TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.03.2024
14:25

Не перейти грань с этими преступниками

    Писать эту заметку я стал после долгого лазания по интернету в попытках найти что-то, толкующее о пособничестве. Нашёл такое: "В случае, если лицо, не являясь . . .

02.03.2024
17:08

Есть ещё те, кто задумывается, «что вдохновляло» художника

    Это человек, назвавшийся Dzmitry Mikhnevich по адресу https://yablyk.com/245918-bruno-catalano-voyageurs/. Правда, он дал несколько предположений, чему я принципиальный враг, ибо это способ . . .

24.02.2024
18:50

Кто знает хоть строчку из «Илиады»?

    Я б мог знать, потому что не одну заметку написал о художественном смысле этой поэмы на примере первой строки, в частности. Но не запомнил. “Гнев свой воспой…” . . .

09.02.2024
00:08

Страдания иноагента Ксении Лариной

    Начать я хочу с моих страданий. Я внутренне обязан писать разборы художественных произведений. А Ларина журналист. Иноагент. То есть её слова мне интересны (как . . .

05.02.2024
00:00

Деформация и деформация

    ,   Недоброжелатели говорят, что не было блокады Ленинграда. И доказывают, какой огромный грузооборот военной продукции был из города и какой, следовательно, в . . .

30.01.2024
22:31

Обожаю, когда я себя не понимаю

    Тогда я беру, начинаю в себе разбираться публично. И получаю от этого удовольствие. Этакий человековед. Чтоб иметь право выставлять самокопание на публику, я его . . .

27.01.2024
17:43

Пластов однажды вырвался из выражения просто радости жизни

    Это случилось в 1944 году. Именно тогда он задумал такую картину. (Рисовал её долго.) Пластов. Весна. 1954. И, кто меня знает, знает, что для меня дата создания картины . . .

19.01.2024
15:45

Пути Господни в варианте художника – исповедимы

    У меня был один замечательный товарищ. (Уже умер.) Он был пронзительно умный и тонкий, имею в виду эстетический вкус. Впрочем, я было думал его звать наказывать . . .

14.01.2024
22:29

Я жил и живу в околокоммунизме

    В творчестве, если одним словом. Мне только ясно это стало не очень давно. А лучший товарищ мне прямо об этом говорил полвека назад: “Галилей тогда, получается, . . .

12.01.2024
22:46

Новая тенденция: использовать модную критику либералов во власти для проталкивания вперёд патриотов, мол

     

    Кто меня знает, знает, что у меня постоянный голод: о чём писать. Как-то мало произведений неприкладного искусства, т.е. с недопонятностью, чтоб мне быть полезным, раскрывая эту недопонятность. Поэтому я нахватился, услышав такие слова:

    "Не так давно я разговорился с выдающимся писателем, Юрием Поляковым. Поляков уникальный человек. Его пьесы идут на аншлагах каждый год во всех театрах страны. Он драматург номер один, наверно, сейчас в стране по востребованности, по популярности среди действующих живых. И он раньше раз в два года проводил – при поддержке минкульта – фестиваль своих пьес. Ну такой небольшой, вот, частный фестиваль, когда… то есть свои деньги вкладывал и получал грант от министерства культуры. Раз в два года театры всей страны съезжались в Москву и показывали постановки пьес Юрия Полякова, коих у него много. Так вот, как только Любимова стала министром культуры, ему всяческую поддержку всех его проектов прекратили…” (День ТВ. https://dzen.ru/video/watch/6325e53e76cc3128dab741b5?t=14).

    А патриоты грешат тягой к прикладному искусству (оно более понятно большинству, чем неприкладное). Но. Чем чёрт не шутит?.. И потом. Пусть я наткнусь на опять произведение прикладного искусства. – Я его развенчаю как второсортное и тем послужу на славу первосортного. – Посему беру и открываю в интернете первое, что попадёт.

    Попал “Подземный художник” (2002).

