм, и я пытаюсь сделать все, чтобы этот сайт был замечен и способные люди имели бы возможность поделиться своими мыслями. Но мне совершенно не хочется делать из этого сайта дамский салон. Дело это чисто мужское. Так что давайте оставим личные обиды и постараемся придумать что-либо стоящее.


"Наука и Жизнь - Субмарина ушла в турпоход" Tue Aug 29 21:31:20 2000
ВМ ../avtori/lipunov.html
- Господа!

Давайте не будем спорить о второстепенных вещах. Прочитайте вот эту статью - она более чем красноречива.

По поводу сейс-мики написал письмо в Карельский сейсмо-центр, где трагедия в Баренцевом море была также зарегистрирована. Попросил сделать комментарий.

Вчера разговаривал с сейсмологами из Института Физики Земли. Конечно, сделать вывод о характере первого "малого" взрыва по сейсмозаписи не так просто. Волна размывается по дороге и нужна специальная обработка сейсмо-записи.


"" Tue Aug 29 21:20:45 2000
РТФ
- Все сваливается в склоку, а жаль... Вопрос даже не в подъеме Курска и проблеме подводного флота, а как избежать подобного в дальнейшем? Как избежать аварий и катастроф вызванных совершенным пренебрежением основными фондами?

Системы отопления больших городов, нефтезаводы, авиация и.т.д., все это грозит очень большими неприятностями. Кстати, есть такой термин - прессинг, это когда берутся под контроль точки входа и выхода (сырье и сбыт) и выжимается из производства и региона все. Владельцы потом, конечно, смываются.


"" Tue Aug 29 17:01:33 2000
битенг
- For Yuli/ПЕРВОЕ. Ежели на глубине порядка ста метров находится выступ, высотой около двадцати метров, не представляющий опасности для мореплавания, какой дурак будет наносить его на карту и для чего? Этак вся карта будет разрисована в порядке ╚дела чести╩, как Вы соизволили выразиться. ВТОРОЕ. Вы путаете ГАУ с эхолотом. В общем Вы дилетант, пытающийся показаться компетентным. Это самое страшное. ЛЕЧИТЕСЬ от величия.


"" Tue Aug 29 14:23:02 2000
Yuli
- Адрес ЦКБ "Рубин" http://www.ckb-rubin.ru/. Пробиться на этот сайт мне не удалось, несмотря на кабельное соединение. Попробую сделать это ночью.


"" Tue Aug 29 13:56:23 2000
Yuli
- Для г-на Битенга. В Ваших возражениях на мою критику есть свои резоны, которые подтверждают, в свою очередь, что на данном этапе ни одна из версий не может быть однозначно отвергнута, кроме, разве что, версии адмирала о том, что прочный корпус был прорезан рулем глубины на несколько десятков метров.
Что касается карт, мои соображения основаны на том, что при всем флотском беспорядке, каждый штурман за честь считает поправить карту, а район этот исхожен вдоль и поперек. Да и с картографов за этот район спрос особый, так что существование неизвестной скалы, согласитесь, весьма проблематично. Все-таки, на такой глубине эхолот определяет даже отдельно лежащую камбалу, если, конечно, у нее не зажмурены оба глаза.


"" Tue Aug 29 13:42:24 2000
Yuli
- Привожу дословно сообщение АПН: 28 августа 17:59 Ученые получат от Клебанова новый срок Председатель государственной комиссии по расследованию обстоятельств гибели "Курска", вице-премьер РФ Илья Клебанов проведет в ближайшее время в Санкт-Петербурге совещание с разработчиками субмарины в ЦКБ ╚Рубин╩. Вице-премьер РФ Илья Клебанов будет встречаться с учеными и конструкторами за закрытыми дверями, однако наверняка речь будет идти о проекте подъема подлодки. Следует напомнить, что Клебанов на днях говорил о том, что на разработку проекта перемещения АПЛ на мелководье "ученым дано три дня", что изначально казалось весьма нереальным. Возможно, в результате встречи будет назван срок, за который ученые действительно сумеют разработать проект подъема АПЛ ╚Курск╩.


"" Tue Aug 29 13:33:48 2000
Yuli
- Для Lawyer. Похоже, эмоциональная нагрузка, которую всегда несет в себе разговор, затрагивающий национальные проблемы, оказалась для Вас непосильной. Попробуйте извлечь выгоду из этого психологического поражения и переосмыслить свое отношение к соотношению сил между Россией и Америкой. Что касается термина "оппонент", то я уже отметил ранее, что спором нашу беседу назвать нельзя, так как предмет не был определен. Всяческих Вам успехов.


"" Tue Aug 29 13:23:03 2000
битенг
- - to Yuli ОТВЕТ ОТ БИТЕНГА - - Для г-на Битенга. Ваша версия имеет существенные недостатки в плане навигации, гидрографии и гидроакустики. Скала такой величины, которая способна в клочья разнести АПЛ, скорее всего имелась бы на морской карте района. - 1.Неубедительно. Мы как-то напротив Мудьюга сели на мель (штормом сорвало обстановку). Из архангельского порта привезли карты секретного масштаба и данных. Ваше счастье, что Вы их не видели. Битенг. - Трудно себе представить также, чтобы при достаточно монотонном характере дна нашлись какие-либо геологические или гидрографические причины для существования такой скалы на этом участке. - 2.Сомневайтесь во всем, не помню чей девиз. Битенг. - Далее, скала такой величины дала бы эхо на гидролокаторе за несколько сот метров, если бы не за километр. - 3.Об особенностях гидроакустики в Баренцевом море Вам расскажут специалисты на ушко. Битенг. - И, наконец, существование по меньшей мере двух акустических событий еще не опровергнуто. - 4.А кто их нам подсунул ? Битенг. Что касается провала при переходе с автомата, этот факт представляется весьма существенным при движении по мелководью. Если моя гипотеза о заклинивании руля глубины при столкновении с другой АПЛ верна, то попытка в этом случае перейти на ручное управление могла привести еще к более быстрому провалу лодки и к столкновению с дном на большой скорости.


