TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Золотые прииски  "Классики и современники" Олега Павлова  "Тайная история творений" Владислава Отрошенко  
Дискуссия

КОШАЧИЙ ЯЩИК Василия Пригодича


КОШАЧИЙ ЯЩИК
Василия Пригодича


О проекте


28.10.2001
01:41

"Протоперестройка" царевны Софьи, или Снова они о нас - заметка о книге исследовательницы старой России, профессора истории Лондонского университета Линдси Хьюз "Царевна Софья". СПб., 2001

11.10.2001
02:17

"Князь детектива, или Прелестная книга" - заметка о романе Леонида Юзефовича "Князь ветра""

24.09.2001
14:35

""Томов премногих тяжелей..," или "Отгадки" питерского политолога"

08.09.2001
00:48

"Тонкая" книга Татьяны Толстой, или "кысь", "брысь", "рысь", "Русь"

29.08.2001
01:08

"Поэт о поэтах, "о времени и о себе"" - первая в новом сезоне заметка Василия Пригодича о "большой" книге интервью Иосифа Бродского

25.06.2001
23:30

В "Кошачьем ящике" - последняя в этом сезоне заметка "Первый роман Империи, или Талант не подделаешь" - о романе питерского писателя Павла Крусанова "Укус ангела"

09.06.2001
17:11

В "Кошачьем ящике" - новая заметка Василия Пригодича - "Сага о сыщике Путилине, или Анти-Акунин" о романах Леонида Юзефовича, удостоенного Российской литературной премии "Национальный бестселлер"

25.05.2001
00:00

Один в трех, или Три в одном (о трех книгах Бориса Акунина)

15.05.2001
19:11

В "кошачьем ящике" - статья известного критика, председателя секции критики и литературоведения Союза писателей Санкт-Петербурга Александра Рубашкина - "Юбилейное? (Иосиф Бродский и его критик)"

09.05.2001
17:25

Разговоры с Лоренсом Стерном, или Отменная книга (заметка о романе Александра Житинского "Потерянный дом, или Разговоры с милордом"

26.04.2001
20:58

В "Кошачьем ящике" - новая заметка Василия Пригодича - "Раз... Путин, два... Путин, или Интеллектуальный роман - о книге Эдварда Радзинского "Распутин: жизнь и смерть".

09.04.2001
00:19

Оправдание системы, или Тайна советской власти - о романе Дмитрия Быкова "Оправдание"

    На прилавках лучших питерских магазинов появилась книга: Дмитрий Быков. Оправдание. Роман. М., 2001. Издательство <Вагриус>. 300 С. Тираж 5000 экземпляров. Автор - поэт, эссеист, публицист, теперь и романист - широко и заслуженно известен как в сетевой так и в <бумажной> литературе. Натурально, после выхода книги в свет Быков стал подвергаться бездоказательным, но злым, едким, нахрапистым нападкам. Поздравим автора: он присоединился к славной плеяде: В.Пелевин, Б.Акунин, М.Веллер, над творчеством которых не глумится в сети разве что самый ленивый.

    Нашелся бы один честный человек, который прямо заявил: Дмитрий Быков печатается в <Новом мире>, <Огоньке>, <Собеседнике>. Он - искрометно умен и остроумен, талантлив, жовиально весел, его обожают барышни и дамы - я ему завидую так, что мурашки по коже идут и холодком виски подергивает. Нет, молчок, все какие-то дамские придирки к стилистическим погрешностям и прочая мура. Любезный читатель, ты уже привык к тому, что я пописываю только о выдающихся книгах. Роман Быкова - из этой дивной когорты. <Оправдание>, несомненно, большое событие в современном литературном процессе. Отечественная словесность мощно стартует в начальном году нового столетия. Книга исключительно умна, трагедийна, хорошо выделана, печальна и жестока. Никакого сюсюканья с читателем, с первых страниц - хук и в левую, и в правую челюсть.

    О чем роман? Процитируем издательскую аннотацию: <Писатель предлагает свою, фантастическую версию печальных событий российской истории минувшего столетия: жертвы сталинского террора (выстоявшие на допросах) были не расстреляны, а сосланы в особые лагеря, где выковылась порода сверхлюдей - несгибаемых, неуязвимых, нечувствительных к жаре и холоду. И после смерти Сталина они начали возникать из небытия >. Гм, фантастика, нет, скорее утопия, перетекающая в антиутопию, сам разбирайся, читатель, если возжелаешь.

    Автор очень молод, однако он великолепно реконструирует стиль той жизни, гнетущую печаль и истероидную веселость, сам разреженный воздух сталинской эпохи. Я хорошо помню смерть тирана, читал траурные полосы в <Правде> (мне еще пяти лет не было), в моей семье никто не плакал. Отчетливо вспоминаются разговоры домашних. Словосочетание <Погиб в ежовщину> употреблялось несравненно чаще, чем нынешнее <Они отдыхали в Турции>. В разговорах все время возникала зловещая формула: <И стены имеют уши>. Все было, все прошло, но все может вернуться.

