TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Поэзия
30 августа 2010 года

Алексей Ивантер

 

О, край - воочью голубиный, где ночью - дом незапертой! Покрай деревни три рябины срубил кузнец, как в песне той. Здесь из плодовых - слаще ёлка, и колко от бревна в глазу, когда старуха со сверёлкой пасёт комолую козу. Но вещ петух и слух распахнут, и воздают за зло добром. Тут русский дух! Тут деньги - пахнут! ...и в долг везёт меня паром, буханку режут на осьмухи, а батюшок горазд до треб, и помнят крепкие старухи, почём в пятнадцатом был хлеб, почём в семнадцатом свобода, почём усы вождя народа, почём мужик в сорок втором, и что я должен за паром. А филин ухает на срубе, златая цепь гремит на дубе, стучит колымское кайло, и дымом даль заволокло.

 

***

То ли пьян я, то ли болен, то ли плохо с головой, грех гражданской не отмолен, свеж рубец от мировой. Как услышал я когда-то, проезжая город Гдов: "Век короткий у солдата, память долгая у вдов". От турецкой до чеченской, за последнюю версту провожает голос женский по Калинову мосту и Иванов и Азимов - на незыблемый покой, и стоит, как мост Калинов плач над огненной рекой. То ли пьян я, то ли болен - эти слышу голоса между белых колоколен у Калинова моста на Архангельском, Миусском, ах ты, Господи, спаси! ...голос плачущий по-русски - мост Калинов на Руси.

 

***

Спецагент неизвестной державы, я тетради храню в тайниках, я вдыхаю горящие травы и шифровки пишу впопыхах - как окошки дрожат выставные, как на Мурманск уходит конвой, как пожары чадят торфяные, и безумствует пал верховой, и под лязганье траковой стали различает пожарный расчёт: это память гудит на Урале и губами стальными речёт. Это память, как звон погребальный догоняет сквозь годы и сны, и стоит городок госпитальный в озареньи пожаров лесных, и среди пепелищ и разрухи, на поленницы руки кладя, хоронившие немцев старухи на огонь, не мигая, глядят.

 

***

 

В зарослях краснотала,
В Устьинском ли бору
Что-то со мною стало -
Слова не подберу.
Что мы сказать осилим,
С тем и уйдём из мест
Милых под небом синим
П
од невысокий крест.

И, как седой калека,
Что присягал царю,
Я на руинах века 
В
сё говорю-горю,
Речью и пьян и болен,
Слов я, гляди, накрал! 
И, как слепой Марголин,
Что-то из них собрал.

Глянь, достославный друже,
Вот негустой улов -
Всё-то моё оружье
И
з немудрёных слов. 
Старым еловым кряжем,
Пихтою вековой
В
землю родную ляжем -
Это само собой.

Пьяны теплом и болью,
Слышим едва-едва,
Тех, кто до нас с тобою
Т
ут говорил слова,
Выбрал такую ж сечу,
В слово себя облёк,
И на излёте речи
В землю родную лёг.

И остаётся с нами 
Лагерной снег зимы,
И под рубахой знамя
П
рячем на теле мы.
Судит нас совесть, судит,
Если слеза в горсти.
Будет в России, будет
Знамя кому нести.

 

***

Что-то мама захворала, навалилось через край,
Мама, нас осталось мало, обожди, не умирай!
Помнишь снег под Павлодаром, голод, бабушку в тифу,
Запах кож и скипидара, ссылку, пятую графу?
Помнишь, бабушка в апреле ни к чему произнесла:
"Мы евреи, мы евреи, бухенвальдская зола..."
И
легла уже не встала, как ушла из-за стола,
Догорела вполнакала, незаметно умерла.
И под русскою ветлою разместилась декабрём
Бухенвальдскою золою за Донским монастырём...
Н
е её ль ладошкой узкой с медицинскою иглой
Я подмешан к песне русской бухенвальдскою золой?
Полистай мои страницы: ссылки, войны, холода,
Леденящие больницы, немудрящая беда,
То с обрезом под полою, то с колымскою пилой,
С бухенвальдскою золою, с бухенвальдскою золой...