"" Tue Aug 29 13:00:32 2000
lawyer
- Вы никудышний оппонент. У Вас каша в голове. 1. Смешали в кучу техническую и философскую проблемы. 2. Судя по легковесности суждений, о философских категориях, а также о серьезной дисциплине ╚Теория игр и исследование операций╩ знаете понаслышке или очень мало 3. Анализ Вашего послания показывает, что оно сконструировано в императиве. Ваше первое предложение ╚Сделать ┘нельзя╩, четвертое ╚Поэтому ┘ быть не может╩. Вы мыслите категориями казармы, где приказ начальника закон для подчиненного. На форуме у Вас нет подчиненных. 4. Резюме. Милейший, я не могу себе позволить спорить с Вами, поскольку Вы , ничтоже сумняшеся пытаетесь безапеляционно рассуждать о некоторых областях человеческого знания, где Ваша компетентность слабовата, мягко выражаясь. Дальнейшая полемика с Вами НЕЦЕЛОСООБРАЗНА. Моих ответов на последующие свои изыски (а я не сомневаюсь, что они будут) не ожидайте. Напрасное это занятие, как говаривал товарищ Сухов.


"" Tue Aug 29 12:31:10 2000
Yuli
- Для г-на Битенга. Ваша версия имеет существенные недостатки в плане навигации, гидрографии и гидроакустики. Скала такой величины, которая способна в клочья разнести АПЛ, скорее всего имелась бы на морской карте района. Трудно себе представить также, чтобы при достаточно монотонном характере дна нашлись какие-либо геологические или гидрографические причины для существования такой скалы на этом участке. Далее, скала такой величины дала бы эхо на гидролокаторе за несколько сот метров, если бы не за километр. И, наконец, существование по меньшей мере двух акустических событий еще не опровергнуто.
Что касается провала при переходе с автомата, этот факт представляется весьма существенным при движении по мелководью. Если моя гипотеза о заклинивании руля глубины при столкновении с другой АПЛ верна, то попытка в этом случае перейти на ручное управление могла привести еще к более быстрому провалу лодки и к столкновению с дном на большой скорости.


"" Tue Aug 29 12:03:25 2000
битенг
- Из всех моряков, высказывавших свои суждения об аварии Курска, мне более всего импонирует адмирал Эдуард Балтин. Старик хорошо знает свое дело и высказывается неординарно и точно. Одно меня смущало в его версии столкновения Курска с другой ПЛ. То, что горизонтальный плавник чужака прорезал продольно прочный корпус на длине нескольких отсеков. Это какой прочности должен быть сам плавник и узел его крепления к прочнома корпусу чужака? Такое мероприятие должно было или оторвать плавник, или он должен был застрять в нашей лодке, не давая чужаку уйти. Или вообще этого не было. Учитывая сведения о конструктивном недостатке лодки этого проекта ( проваливание на 30-60 метров при переходе с автомата на ручное управление) и развивая мою версию столкновения лодки с донной гранитной скалой (ну пусть не со скалой а с гранитным выступом на дне), можно, с большой долей вероятности, предположить следующее: Лодка просела при переходе с автомата на ручное управление на эти 30-60 метров и, продолжая двигаться возле дна почти без дифферента, или с небольшим дифферентом на нос, столкнулась с гранитной скалой на дне. Причем, вследствии конфигурации скалы, (а она могла иметь самые причудливые выступы, нависания отдельных частей т.д.) она столкнулась с ней под некоторым углом, один из выступов скалы вполне мог, без всякого ущерба для себя вспороть лодку. В общем, как ни банально звучит √ подводный вариант Титаника. Кстати, один подводник (другие может вспомнят) рассказывал мне, что ПЛ, на которой он служил, посредине моря, на хорошем подводном ходу воткнулась в подводную скалу. Я сейчас не помню, где это было, но назойливо чудится, что посредине Карибского моря. Потом приезжал главный конструктор и сказал, что ребята дешево отделались. Это было или в конце 60 или в начале 70 годов.