    Иногда формулировка <Погиб в ежовщину> заменялась иной: <Дали десять лет без права переписки>, что означало: расстрелян. По мысли Дмитрия Быкова, многим, не сломавшимся на пыточных допросах, усатый Хозяин даровал новую жизнь. Да, метафизика-фантастика, блин. Когда я читал роман, то внезапно вспомнил одну поразительную историю. У моего отца был возлюбленный им отчим, на тринадцать лет моложе бабки, финский коммунист, сделавший карьеру в Красной Армии. Понятно, в годы оные финну дали <десять лет без права переписки>. Отец логично полагал, что отчима расстреляли. Бабушку с паспортной фамилией Саволайнен, разумеется, выслали, она больше не вернулась в Москву. Все рутинно и неинтересно. А вот и нет! В 1969 году мой покойный отец увидел старика-отчима по телевизору, который рапортовал о производственных успехах дальневосточной зверофермы, где директорствовал. Отец - аж вскрикнул: лицо, жесты, манера говорить, специфический акцент (я свидетель). Батюшка мой обрадовался, но разыскивать отчима наотрез отказался. Опыт жизни в стране советов кое-чему научил военного врача-полковника. В приведу фрагмент из письма романиста ко мне: <Вас уже не удивит история о том, как в сороковом году из осужденных /к расстрелу/ собрали отряд стрелков-смертников. Сын одного из этих стрелков разыскал меня после выхода романа Вот так, как сказано у Маршака, "врешь-врешь, да ненароком и правду соврешь">. В марксистско-ленинской эстетической парадигме принято думать, что литература отражает жизнь, нет, скорее, наоборот, через десятилетия жизнь отражает литературу.

    Ключевой в книге является глава шестая. Кстати, именно с нее можно начинать читать роман, а потом все <Оправдание> подряд. Эта глава представляет собой чрезвычайно глубокий и занятный, скажем так, трактат, срывающий покрывало Изиды с сакральной тайны советской власти. С 13 лет я размышлял над этой грозной загадкой: грезилось нечто туманное, глуповатое, мол, абсурдность, бессмысленная жестокость, зверство и прочая ерунда. И вот на пятьдесят четвертом году жизни, сподобил Господь, я понял все, писатель мне все объяснил и разъяснил (С. 254-259). Еже писах - писах А что объяснил - не скажу, как партизан на допросе, сам, читатель, разбирайся, только сам. Измерена глубина завораживающей бездны, сделан ее чертеж, предъявлены стереоскопические фотографии. Сталинские ужасы были парадоксальным образом привлекательны, величавы, мыслительно насыщены. Их реконструкция в отдельно взятом сибирском поселке мельчает, истончается, переходя в пародийно-зеркальную ипостась. Мысль о слепой советской Немезиде, карающей кого ни попадя, мне всегда казалось дурацкой. Автор прав: <Никакого разумного основания у выбора не было, но был количественный показатель, непременный процент, обусловленный не статистикой, а гармонией > (С. 16). Сталин <брал всех> (С. 55). <Империя упраздняла добро и зло, деля всех на последовательных палачей и столь же последовательных жертв, и в этом была ее несравненная, ностальгическая милая цельность> (С. 61).

    Докладываю (доношу - в советском обиходе) о том, что у романа весьма динамичный сюжет. Отчасти <Оправдание> - <роман воспитания>, образ главного трагического героя-alter ego автора дан в <развитии>, Слава Рогов отковывается и стремительно душевно взрослеет. Скажу интригующе о том, любезный читатель, что на страницах романа ты встретишься с Исааком Бабелем, Ильей Эренбургом, Юрием Олешей и Порфирием Ивановым, основателем духовно-телесной оздоровительной секты. Книга посвящена памяти прекрасного поэта Нонны Слепаковой.

    Читатель, помнишь ли ты анекдот. Дворнику, поразительно похожему на Карла Маркса, НКВД приказывает сбрить окладистую бороду. Он говорит сотрудникам <органов>: <Бороду я сбрею, но умище-то куда дену>. Вот и Дмитрий Быков не может от него избавиться. Приведу пару фрагментов. Главный герой <любил дачу за то же, что и все книжные дети его времени: тут было искаженное, отдаленное напоминание об усадьбе, свидание с той книжной родиной, которая для всякого думающего человека давно уже свелась к пейзажу, потому что все остальные столкновения с ней были слишком скучны или страшны> (С. 43). Как просто и как сложно.

    И еще цитата, поразившая меня какой-то животной правдой. Говоря о костоломных допросах, писатель восклицает: <Часто балованные дети и изнеженные дамы оказываются выносливее самых упрямых и красношеих простолюдинов, потому что презирают жизнь, а любят по-настоящему только пирожные> (С. 91). О, как это верно: друзья мои сидели за <политику>, умирали от болезней, но держались истово. А к пирожным надо добавить - стихи, музыку, живопись.

    Закругляюсь. Роман Дмитрия Быкова - выдающееся событие-явление. Даровал же Господь автору дар тяжелый и грозный. Кутья с поминок по русской литературе давно прогоркла, нужно выбросить ее псам. Пора накрывать стол для пира!

01.04.2001
00:10

"Книга писем" или "Записки из подполья"

17.03.2001
05:31

Мертвые духом стыда не имут.... Александр Богатырев и Василий Пригодич

01.03.2001
17:29

Последний роман Империи, или Талант не спрячешь

17.02.2001
01:11

Кромешный свет, или Проделки Люцифера

08.02.2001
19:18

Кто такой Пелевин?

04.02.2001
17:46

Обломов в Межзеркалье, или Очень "крутая" книга

18.01.2001
17:32

ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕНСАЦИЯ, или СЕНСАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА

04.01.2001
20:42

Власть и писатель, или Воланды и Михаил Булгаков

<< 11

 

Помощь корреспонденту Добавить новость

Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's
Top100
  Rambler's Top100

Rambler's Top100