Проголосуйте за это произведение |
ХУДОЖЕСТВО И РЕМЕСЛО
Истинное художество все-таки неповторимо; неповторимо до такой степени, что им нельзя "овладеть". То, чем можно овладеть, уже ремесло. Но нельзя смешивать неповторимое художество с действием особенного таланта.
Дарования и способности можно развить; можно в какой-то мере и передать их другому человеку, хотя и не всякому, а также одаренному; но нельзя развить их из
ничего; не может и человек, имеющий талант, "одарить" им другого человека. А вот ремеслу можно выучить почти всякого; наконец, ремесло можно тиражировать, а талант требует личного контакта - здесь они противоположны друг другу. И все-таки действие таланта не есть художество в высшем смысле: хотя оно не воспроизводимо в другом человеке, но все же во власти того, кому дано: он может распорядиться своим талантом как захочет. В этом смысле одаренность все-таки сродни ремесленничеству, только редкостному. Не таково истинное художество - оно не дается во власть того, кто его являет в своей жизни, и всякий такой человек знает свое действительное ничтожество и недостоинство владеть тем, что через него является - что бы там ни говорила восхищенная публика. И слишком часто бывает, что такой человек, особенно если он талантлив, все-таки портится этой публикой, но не перестает восхищать ее, повторяя без конца то, что ему однажды открылось - но это уже не настоящее художество, ведь мы не считаем гениальным исполнителем магнитофон, на который однажды записали нечто гениальное. Различие между тем и другим в том, что тот, кому это было однажды дано, действительно не знает, как это делается, а талантливый человек только говорит, что не знает, а на самом деле все-таки знает, хотя и не умом. Это все понимал тот, кто написал "Моцарта и Сальери"; не надо думать, что Сальери был бездарь, который только алгеброй гармонию и мерял: он же говорит: "вначале звуки умертвив..." - значит, он знал, что то, чем музыка жива, не записывается в ноты - ноты только труп музыки. И Моцарт говорит ему: "ведь ты же гений, как и я, а гений и злодейство суть вещи несовместные". Нет, Пушкин глядел дальше, он столкнул не талант с бездарностью, а нечто неуловимое - с талантом. Итак, гений и злодейство совместимы. Но тот, кому дается истинное, неповторимое даже им самим, творчество, должен блюсти себя во всем. Если он будет позволять себе ремесленничество, он притупит в себе то острие, которым различается действительное откровение от гениальной подделки. Это - острие восприятия, которое сродни совести, или даже оно-то и есть совесть.
Проголосуйте за это произведение |
|
Нет никаких формальных различий между понятиями "дар", "талант", "способности" просто люди с помощью языка пытаются выразить степень одаренности личности. Есть таланты более распространенные, такие, как говорить, плотничать, писать стихи, свистеть или играть на скрипке, и есть менее распространенные, например, понимать, почему один человек умеет плотничать, а другой нет. Если человек не умеет говорить, то в большинстве случаев это вызывается генетическими причинами. Тот, кто хорошо знаком с ремеслами, знает, что научить любого человека плотничать невозможно, и это тоже имеет под собой генетические основания. Одни таланты мы считаем "обычными", например, способность говорить, а отсутствие этой способности считаем болезнью, другие таланты принято называть редкими, например, ум. Отсутствие ума болезнью не считается, напротив, некоторые считают ум болезнью. Связь между талантом и обучением имеется, самая что ни на есть непосредственная. Если у человека есть талант к данному делу, то его можно этому научить, но не более, чем это определено генетическими задатками (менее - сколько угодно, если ученик ленив, или учитель плохой!) В противном случае обучение бесполезно. Немого научить говорить и вовсе невозможно, как невозможно научить человека, лишенного координации, красиво танцевать. Интересно, что общество старается всего этого как бы не замечать, все разговоры о наследуемых способностях относятся к области "табу". Но это уже другая тема.
|
Но, вот если индивидуум утверждает, что безрукого научить боксировать невозможно, поскольку он генетически к этому не предрасположен, то возникает желание ввести ещё одно понятие: "осёл", - чтобы как-то выделить индивидуума из общего ряда. Проблема в том, что "осёл" этот очень напоминает "свинью", когда, похлопывая анонимного г-на Глюка по плечу, что-то такое хрюкает, типа: "... ваши тексты скучны, вы не уважаете читателей, вам необходимо подтянуться ... и проч., и проч." Вернее, проблема в том, что г-н модератор, по-видимому, хорошо законспирированный мусульманин.
|
Любовь и забота о младенцах заложена генетически. Сострадание к старику, память о его руках, которыми он гладил своих детей, будучи молодым, есть генетический вывих, который унаследовали его потомки. С этого, или чего-то очень похожего, я уверен, и начался человек. Других генетически унаследованных способностей, кроме как эта память, человек не имеет.
|
|
http://www.pereplet.ru/text/solohin25nov07.html
|