"" Tue Aug 29 11:15:13 2000
Yuli
- Для Lawyer.
Сделать какие-либо практические выводы исходя из противоречивых положений философии нельзя. Теория игр - не очень сложная в своих началах область математики, основу которой составляет тот простой факт, что если честно бросать монету, то при большом числе бросаний никто не выигрывает. Серьезных результатов применительно к сложным конфликтам теория игр не приносит, так как необходимые упрощения быстро приводят к неадекватности модели. Поэтому приложений философии или теории игр к нашему разговору (спором это назвать трудно, так как не определены понятия) быть не может.
Я предлагаю Вам для приведения своих мыслей в порядок использовать простую житейскую модель, которая, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит к ситуации.
В одной маленькой комнате без окон и дверей сидят два человека, у обоих в руках по противотанковой гранате. Один из них сидит на ящике с гранатами, а другой на пустом ящике. Тот, что сидит на ящике с гранатами, сыт, агрессивен, но трусоват. Другой голоден, агрессивен и плевать хотел на всякие страхи. Вопрос: кто победит в данной ситуации, если они пытаются шантажировать друг друга, предлагая оппоненту сдаться под угрозой взрыва гранаты. При этом известно что взрыв гарантированно уничтожит обоих.
Как видите, ситуация такова, что размер военного бюджета здесь не играет никакой роли, а дело решает только наличие ядерного оружия и иррациональная готовность его применить. Поэтому сегодня Россия имеет решающее военное превосходство над США и скоро будет готова его использовать, если поведение Америки будет по-прежнему наглым.
Такова реальность, которая гораздо сложнее простой арифметики. Под использованием военного превосходства я понимаю недвусмысленную угрозу применить ядерное оружие, если Америка не прекратит агрессивную политику, заключающуюся в бомбежках других стран, поддержке террористов в Чечне и Косово, поддержке крайних националистов в странах СНГ и внутри России и в разнузданной пропагандистской войне, направленной на ликвидацию России как самостоятельного государства. Кстати, история недвусмысленно подсказывает, что в подобной ситуации менее благополучные государства всегда побеждали.
Как видите, все говорит о том, что положение Америки сегодня очень сложное и она должна немедленно умерить свои амбиции.


"" Tue Aug 29 08:06:05 2000
lawyer
- For Yuli. Наша с Вами полемика переходит в область философии и теории игр. Ежели кто не знает, теория игр очень серьезная наука, основанная на теории вероятности и иных математических закавыках, в которых я не силен. Но, применяя эту теорию можно почти точно знать вероятность действия сторон в сложно развивающихся условиях, которыми отличается бой, что позволяет выбрать правильную стратегию. Что касается философской составляющей Вашего предложения, то, смею заметить, оно заведомо проигрышно. Я уже упоминал о договоре по ограничению стратегических вооружений. Стороны долго шли к соглашению, но все же пришли. Если две стороны не собираются нападать друг на друга, то всякие военные игры, задевающие другую сторону, бессмысленны. И с точки зрения их целесообразности и с точки зрения финансовой. Бюджет США 280 млдр. долларов, России 5,6 млрд. долларов. Как выглядит нижняя Вольта с ракетами Вы себе представляете с точки зрения жителя этой страны. Ух, какие мы грозные. А с другой точки зрения? Видели по телевизору негров с автоматами? Я не поклонник США, это очень закрытое общество и демократии в нашем понимании там куда как меньше. То, что можно зайти в ЦРУ или Пентагон запросто на экскурсию многих вводит в восторг. Но попытайтесь задать военнослужащему США даже простые вопросы о порядке прохождения службы или присвоения очередных воинских званий. Он скажет, что это закрытая информация. У нас сейчас в любом ларьке никакой информации об этой торговой точке не добьешся вовеки веков. Коммерческая тайна. Так что американцы, впитавшие рыночные порядки с молоком матери прекрасно умеют хранить тайны. Второй оччень немаловажный аспект. Когда приезжал Клинтон, прошла информация, что 70 американцев отрицательно относятся к России. Что такое отрицательно, я думаю расшифровывать не надо. Причина очень простая. Усилиями американских СМИ о нас ничего хорошего не пишут. Все как во времена холодной войны. Бряцать оружием нам с вами опасно и бесполезно. Только договариваться, как бы трудно это не было. Любая самая длинная дорога начинается с первого шага.


"" Mon Aug 28 21:38:55 2000
Yuli
- Для Lawyer. Я согласен с Вами в том, что книга не содержит элементов дезинформации. Дезинформацией является не книга, а факт ее публикации. Это типичное смещение акцентов с целью более легкого отбора денег у американских налогоплательщиков и для создания в мире иллюзии о всемогуществе США. Сколько бы кораблей не гоняли друг друга по Тихому океану, суть дела и сегодня состоит в том, что Россия способна при желании полностью уничтожить НАТО. Пропагандистские усилия НАТО как раз и направлены на то, чтобы всячески замаскировать этот непреложный факт. Когда до русских руководителей дойдет наконец, что на любую провокацию НАТО следует отвечать угрозой немедленного применения ядерного оружия, мир станет более безопасным местом.


"" Mon Aug 28 18:59:40 2000
Yuli
- По поводу генерации идей относительно подъема АПЛ "Курск". Естественно, что полноценный мозговой штурм на нашем форуме устроить невозможно так как все мы отрезаны от информациии. Практика, однако, показывает, что даже в таких условиях могут быть сформулированы идеи, который потом будут использованы прямыми разработчиками, естественно, без ссылок на наш форум, но ведь не славы ради мы здесь пытаемся хотя бы чем-то помочь флоту.
Что есть у флота? Точной информации у меня нет, но в начале девяностых годов говорилось о том, что флот купил плавучий кран, способный поднимать один отсек АПЛ, то-есть около 2000 тонн. Был на севере и большой плавучий док, но грузоподъемность его мне неизвестна. Все знают, что скопилось много списанных АПЛ, отсеки которых, предварительно выпотрошив, можно использовать как понтоны. Ну, и наверняка много брошенных коробок зимуют по свалкам или как блокшивы. В России должны быть газовые трубы диаметром до полутора метров на рабочее давление до 64 бар. Если возникнут серьезные трудности с прокладкой полотенец под корпусом Курска, можно попробовать гидроразмыв с одновременным протаскиванием дюкера, подобный опыт имеется у строителей подводных газопроводов.
Я абсолютно уверен, что при желании и при возможности подбора нужных людей, которые нынче разбежались кто куда, задачу подъема "Курска" решить можно. Возможно, самой серьезной проблемой, будет нейтрализация воров и негодяев, которые немедленно начнут бурную деятельность по превращению операции в очередную кормушку.