 

***

Кресты на могилах заброшенных, конец бесконечного дня,
Какая же всё же хорошая тверская у Оли родня!
Сойтись бы на Пасху тверёзыми, с утра приодев сыновей...
Д
а все под большими берёзами за бабушкой Верой левей.
Темнеет на родине Олиной, багров разливается свет,
Дорог, что слезами не политы, на родине Олиной нет.
Как надо разлито-не-пролито за горечь забытых побед.
Дороги, чтоб кровью не полита на родине Олиной нет.
Всё видится мне за сараями, за горковским чахлым леском,
Как люки на марше задраены, как "Вихман"* гудит за виском.
И можется мне и не можется, молчится и плачется тут,
А мысли приходят и множатся, а травы тверские цветут,
А ветви под ветром качаются, гляди, соберётся гроза,
А жизнь всё течёт не кончается, мои раскрывает глаза.

*Двигатель Вихмана - дизель на тридцатьчетвёрке

 

***

То верхом, то пешком, то в опорках, то босыми, то на древках кумач - то неистовый свет, и идут на бинты госпитальные простыни, эшелоны идут за Уральский хребет. Всё мерещатся мне эти пристани-росстани, полустанки, разъезды, степной говорок, как идут на бинты госпитальные простыни, и врывают кресты у разбитых дорог. То верхом, то пешком... Жизнь попутная-встречная закрывает лицо, что твоя Гюльчатай. Серо-сизым дымком наплывёт наша пристань конечная, а бессмертных-то нет на Земле, почитай.




Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
293829  2010-10-02 02:29:55
Смилодон
- Всё это,все эти строки - это поэзия не прибавить,не отнять...Проникнута глубинной русской печалью и русским духом да таким,который невозможно перевести ни на какой другой язык.Томление духа,ностальгия по прошедшему,жалость к ближнему,высокая пейзажная лирика и гражданственность идеально вплетённые в поэтическую ткань,в рифмы и ритмику - что ещё нужно хорошим стихам!Ан,нет,оказывается - всё это было,что-то подобное мы уже слышали и читали...и скажут мне многие-ну и что!Поэзия - не судья,но - поводырь...Да,как летопись она сыграет свою роль,но роль соглядатая,созерцателя,а не участника и наставника - душеприказчика для читателя и слушателя.Человеческая суть - она сподвижница Богу - и наоборот.Из этого следует,что высокая поэзия должна обращаться к нему - может быть споря,а может быть - вторя...

293839  2010-10-03 07:02:35
Л.Лилиомфи
- ПРО МАМУ ДИВНЫЕ СТРОКИ

-- Не её ль ладошкой узкой с медицинскою иглой

Я подмешан к песне русской бухенвальдскою золой?

Полистай мои страницы: ссылки, войны, холода,

Леденящие больницы, немудрящая беда,

То с обрезом под полою, то с колымскою пилой,

-

С бухенвальдскою золою, с бухенвальдскою золой...

-

Здорово, что тут скажешь. Удачи Автору.

293845  2010-10-04 12:36:53
Yuli http://sites.google.com/site/idombr/
- Единственная строчка, которую можно назвать у Ивантера точной и лаконичной это "То ли пьян я, то ли болен, то ли плохо с головой...". На дворе двадцать первое столетие, к пустопорожней болтовне на "деревенские" темы не располагающее.

293849  2010-10-04 14:17:08
А. Ш-С
- Yli: На дворе двадцать первое столетие, к пустопорожней болтовне на "деревенские" темы не располагающее.

На дворе двадцать первое столетие, к пустопорожней болтовне с Yuli не располагающее.

293857  2010-10-04 21:48:49
И. Крылов
- Что верно в отношении отдельных людей - исключительность и способность руководить менее сообразительными, то абсолютно не верно по отношению исключительности сообществ, как этнических, так и всех остальных. Элиты, которые правят, не являются сообществами в смысле их автономии, а есть кристаллы, выросшие в определенной насыщенной среде и выбранные этой средой для управления ею. Давление, какое бы оно не было беспрецедентное по силе и длительности на одну этническую группу, не может создать нацию, которая бы имела право претендовать, даже в силу бОльшей несправедливости по отношении к ней со стороны конкретных обстоятельств, на особый статус и тем самым на неподвергаемую сомнению исключительность. По всем параметрам, и по пережитым страданиям тоже (что еще более относительно, так как бОльшая несправедливость коснуласть именно тех общностей и людей, которые смогли выжить пожертвовав куда большими духовными и человеческими ресурсами). Миллионы русских и не только русских людей, погибших в ВОВ. Или миллионы жителей африканских стран, страдающих от вооруженной междуусобицы, или жертвы экономического геноцида, развязанного Ельциным и его подручными, или страдания иракского народа, ставшего жертвой американского вторжения. Все эти разговоры об исключительности страданий одного народа оскорбляют и раздражают, по причине того, если говорить о нашей полиэтнической России, что народ России как нация - как объединение всех граждан единой страны, все же выше по своему статусу чем этническая судьба отдельных входящих в нее народов. Ничего личного. Лично я не считаю себя ни перед кем ни в чем виноватым. Уж простите. Внушить мне комплекс вины за то, что я такой большой и сильный не удастся.

