Проголосуйте за это произведение |
ПОЭТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ ТАТЬЯНЫ КАЛАШНИКОВОЙ
Рецензия на книгу Татьяны Калашниковой: "Прощальный спектакль": Избранные стихотворения. К. Журнал "Радуга" 2003.
Кому-то поэзия Татьяны
Калашниковой может показаться обыденной . мол, стихов такого толка хватает в
каждом отрывном календаре. Но среди этой кажущейся обыденности буквально в
каждом произведении вспыхивают настоящие открытия, переданные очень точно и
с
душой:
Две серёжки . две
слезинки,
две настенные картинки,
.
всё, что в память мне
осталось
от тебя, мой добрый
друг.
Или вот, например (о птичке, влетевшей в закрытое окно
в
темноте):
Ей почему-то суждена была
любовь из поржавевшего
железа
и голову разбившего
стекла.
И ещё:
На титульном листе
названье
.Мой Город Муз. черкну
исправно,
навеки за собой
оставив
находки авторское
право.
Я очень люблю современные
стихи,
и этой современности у стихов Татьяны не отнять. Если же поэт ставит задачу
отразить атмосферу деревни с её простым, ещё дореволюционным русским
говорком,
как в стихотворении .Поминальный понедельник., то здесь также, как
говорится,
.всё на своих местах.: .Ой, что же могилка-то твоя провалилася?. (именно
.провалилася., .осыпалася., .воспарилася. и это неувядающее .-то.
. чувствуете эгрегор?). Татьяна Калашникова не боится поэтически
переосмысливать
и негативные моменты, не вуалируя их при этом эвфемизмами. Обратите
внимание,
как естественно звучат строки:
Беседу календарь ведёт с
тетрадью.
Гордясь своей настенностью
прибитой,
тетрадь ругает старой грязной
блядью,
исчёрканной, измятой,
неприкрытой.
Помимо явно зримой картинки
этого
диалога календаря и тетради, здесь мастерски найдено .второе дно. у
неологизма
.настенность., оттенённого эпитетом .прибитая.. Прибитыми-то иногда называют
и
слабоумных; возможно, таковым и был календарь перед повидавшей виды
тетрадкой.
Стихотворение .Прощальный
спектакль., давшее название всему сборнику, я бы отнёс к .визитным
карточкам.
Т. Калашниковой. Здесь вся её душа: .раскланиваясь, слёзы брызжут., .и
кто-то
ищет суетливо за шторой дверь с подсветкой .Выход. (не просто .ищет выход.,
как
бывает у многих начинающих авторов, а с точной деталировкой . перед моими
глазами сразу же появился классический в советском стиле горизонтальный
овальный красный сигнальный фонарь у чёрного выхода из театра); .нам . край
родимый, вам . дорога. (на этой же ноте уже многие стали говорить .кесарю .
кесарево, а слесарю . слесарево.). Наконец, последние четыре строки данного
произведения не хоронят отзвучавший спектакль, а лишь надолго оставляют в
сердце читателя звенящую на грустной ноте струну.
Владеет Татьяна и другими
формами
современной версификации . сонетом, а также .безразмерным. стихом . так я
привык называть рифмованные стихи, написанные в дискретной силлабике.
Местами
заставляют задумываться кажущиеся неточности, вроде: .Зацвела абрикоса
белым..
Мы-то знаем, что правильно .абрикос. . будь то плод или целое дерево, но,
взвешивая слово, переведённое Татьяной в женский род, ищем свой шарм в таком
явно специально сделанном повороте. И находим! Точно так же Есенин
подчеркнул
нестойкость пьяного клёна деревенским .чтой-то.. Здесь же, в .Белой поэме..,
которая по сути не совсем белая, ибо рифмованная, мы наблюдаем и другие
эксперименты поэта. Давайте вчитаемся в такой фрагмент этого
произведения:
Голоса на кухне. Все
проснулись
давно.
Сладкий запах. Знаю, мама
жарит
блины.
В старый сад за домом выпорхну
через окно,
кислого щавля наемся и
малины.
Эксперимент
состоит
в рифмовке .блины . малины.. Рифма со смещённым ударением мало
практиковалась в
русской поэзии года эдак до 1985-го (хотя я могу ошибаться), но здесь опыт
однозначно удался. Во-первых, данные слова созвучны и фонетически, и по
смыслу
(какие же блины без малины?); во-вторых же, цельная пейзажность и сладкая
.натюрмортность. этих строк доведена до волшебства. Что же до .щавля. вместо
привычного в русском .щавеля., . может, и здесь имело место нарочитое
усиление
ощущения кислоты этой незамысловатой травы.
Может, Татьяна не
считает свою поэзию первоочередным занятием, но по книге убеждаешься в
обратном. А если стихи выдают предполагаемое за действительное, то они
делают
своё дело.
Проголосуйте за это произведение |