"" Mon Aug 28 15:19:27 2000
lawyer
- For Yuli. Это главы из книги ╚Вместе с пятым флотом╩ американского морского офицера, опубликованные на сайте US Navy Institute www.usni.org , но когда этот текст появился на наших форумах, он сразу исчез с американского сайта. На мой взгляд его книга не содержит элементов дезинформации, т.к. написана до гибели Курска.


"" Mon Aug 28 00:24:32 2000
ВМ
- Господа!

По поводу идей подъема АПЛ.

Если на форуме "Курск" возникнет здравая идея ее можно донести до общественности. Один из путей - дать сообщение на нашу ленту новостей науки-техники. К 1 сентября Рамблер начнет копировать наши новости - а это 50000 читателей в день + повторение новости на РБК и т.д. Есть и другие каналы. Вопрос в том, чтобы сформулировать не просто остроумную идею, а идею, воплощаемую практически в сжатые сроки.


"" Sun Aug 27 22:29:57 2000
Yuli
- Опубликованный г-ном Lawyer текст принадлежащий Вильяму Брэю интересен тем, что он является классическим примером дезинформации, рассчитанной как на внутриамериканское, так ни на внешнее потребление. Главный метод дезинформации в данном случае - это смещение акцентов при описании явления. Ясно, что при возникновении столь масштабного конфликта между Россией и США, что потребовалось бы топить авианосец "Нимитц", ничто бы уже не препятствовало применению ядерного оружия. В таком случае, как это ни парадоксально, более мощно технически оснащенная Америка оказалась бы в проигрышном положении, так как ослабленная сегодня Россия несомненно с большей готовностью применила бы все имеющиеся у нее ядерные силы, которых все еще вполне достаточно для полного уничтожения всех стран НАТО, в то время как Америка раздумывала бы, не следует ли ограничить удар в надежде на спасение.
Поэтому глупые игры, описываемые в тексте Брэя не имеют совершенно никакого значения для понимания текущей военной ситуации и являются типичным примером пропагандистского надувания щек.


"" Sun Aug 27 22:07:57 2000
Yuli
- Проблема подъема ПЛ с помощью танкеров не так проста, как это кажется на первый взгляд. Танкер - это сравнительно "мягкий" объект, рассчитываемый на прочность при проходе миделя над гребнем или впадиной длинной волны. И впадина, и гребень не являются точечными объектами, что помогает экономить металл. Разнести нагрузку от лодки по длине танкера таким образом, чтобы перерезывающая сила и изгибающий момент не достигли опасного значения довольно сложно. Да и сравнительно простые операции, типа завода браги вокруг корпуса танкера на практике могут превратиться в серьезную проблему. (Ясно, что на кнехты здесь тросы не заложишь). В случае разрыва троса нагрузка переменит знак и по меньшей мере удвоится, и динамика даже при сравнительно слабом волнении также должна быть принята во внимание. Позиционирование крупных судов в море при расстоянии между ними в двадцать метров - опасное предприятие.
Пойти на подобный риск имело бы, возможно, смысл если бы речь шла о спасении людей. Если на флотах нет достаточного количества понтонов, то положение могли бы спасти газопроводные трубы большого диаметра, увязанные в пучки. Для подъема лодки понадобилось бы всего несколько десятков километров таких труб. Можно также попытаться использовать корпуса списанных АПЛ, которые гораздо жестче, чем танкеры.


"" Sun Aug 27 20:17:01 2000
по поводу подъема лодки танкером
- идея очень хорошая :))))


"" Sun Aug 27 20:12:01 2000
неприятно как-то...
- Интересно получается, ведь вместе с телебашней сгорели всевозможные средства связи и всякого оповещения, там и пвошники сидят и РВСН наверняка, и тут бах, сгорело... и вся страна за 3 часа лишилась информации, ни радио нет, и телевидения, один интернет остался да телефоны. не хочется думать что это диверсия. Курск, средства связи, что завтра?????