293862  2010-10-05 18:07:14
- Крылов: ╚Внушить мне комплекс вины за то, что я такой большой и сильный не удастся╩.

Внушить комплекс вины за то, что другой такой маленький и слабый, тоже не удастся.

293869  2010-10-05 22:13:56
И. Крылов
- [84.190.165.225]

- Крылов: ╚Внушить мне комплекс вины за то, что я такой большой и сильный не удастся╩.

Внушить комплекс вины за то, что другой такой маленький и слабый, тоже не удастся............

Ну вот давайте и не будем впредь. Русские кстати свою трагедию не противопоставляют чужой, а чужую чаще всего воспринимают как свою. Чем и пользуются.

293871  2010-10-05 22:40:03
И. Крылов
- Меня пол-жизни миф этот деревенский преследовал. На деревенской прозе вырос, на стихах. Какая-то была в этом сказка-загадка. Свой Космос, запахи, звуки, ночи, рассветы, закаты, природа. Теперь этого нет. Все теперь вижу по другому. А вот плачи по деревне воспринимаю как манихейство. Как будто несколько веков прошло.

293873  2010-10-05 23:29:29
А. Ш-С
- И Крылов: ╚Русские кстати свою трагедию не противопоставляют чужой╩

Для русских важнее идеология, поэтому свою трагедию они, как правило, скрывают. Вы были человеком с Космосом деревенским, а превратились в идеолога пустозвонства. Без деревни всё умирает

293874  2010-10-05 23:36:09
- Да, у нас нет комплекса неполноценности, ни врожденного, ни приобретенного в принудительном порядке.

294098  2010-10-15 19:47:34
- Алексей! "Что-то мама захворала..." отличное стихотворение. Желаю Вам успехов. Юрий Поклад.

294486  2010-11-05 11:20:50
ивантер
- Это ведь просто стихи. Но сказанное под ними уже об ином, поэтому про иное и отвечу. Было время, когда люди на Земле принадлежали к одному народу и говорили на одном языке. Не знаю, конечно, будем ли мы снова говорить на одном языке через, скажем 100 000 лет, но мне мила такая мысль. Разные социумы совершили разные ошибки. Поэтому все ошибки, которые возможно было совершить, уже совершены и за весьма короткую историю. До недавнего времени ошибки эти совершались по непониманию. Общество взрослело медленно. В основе всех совершаемых социумами ошибок лежит представление о конфликте интересов. Наиболее долго живущие в памяти людей ошибки это войны и массовые убийства. Убийства совершаемые по этническому признаку с некоторого времени стали нуждаться в оправдывающих их идеологиях. Наиболее известная из них ставшая основой любого фашизма была создана Моисеем и воплощена Навином. Фашизм в химически чистом виде описан только в Библии. Все выросшие из Книги религии так или иначе наследуют его.

294641  2010-11-16 18:41:24
doctor Cha Zov
- Дорогие друзья.
Спасибо нашему автору за летние дымные впечатления, за интересную рифмованную прозу.

на сельском кладбище на поле где нет ограды никакой стоит старик подстать Николе и левой крестится рукой стоят стакан и ломоть хлеба и больше незачем к врачу и почему рукою левой я даже думать не хочу
291173 2010-01-02 17:56:40
Поэзия живёт по иным законам, дышит иным воздухом, от иного отталкивается и к иному стремится. Это не совсем волейбол. ... Алексей.

взлетают мёртвые над сеткой
передней пяткой бьют живых
и поделом гульба с соседкой
потерь причина боевых

в дыму родной равнины средней
поэт стоит и Ной и Гол
уже не важно что передней
а то что пяткой дык футбол

С поклоном, Вадим.

Русский переплет


Rambler's Top100