    Читаю. Первое впечатление – нехорошее: оторваться невозможно от того, что увлекательно написано. Пока не понимаю, почему увлекательно. (А увлекательность, по моим наблюдениям, признак поверхностности. Приписываю по прочтении: натурализм увлекает.)

    Кончился 1-й раздел, как был сделан в московском подземном переходе портрет красавицы Лидии Николаевны, раскрывающий её ненадёжность. Ненадёжность автор смакует. – Почему?

    Хм. Вспомнилось… И подумалось. Не потому ли для меня как бы перестали существовать красавицы? Я их искренне не запоминаю. Ну, если нет в ней резкой особенности. – Я с автором согласен: москвички красивые (впрочем, эта Л.Н. из провинции; так Москва-то как раз и вытягивает красавиц к себе). Так мне, жившему в Литве, увиделось в 60-х годах, когда я стал появляться в Москве в командировках. И там я познакомился ну с совершенной красавицей. На танцах. Она пришла с кем-то, и потому мы просто договорились, где и когда завтра встретимся. – А я подлец. – Я её испугал перспективой назойливой преданности, и она меня к себе не подпустила. Зав. булочной была. Привела меня в неё. Отперла. И. Я ушёл несолоно хлебавши. И от злобы узнал в справочном, где она живёт и приехал. Это было Подмосковье. К калитке двора подошёл её муж. Я ухмыльнулся, повернулся и ушёл. – И перестали для меня существовать красавицы. И я почему-то не чувствовал ни тогда, ни теперь угрызений совести от своей мести. – А автор ненадёжных любит. – Или это он по-авторски?

    Боюсь, что он пишет развлекаловку. Тяжелодумный я – не его читатель.

    Вот и 3-й раздел кончился. Была у Л.Н. когда-то любовь к соученику-артисту, принципиальному, за что его изгнали, он уехал и для неё пропал, а она сделала аборт. И вот без любви стала любовницей миллионера, которому пришлась по вкусу её неразнузданность. Тяготится Л.Н. Какой-то Майкл ей нравится. Она всё время находится в состоянии выбора между большей и меньшей безнравственностью – это внутренние голоса: Дамы и Оторвы.

    Художник из раздела 1-го, похожий на того артиста пропал из сюжета. Но. Раз вещь называется “Подземный художник”, он появится, и с Л.Н. у него будет роман. – Скучно. Мне. Но не публике, наверно.

    Так. В начале 4-й части Эд, любовник Ли (так они условились друг друга называть), сидит дома и рассматривает портрет, про который за 500 долларов охранник обещал Л.Н. не рассказывать хозяину. – Неужели писательский прокол? – Я нарочно это написал, а не стал ждать разрешения своего недоумения простым чтением дальше. Так, своими микропереживаниями, я надеюсь уловить в свою сеть текстовые странности, буде они найдутся в произведении. – Если сейчас вопрос разрешится, останется факт нарочитой неожиданности. – Для чего она? – Чтоб поддерживать слабеющую, он почувствовал, увлекательность?

    Так. Выдал шофёр. – Халтура: почему Л.Н. и шофёру не дала денег, чтоб молчал? Она ж знает нравы.

    Следом другая натяжка: Эд по портрету увидел, что Ли его не любит. Но! Её любовь и не подразумевалась, когда описывалось, их первое соитие.

    "— Тебе было плохо? — спросил Эдуард Викторович, выкурив сигарету.

    — Почему вы так решили?

    — Ты! Говори мне: ты! Не решил, а почувствовал…

    — Вы… Ты неправильно почувствовал. Просто у меня совсем маленький опыт. И, наверное, я не успела стать настоящей женщиной.

    — Опыт, — поморщился он. — Или любовь?

    — Мог бы и не спрашивать. Без любви я этого никогда не делала, — соврала она.

    — Дождался все-таки!

    — Чего дождался?

    — Наконец и ты призналась мне в любви. Неужели я тебя разбудил?

    — Я? — удивилась Лида и спохватилась: — Ну, конечно, а как же иначе! Я собиралась замуж. Но он заболел, а потом уехал. Понимаешь?