"" Sun Aug 27 19:17:36 2000
lawyer
- No comment. By Lieutenant Commander William R. Bray, U.S. Navy FIVE FLEETS: PART 2, PART 3, PART 4, PART 5, PART 6 Rear Admiral John Nathman, Commander Carrier Group Seven, and his staff embarked in the Nimitz in San Diego on the morning of 5 September 1997. The sun had broken through early for Southern California, and it was hot, as it had been all week. The Naval Academy football team was in town to play San Diego State in the season opener that afternoon. My children, who never wake when I leave early for work, had risen before 0600 and stood on the sidewalk, barefoot in their pajamas as I waved my goodbye from the backseat of my ride. The farewells are always the hardest, especially for the young children, who watch their fathers and mothers vanish for a span of time they can barely comprehend. For the first few days at sea, the mood was somber. But gradually we became organized and settled into our routines. Fortunately, we had a problem on our hands. Russia was on our minds. Domestically, Russia is a mess. Skyrocketing crime rates, economic stagnation, a serious health crisis (by some estimates, the average lifespan of a Russian male has fallen below 60 years), a staggering national debt, and an inept and corrupt government make Russia--in many ways--nothing more than a vast lesser-developed nation. And Russia's military fares no better. Salaries rarely are paid, morale is at rock bottom, most units are poorly outfitted with aging, dilapidated equipment, and the senior officer corps is rife with corruption. Recently, former Russian Pacific Fleet Commander Admiral Khmelnov was handed a four-year suspended sentence for abuse of office during his 1994-96 tenure. Other indictments followed, most notably that of Rear Admiral Nikolai Germanov, former Commander of the Maritime Krai (Vladivostok) Submarine Force, for organizing a scheme whereby fuel, lubricants, and mechanical parts were stolen from his own command and sold on the black market. The proceeds supported the relatively comfortable lifestyles of Germanov and his cronies, while the average Russian sailor was working two or three jobs outside of his naval duties, just to pay rent on a one-room apartment. All this occurred while Germanov was telling Moscow that he didn't have enough fuel to participate in naval exercises. The Russians do have their problems. But they also have their pride. In the Soviet era, a common proverb among the disaffected masses was S'volkami git, polvochiy vit--"If you live with wolves, you will howl like a wolf." Freedom has its appeal, but I wonder how many in Russia today would trade their current state of affairs for a pack of wolves. Oscar on the Prowl For the Russian Navy, the Oscar II cruise missile submarine (SSGN) is one of the few remaining objects of pride. Designed in the 1970s to counter the U.S. aircraft carrier, Russia began launching this class in the early 1980s. The Oscar II is a monster of a submarine. At just more than 154 meters in length, she boasts an enormous beam at 18 meters, and when submerged displaces more than 17,000 tons of water. In the Russian inventory, only the Typhoon ballistic missile submarine (SSBN) is larger. By comparison, the U.S. Ohio-class SSBN displaces just more than 18,000 tons with a beam just under 13 meters. What is most impressive is that the Oscar was built to chase aircraft carriers at speeds up to 30 knots, while the SSBN's deterrence mission requires it to remain slow, quiet, and hidden. The later hulls--those launched after about 1990--have incorporated elements of Russian fourth-generation acoustic quieting technology, making these boats among the quietest submarines in the world. Finally, the Oscar carries as its primary armament a 300-nautical mile, supersonic antiship missile designed to destroy the aircraft carrier before the submarine gets sucked into the battle group's antisubmarine warfare defensive perimeter. When it comes to submarine warfare, the Russians are not neophytes, and the Oscar is a formidable threat by any standard. Beginning in 1994, the Russian Pacific Fleet has sent one Oscar into the western or central Pacific each year. All but one of these deployments have coincided with a Pacific Ocean transit of a U.S. aircraft carrier battle group. Based on this precedent, and following months of careful monitoring and analysis, by mid-August the U.S. intelligence community predicted that the USS Nimitz Battle Group transit would draw a reaction from a Russian Pacific Fleet Oscar. As the Nimitz conducted carrier qualifications off the Southern California coast on 5 and 6 September, an Oscar was already at sea, having slipped out of the Siberian port of Tarya Bay, near Petropavlovsk, a few days earlier. Most analysts seemed certain that the Oscar would interact with the Nimitz Battle Group somewhere near Shatskiy Rise, in the well-traveled great-circle route approximately 1,000 nautical miles east of Tokyo. Carrier Group Seven's challenge was to minimize the Oscar's ability to target the Nimitz without adjusting the battle group's 21 September arrival date in Yokosuka, Japan. Ideally, Oscars hope to acquire a targeting solution on an aircraft carrier at a minimum of 100 to 200 miles, limiting the chances of counterdetection while remaining well within the operational employment range of the antiship missile. This requires some sort of over-the-horizon targeting data, which usually is acquired from Russian electronic-sensing satellites and relayed to the submarine. By minimizing electronic emissions and effecting surreptitious course changes, the Nimitz Battle Group would be able to complicate this process. Depending upon the environmental conditions, acoustic detection of the carrier also was possible. Transiting just north of Hawaii, the Nimitz Battle Group participated in an antisubmarine warfare exercise where a U.S. submarine simulated a Russian Oscar. During the exercise, the Nimitz routinely was detected at 50 to 100 nautical miles. It is unlikely that an Oscar would want to venture this close to its target. Nor would it likely acquire targeting data from an acoustic detection that was refined enough to employ the missile with any degree of confidence. By 13 September, the battle group was west of Hawaii and only days away from a potential interaction with the Russian submarine. The battle group commander, in calling for an evasion plan, stressed the need to estimate where the Oscar would be from 18 to 20 September--the most likely interaction dates based on a simple time-distance calculation and recent precedent. He wanted to ensure that the revised track took the battle group south of the maximum range of the Oscar's missiles. Avoiding rough weather and arriving in Yokosuka by the morning of 21 September also were primary considerations. The Russian submarine had not been located through 14 September, so on the night of 16 September it was decided to turn south, remaining below the 300 nautical-mile arc of the Oscar's projected position. The other ships of the battle group were to screen the Nimitz, and two U.S. submarines were positioned to the north and east of the group, hoping for a stroke of luck