07.11.2017

Особенности национальной научной журналистики или кто такие Стрюцкие?

Читаю сегодня новсть с многообещающим названием "Всего одно слияние нейтронных звезд — и пять невероятных вопросов". Ну, думаю да под таким то заголовком можно многое рассказать о вкладе русских ученых в открытие сталкивающихся нейтронных звезд. Тем более, что в России (СССР) не только придумали идею ловить гравитационные волны световыми зайчиками (Герценштейн и Пустовойт, 1962), не только прямо участвовали в создании американского гравитационно-волнового интерферометра LIGO (группа Владимира Борисовича Брагинского из МГУ им.Ломоносова, конечно), но и предсказали, что первыми будут открыты сливающиеся черные дыры (Липунов, Постнов, Прохоровс помощью Машины Сценариев, 1997) , и прямо указали при каких условиях будут открыты сталкивающиеся нейтронные звезды (Липунов и др. 1987). Более того, русский телескоп-робот МАСТЕР, установленный в Аргентине (Липунов и др.) 17 авгутса 2017 года просто открыл (независимо от нескольких американских телескопов) оптическое излучение Килоновую. ОБо всем этом я написал в нескеольких заметках моего научного обозрения:

Как мы открыли космический Чернобыль!

Придумали веселую игру "Найди килоновую сам" в которой показано совершенство отечественной астрономической робототехники.!

Анатомия килоновой и вторая статья МАСТЕРа в Nature в 2017 г.

В Общем, можно порадовать наших читателей успехами российской науки, которых и так кот наплакал. Но увы наши агентства перепечатали переводную статью по материалам публикации американских (странно, что не британских).

Да Стрюцкие никогда не переведутся. Да, да те самые о которых писал Достоевский.

Итак читаем "Всего одно слияние нейтронных звезд — и пять невероятных вопросов"

Вопрос номер 1.Как часто протекают слияния нейтронных звезд?

Вот рисунок, построенный за два года до открытия первого слияния Нейтронных звезд по результатам расчетов проведенных в СССР в 1987 году с помощью Машины Сценариев. (опубликовано в моем обозрении пару недель назад)

Темп слияния нейтронных звезд в зависимости от горизонта чувствительности (see Fig.6. in Lipunov & Pruzghinskaya, 2014) с добавлением события GW170817 . Пунктиром показаны расчеты Машины Сценариев. Красная звездочка - это нижний предел 2012 года,- он не противоречил нашим предсказаниям. Вертикальная серая полоса - это предполагаемое расстояние до галакатики NGC4993 с реальными ошибками 41+/- 5.8 Mpc. Горизонтальная серая полоса - это предсказание Машины Сценариев - несколько событий в год! Великолепное совпадение. Ведь гравитационные антенны проработали примерно 1/3 года (Abbot et al., 2017)!

Почему же для американцев это неожиданность? Дело в том, что спор с американцами продолжается уже с примерно серезины 90-х годов, когда они наконец осовили популяционный синтез двойных звезд. И пришедешая молодежь не долго не читала русских статей - хотя они были опубликованы на английском языке и в ведущих западных изданиях. Почему? ДА потому что почти все уже было сделано! Ну тогда, молодые "постградюэйтед стюденсы" стали пытаться доказать, что наши результаты полученные5 на 10 лет раньше - не верны. Мол, не могли в России, что то сделать на 10 лет раньше, чем в Америке. Ну и пошло поехало... То у них нейтронные звезды пошли сливатьсфя в 30 раз реже чем в наших моделях, то черные дыры перестали вообще стакиваться. Все это теперь - после открытия первых гравитационных волн от черных дыр и нейтронных звезд рухнуло! Н у и что же сказать им? Они говрят, о как это неожиданно! О как это удивительно! Вполне это все ожиданно, а удивительно лишь америкаское научное хамство. Я, пожадуй единственный ученый, который участвовал в предсказании того как будут открыти гравитационные волны, так и сам поучаствовал в их открытии и в частности русский МАСТЕР великолепно покзал себя в наблюдении гравитационно-волновых сигналов. Мы незаивисмо от всех открыли КИЛОНОВУЮ!

Вопрос N2.Что заставляет вещество выбрасываться в процессе слияния в таком количестве?

Это вопрос вполне законный, но тоже вполне ожидаемый. Американский ученый польского происхождения Богдан Пачинский лет 20 назад предсказал это явление и придумал ему название - КИЛОНОВАЯ. Конечно, многое остается на хлеб научному комюнити. Но американцы редко упоминают идейных создателей. Так, в краеугольной статье по открытию сталкивающихся нейтронных звезд, я, как один из принципиальных соавторов долго боролся с 10-ю другими, чтобы включчили в статью Льва Ландау, впервые предсказавшего существование во Вселенной нейтронных звезд. Нет - не вышло. Всех хочу предупредить, в статьях с огромным числом соавторов очень трудно контролировать саму публикацию - можно только выйти (наверное). Потому что все происходило в такой спешке, что не все даже ознакомились с окончательным вариантом статьи.

Вопрос. 3. Произвело ли это слияние сверхмассивную нейтронную звезду?

В 90-е годы, я неоднократно рассказывал об этой проблеме, причем не где-то в закоулках, но в приглашенных докладах на генеральной ассамблее в Амстердаме и Киото. Я говорил о новой науке "Mergingology" ("Слияниеведение". Вообщем именно тогда, мы (советские ученые - Липунов, Постнов, Прохоров, Панченко, Назин в МГУ и Тутуков и Юнгельсон в Астросовете) впервые дали адекватные оценки вероятности этих процессов во Вселенной.

Еще до пояления слова Магнетар, мы разработали сйенарий образования тяжелой нейтронной звезды - СПИНАРа - равновесие которого поддерживается не только ядерными силами, но и вращеннием. Об этой возможности на Западе даже не задумываются.

Такой объект - может жить длительное время и потом превратиться в черную дыру.

Ворос N4. Если эти нейтронные звезды были бы более массивными, было бы слияние невидимым?

"Видимость" слияния нейтронных звезд связанна не с массой, а с избытком углового момента, который нужно как-то отдать, прежде чем сдвоенная нейтронная звезда превратиться в черную дыру или нейтронную звезду с медленным вращением. В отличии от черных дыр, нейтронные звезды это объекты без горизонта событий и какое то вещество всегда будет сброшено.

Ворос N5. Что приводит к тому, что гамма-лучевые всплески такие яркие во многих направлениях, а не в конусе?

Правильнее переводить: " гамма-всплески". О появлении бокового свечения не связанного с джетом так же писали русские ученые в 1996 году. Это излучение вполне ожидаемо.

По теме:

Министерство научной правды.

Обозрение "Физические явления на небесах" профессора В.М.Липунова.