05.06.2018

Туманность Тарантул - перенаселённый звёздами сосед Млечного Пути

Туманность Тарантул расположилась от нас на расстоянии 160000 световых лет. Она является самой запоминающейся особенность Большого Магелланова Облака (БМО) — галактики-спутника нашего Млечного Пути. Обзорный телескоп VLT в Европейской Южной Обсерватории в Чили сумел запечатлеть эту туманность и её богатое звёздное население в очень мелких и точных деталях. Так, например, здесь можно разглядеть космический пейзаж различных звёздных скоплений, раскалённых газовых облаков и рассеянных остатков от взрывов сверхновых. Представленное здесь изображение является самым подробным и чётким из всех, которые когда-либо делали астрономические приборы.

Как уже говорилось, астрономы на полную мощность использовали возможности Очень Большого Телескопа (VLT) в Чили, и в результате им удалось получить самое подробное изображение туманности Тарантул и её многочисленных туманностей и звёздных групп. Туманность Тарантул, которая ещё носит наименование 30 Золотой Рыбы (30 Doradus), является самой яркой и самой активной область звездообразованию в Местном Скоплении Галактик или в Местной Группе.

Эта туманность представлена в верхней части изображения, её протяжённость составляет более тысячи световых лет, а расположена в созвездии Золотой Рыбы в южном полушарии Земли. Тарантул является частью Большого Магелланова Облака — карликовой галактики, которая в поперечнике имеет примерно 14000 световых лет. БМО — одна из самых близких галактик к Млечному Пути.

В ядре туманности расположилась молодое, гигантское звёздное скопление под наименованием NGC 2070, которое является областью активного звездообразования, а его плотное ядро R136 содержит одни из самых крупных и ярких звёзд. Яркое свечение самой туманности Тарантул впервые было замечено в 1751 году французским астрономом Никола Луи де Лакайль.

Есть в этой туманности и другое интересное звёздное скопление — Hodge 301, в котором по крайней мере 40 звёзд уже взорвались в виде сверхновых, распространяя свои газовые оболочки по всей области. Один из примеров остатка сверхновой — суперпузырь SNR N157B, который содержит в себе рассеянное звёздное скопление NGC 2060. Само скопление было обнаружено британским астрономом Джоном Гершелем в 1836 году на Мысе Доброй Надежды в Южной Африке с помощью 18.6-дюймового телескопа-рефлектора. На окраине туманности Тарантул, в правой нижней её области, можно идентифицировать известную сверхновую SN 1987A. Сверхновая была первой звездой, которая наблюдалась уже современными телескопами, и самой яркой, если считать от вспышки звезды Кеплера, которая произошла в 1604 году. Свечение SN 1987 A было настолько интенсивным, что в течение нескольких месяцев после открытия 23 февраля 1987 года оно испускалось с мощностью ста миллионов Солнц.

Если посмотреть на левую сторону этой туманности, то можно увидеть другое рассеянное звёздное скопление под названием NGC 2100, которое демонстрирует нам собрание синих звёзд, окружённых красными. Эта группа была обнаружена шотландским астрономом Джеймсом Данлопом в 1826 году во время его работы в Австралии. Открытие было совершено с помощью 23-сантиметрового рефлектора.

В центре изображения расположилось звёздное скопление и эмиссионная туманность NGC 2074 — другая крупная область звездообразования, выявленная Джоном Гершелем. Если всмотреться повнимательнее, то можно заметить тёмную пылевую структуру в виде морского конька. Эту особенность так и называют — морской конёк в Большом Магеллановом Облаке. На самом деле это гигантская структура в виде столпа протяжённость примерно в 20 световых лет, что почти в пять раз больше расстояния между нашим Солнцем и самой близкой звездой — Альфа Центавра. Этот космический морской конёк в течение последующего миллиона лет должен полностью исчезнуть, поскольку в скоплении продолжают формироваться всё новые и новые звёзды, которые с помощью своего излучения и ветра будут медленно уносить эти структуры.

Это изображение удалось запечатлеть благодаря 256-мегапиксельной камере OmegaCAM на телескопе VLT. Итоговое представление о туманности Тарантул было получено путём сложения четырёх кадров с применением различных фильтров. Один из них был использован специально для того, чтобы показать красное свечение ионизированного водорода.

Линия поглощения водорода или H-alpha — красная спектральная линия, создаваемая, когда электрон в атоме водорода теряет энергию. Это происходит вокруг молодых, горячих звёзд, когда газ становится ионизированным из-за интенсивного ультрафиолетового излучения, и электроны впоследствии повторно объединяются с протонами, снова формируя атомы. Возможность OmegaCAM фиксировать именно эту линию, позволяет астрономам характеризовать физику гигантских молекулярных облаков, в которых формируются новые звёзды и планеты.

По информации Европейской Южной Обсерватории.

По информации http://www.theuniversetimes.ru/tumannost-tarantul-perenaselyonnyj-zvyozdami-sosed-mlechnogo-puti.html#axzz5HYrhFFTe