in gaining an open-ocean detection of an Oscar. Just when the plan was firmly in place, the picture got muddy on 15 September. New information suggested the Oscar was nowhere near where it was thought to be. The intelligence community was divided. Historical precedent and some circumstantial evidence still pointed to an interaction near Shatskiy Rise, but less-ambiguous evidence indicated that the Oscar was in the Northeastern Pacific and not a threat to the Nimitz. An Oscar had never patrolled in the Northeastern Pacific, and such a scenario was a tough pill to swallow for several sharp submarine analysts. They had spent too much time crafting an analytically sound prediction, so most analysts were not ready to throw in the towel on the original theory. For the next few days, a debate raged in Hawaii and Washington over the Oscar's true location. Several shaky acoustic contacts along the Nimitz's track never panned out, and by 19 September the Nimitz Battle Group was west of 150╟ East and was focused on arriving in Yokosuka on time while avoiding Typhoon David, which was tracking north along the east coast of Japan. By November, other evidence became available and the intelligence community finally agreed that the Oscar did indeed patrol in the Northeastern Pacific--at least initially--and probably interacted with the USS Constellation (CV-64) Battle Group as it transited the Northern Pacific shipping lanes en route to Seattle from Japan. With the submarine problem resolved, the Nimitz still faced the small possibility of an air reaction from the Russian Pacific Ocean Fleet Air Force. For years, battle groups transiting the Pacific were intercepted by pairs of Tu-95/Bear Gs in what became referred to as the "Bear Box," an area centered approximately 1,000 nautical miles east of Japan. The Bear G was the long-range maritime strike variant of the Tu-95, and carried the AS-4/Kitchen, a missile with a 2,000-pound warhead and a range of more than 200 nautical miles. The tactical challenge was to detect, identify, and intercept the Bears with carrier-based fighters before the Russian strikers closed within weapons-release range. The last time Bear Gs--or any Russian aircraft--flew a simulated strike mission in the Pacific against a transiting U.S. battle group was in June 1993 against the USS Abraham Lincoln (CVN-72), and the Bear Gs since have been taken out of service with no replacement. The Tu-142/Bear F was designed for antisubmarine warfare and maritime surveillance, carries only torpedoes, and is not a serious threat as a maritime strike aircraft. But, in September 1996, two Bear Fs flew a navigation training route east of Japan, and intelligence analysts in Hawaii estimated this was probably a familiarization flight for the Bear Fs to assume a long-range surveillance mission. On the morning of 19 September 1997--a year to the day after the Bear F familiarization flight--the Russian Pacific Ocean Fleet Air Force executed an evolution not seen in several years. Two Bear F maritime patrol aircraft took off at first light from Alekseyevka Airfield in Siberia, located on the western coast of the Tatar Strait across from Sakhalin Island, and flew a 1,300-nautical mile intercept of the battle group approximately 500 nautical miles east of Japan. By 0700, the pair of Bears had ventured east of the Kuril Islands--a rare occurrence--and it became clear that the Russians were flying a surveillance mission against the Nimitz Battle Group. The Bears turned south, and the Nimitz made preparations to set flight quarters several hours ahead of schedule. The battle group commander ordered the Bears intercepted at no less than 100 nautical miles. To meet this challenge, the Nimitz's command-and-control aircraft (E-2C), electronic surveillance aircraft (ES-3), and several fighters (F-14s and F/A-18s) needed to launch and get into position quickly to effect a successful intercept. As the Bears closed from the north, they curiously changed course to the west and eventually were intercepted just more than 100 nautical miles to the northwest of the Nimitz. Following the intercept, the Nimitz's fighters escorted the Bears as they first circled and then made several passes over the battle group before making the long journey back to Alekseyevka. Considering the current state of affairs in the Russian Far Eastern Military District, one wonders what it must have been like as the Russian crews briefed and manned their aircraft in the chilly predawn hours in eastern Siberia. Four years had passed since the Russians had flown such a mission, and the Bear F pilots were averaging less than 20 hours of flight time a year. The pilots that flew this mission undoubtedly were the best in the regiment, and they had to have been pained acutely by the demise of their beloved Air Force. Yet for them, this mission represented not a return to glory, but rather a sort of twisted apotheosis of despair--the ruined merchant in rags desperately proclaiming his relevance on the street of sorrows. Nonetheless, the evolution provided valuable training for the Nimitz and her embarked air wing, as they worked through the same processes that would be executed if an Iranian fighter flew toward the battle group in the Arabian Gulf. Battle groups rarely get the opportunity to execute a live open-ocean intercept and, considering there was no compelling reason to expect an air reaction from the Russians, the Nimitz Battle Group reacted well. In deference to submariners and submarine hunters, the Oscar evolution was somewhere between curiosity and nuisance. Although far from cozy, our relations with the post-Soviet Russians are not confrontational. The submarine cat-and-mouse games will continue for the foreseeable future, as they serve the source of national pride and the validation of engineering designs with significant price tags. And they also provide good experience for U.S. acoustic experts with very perishable skills. Yet as we entered Yokosuka, I couldn't help but feel that the world had passed on to other concerns, and that only our two navies cared about such things. In some ways, the captain of the Nimitz has more in common with the captain of an Oscar than with half the people in Manhattan. The world indeed has changed, and one hopes the sun has set forever on the Soviet threat. Two days in Yokosuka provided a welcome breather. Official calls were paid on the Seventh Fleet staff, and sailors visited the exchange, used the many services offered at overseas U.S. Navy bases, and relaxed at the clubs on and off base. Also, more than 25,000 Japanese civilians visited the Nimitz, thrilled with the rare opportunity to visit a nuclear-powered carrier. U.S. carriers stationed in Yokosuka always have been conventionally powered, and the main purpose for the Nimitz's two-day visit was to familiarize the Japanese with the prospect of a nuclear-powered carrier one day being homeported in Yokosuka. On 23 September, we were at sea again, scheduled for a short exercise near Okinawa and then straight to Hong Kong for a four-day port visit. Hong Kong is now again part of China--a China reemerging as the great power it hasn't been for more than 300 years.


"" Sun Aug 27 19:15:51 2000
lawyer
- Навряд-ли сейсмика зарегистрировала продувания балластных цистерн. А вот подрывы пороховых шашек могла, если они имели соответствующую мощность. Но полностью доверять иностранным источникам нельзя, Норвегия страна НАТО. Возможно, что сейсмограмма сфальсифицирована, как один из ходов в операции прикрытия. Надо искать наши источники. . Когда накопится достаточно таких вопросов, вывести в тот-же район однотипную ПЛ, и пусть она сделает такие же действия, как и Курск. У юристов это называется следственный эксперимент и все фиксируется протоколом. Прояснится может очень многое. И делать это надо сейчас пока не изменилась гидрология моря: температура слоев воды, направление течений, гидроакустика. Потом уже нельзя будет войти в одну реку дважды. То есть в других метеорологических, гидрологических условиях, обсловленных определенным временем года и температурами, сложившимися именно в этом году эксперимент может дать подобные но не идентичные результаты. Я тут у себя сохранил кое-какие мысли ученой братии, могут пригодится. Эмоции эмоциями, но надо и дело делать.


"" Sun Aug 27 19:14:26 2000
битенг
- Капитан из Новороссийска предложил оторвать лодку от грунта танкером. Подгоняют танкер в грузу (груз вода) к месту. Заводят найтовы от ПЛ на танкер и потихоньку начанают откачивать воду из танков в море. 1. Отпала необходимость в постройке понтонов. 2. Англичанина, с его шарами можно послать на шар. Я больше всего боялся, что какой-нибудь сановный дурак у нас протащит эту идею, хотя там, кроме как нагреть руки на дураках русских больше ничего не прослеживалось. 3. Подъем будет происходить управляемо и регулируемо. Всегда можно изменить дифферент корпуса, набить или потравить найтовы и тд. А если дать ход хотя бы полузла, может быть удасться перетянуть Курск в ближайшую губу и там спокойно с ним заниматься. 4. Теперь действительно есть надежда на этот год, но надо спешить, скоро осенние шторма. ТЕПЕРЬ ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА, сможет ли оно быстро отмобилизоваться.


"" Sun Aug 27 19:13:22 2000
битенг
- Дистанционно управляемые подводные видеокамеры есть в институте Южморгеофизика в г. Геленджике. С помощью этих камер три года назад обследовалась немецкая подводная лодка посредине Карибского моря, найденная исследовательским судном института по просьбе американцев на глубине 1500 метров. Это лучшая глубоководная телекамера в мире по качеству передаваемого изображения и американцы об этом прекрасно осведомлены, почему предложили именно Южморгеофизике найти и обследовать лодку.


"" Sun Aug 27 19:12:19 2000
битенг
- To BM Может быть один. В этом-то и есть противоречие. Норвежская сейсмограмма может иметь элемент дезинформации. Достаточно ясно сказано в пресс-релизе что Норсар создан в рамках соглашения правительство-правительство. Подразумевается Норвегия_США. Обе страны НАТО. А может быть и два. Первый удар о скалу, второй детонация боезапаса.


"" Sun Aug 27 19:10:59 2000
РТФ
- >Что же произошло на лодке в момент первого "взрыва"? Могла полететь лопатка турбины, это объяснит "долгий" взрыв. Кстати, уже был случай с ПЛ К19, когда она пикировала под углом 42 градуса и по счастью воткнулась в ил, скалы там не было.


"" Sun Aug 27 14:10:11 2000
Yuli
- Уважаемый ВМ! Относительно сейсмики не все достаточно ясно, как мне кажется. Не могли бы Вы связаться со специалистами из МГУ, было бы очень интересно узнать их мнение о представленных норвежцами сейсмограммах. Не совсем понятно, также, почему не опубликованы сейсмограммы русских сейсмических станций. Возможно, что-то есть в Кольском филиале Горного Института РАН?
Интересен также тот факт, что не попали в Интернет записи, сделанные гидроакустическими приборами на кораблях НАТО, находившихся в районе учений. Очевидно, эти записи не полностью совпадаеют с НАТОвской версией аварии.
Нетрудно предсказать, что с течением времени число загадок, связанных с аварией "Курска" будет множиться, но будут и утечки информации, не говоря уже о плановой работе сторон по дезинформации. Поддерживать рабочие гипотезы о характере происшествия в соответствии с новыми данными будет достаточно сложной и нетривиальной задачей.


"" Sun Aug 27 12:49:34 2000
ВМ
- wdick!

Ваши морские наблюдения очень интересны и полезны. Но вот что не сходится: было-то 2 "взрыва" (см. сейсмику). А в вашей версии - один. Что же произошло на лодке в момент первого "взрыва"?


"" Sun Aug 27 12:35:19 2000
wdick
- Версия происшествия - рули глубины на срочное погружение.

Лодка ударилась а грунт (подушка ила не препятствие удару о скальные породы), особенно если учесть, что рельеф там неровный. Удариться о подводный скальный камень при массе 24 000 тонн это не игрушка. Рассмотрим подробнее, могли ли рули глубины принять положение соответствующее срочному погружению?

1. На севере миражи не редкость. Сам видел в Баренцевом море и береговую черту со снежными пятнами с северной стороны и корабли рядом, хотя они были за горизонтом. Не могло ли так получится, что командир в перископ увидел перед собой мираж чего-либо и скомандовал срочное погружение? Ну например корабль в кабельтове или двух, или еще что.

2. Ошибка рулевого на горизонтальных рулях. Стало известно что экипаж формировался из нескольких. Управление кораблями разных тоннажей имеет свои особенности. Танкер 60000 тонн при скорости 14 узлов имеет радиус поворота 3-6 миль, это при руле на борт. Имел ли горизонтальщик навыки на управления рулями на большой лодке?3. Отказ датчиков, повлекший ошибку на руле.

3.1. Неисправность рулевой машины.

3.2. Неисправность указателя положения пера руля. В этой ситуации мне пришлось быть. Лето. Белое море. Ясный подень. Полный штиль. Мы загрузились лесом в Умбе. Ну, конечно и караван на палубе, занайтованный по всей науке. Метацентр теперь знаете где, остойчивость тоже. Какой дурак будет закрывать иллюминаторы при полном штиле. Вышли из порта. Сейчас ляжем на курс. Я с боцманом находился на палубе нижних иллюминаторов правого борта. Все тихо и спокойно. Начинается обычная размеренная судовая жизнь. Вдруг судно начало резко кренится на правый борт. В секунды крен достигает угрожающего значения. В иллюминаторы с ревом хлынула вода. Мы оцепенели. Боцман крикнул <караван>, имея в виду, что лес с палубы уйдет за борт. Этот крик вырвал нас из оцепенения и мы рванули наверх. Я хорошо помню, что бежал не по трапу, а по углу, соединяющему переборку с трапом. Выбежали на палубу и услышали голос капитана. Он не успел в ходовую рубку, а просто вылетел из своей каюты на шлюпочную палубу и заорал во всю глотку "право руля". Его наверно, как тифон, усышали бы за несколько миль. Благо, что лето и двери ходовой рубки были открыты, так что рулевой услышал. Судно выровнялось. Все стало на свои места. Причина нашлась сразу. Отказал датчик указателя положения пера руля и рулевой, не видя движения руля, как положил манипулятор влево, так и держал пока перо не стало в положение <лево на борт>. И мы на полном ходу, с караваном леса на палубе начали чертить самоубийственный поворот влево, который чуть не закончился опрокидыванием судна, т..е. оверкилем. И если бы это случилось, все бы залило водой и ни одна комиссия в мире не установила бы точной причины гибели судна. Ясный полдень, исправное судно только что вышло из гавани и перевернулось.

Вот такие пироги.


"" Sun Aug 27 05:34:11 2000
Д.К.
- Юлий Борисович,- всё правильно.


"" Sun Aug 27 02:36:47 2000
Yuli
- Уважаемый Д.К.!
Ваши сомнения вполне обоснованы. Вы, конечно, понимаете, что информация по аварии "Курска" составляет и еще долго будет составлять военную тайну как в России, так и в странах НАТО. Какие-то данные, которые могут быть как информацией, так и дезинформацией могут быть опубликованы по инициативе сторон с целью получения политических, военных или просто личных выгод. Не исключается также и утечка информации, а также публикация СМИ дезинформации с коммерческой целью.
Что может сделать в этих условиях общественность? Объединить усилия по анализу всех без исключения источников информации/дезинформации. Иногда это занятие бывает достаточно плодотворным, но чаще государственные машины пропаганды и дезинформации оказываются более успешными, чем отдельные лица или группы лиц. Вы можете воспринимать активность на данном форуме как своего рода информационную игру, успех которой зависит от Вашего интеллекта и опыта.
Что касается интересующего Вас рисунка, то сам по себе он имеет весьма незначительную ценность, но в определенных обстоятельствах эта ценность может увеличиться. Можно только предполагать, каковыми окажутся эти обстоятельства.
Я не советовал бы Вам безоговорочно принимать на веру информацию, снабженную ссылкой на источник. Специфика сегодняшних СМИ состоит в том, что это практически не увеличивает вероятность того, что информация будет соответствовать истине.


"" Sat Aug 26 16:23:52 2000
Д.К.
- Я хотел услышать, почему можно считать, что эта схема сделана по рассказам водолазов. Я плохо понимаю скандинавские языки, а норвежский - в особенности, но в подписи к схеме, по-моему, нет этого рассказа водолазов. Фамилии водолазов очевидно можно найти в норвежских газетах, той же Тагблаттен, но меня они не интересуют как таковые. Дело в том что журналист, говорящий, что информация дана "по рассказам" либо врёт либо крайне непрофессионален. Есть правило: источник информации нужно называть. Впрочем это не требуют от бульварной прессы, к которой, кажется и относится этот ВГ, из которого взят рисунок.


145.... 105..144 65..104 25..641..24
Все 184  сообщений