    — Не надо мне ничего говорить про твоего артиста. Но ты даже не представляешь, сколько бы я заплатил, чтобы у тебя не было опыта. Никакого! Жаль, что за деньги нельзя купить прошлое и уничтожить его”.

    Если Поляков человек умный, то нас он имеет за не очень умных, если думает, что таким (киношным – там стало обычаем любовь изображать ускоренно) способом можно нам внушить, что Эд день за днём (и ночь за ночью) думает, что Ли его любит.

    Становится понятным, почему "пьес у него много”. Сшиты на живую нитку.

    (У меня тоже статей много. Но у меня ж расчёт. Как у растений. Или у рыб. Ведь вероятность, что что-то моё будет когда-то прочтено могучим авторитетом и оценено совершенно мизерная, и тем меньше, чем меньше я напишу.)

    Теперь вопрос: дочитывать вещь или нет? Может ли быть, что Поляков ошибся пару раз и исправится?..

    Я продолжаю читать, но с трудом: автор любит роскошь, как и ненадёжность женщин. А я от этого далёк, и мне скучно. Но вот они оформили брак. Первая жена сошла с ума. Всё как-то галопом по европам. Аж без авторской любви. И стало очень скучно. И тут кончилась 4-я часть. – Где же художник? Осталась треть текста.

    А текст – мастеровитый, как жирный бульон:

    "Рустам ради смеха снял дачу, где когда-то отдыхали члены Политбюро. Огромную, поросшую соснами территорию огораживали высокие стены из бежевого кирпича. Въезд вовнутрь только через КПП, почти военный. Номера были большие, трехкомнатные, но бестолковые, обставленные с убогой советской роскошью. От сквозняка тихо позванивали хрустальными подвесками совершенно театральные люстры. На мебели сохранились жестяные инвентарные бирки, а в туалетных комнатах нет-нет да пробегал юркий тараканчик”.

    В 5-й части Эд взял в рамку портрет Ли. И у него Майкл хочет отнять порт. А читать стало непереносимо скучно – на лирическом отступлении, как Лида вспоминает отдых у моря в детстве.

    А может, это автор нарочно нагнетает скуку? Перед взрывом… Молодец, я даже не представляю, с кем взорвётся Л.Н. Майкл как-то мимолётом где-то проходит, а художник вообще на другой планете…

    Ну вот появился Майкл. Поляков в такой же манере рассматривания в лупу стал тянуть резину, как я понимаю, падения Л.Н. И мне скучно.

    Ну отдалась. Начинается 6-я часть. Скучно.

    Ага! Вот перец. Портрет повредился при протирании от пыли и выражение лица на нём стало блудливым.

    Вот для чего был это длительный натурализм описания всего. Ради мистики.

    Собственно, предъявлен вариант окна Овертона: быть любовницей миллионера – норма. Её стоит освятить мистикой. Ну и, для маскировки, перекличка с классиком. Эпиграф ведь какой?

     

    Но есть минуты, темные минуты…

    Н. Гоголь. Портрет

    Насмешка над Гоголем. У того вещь – нравоучительная. А тут, хоть и сжёг миллионер мистический портрет, его всё равно убили наёмники Майкла. А все-де поймут, что тут назидание: Л.Н. нехорошо быть любовницей, нехорошо изменять мужу.

    В общем, развлекаловка. – Если всё у него такое, то права министр культуры, что прекратила гранты для популяризации опусов Полякова. И мне его не жаль.

    А вот Гоголя – жаль.

    Я впервые, пожалуй, прочёл “Портрет” до конца и впечатлён глубиной падения Гоголя уже тут, задолго до “Выбранных мест из переписки с друзьями”. Не зря Белинский “Портрет” раскритиковал.

    Гоголь с детства был ушиблен, можно сказать, религиозностью, фактом того, что Бог создал мир с изъяном, который никак нельзя исправить: ни Всемирным Потопом, уничтожившим всё человечество, кроме Ноя, ни сожжением Содома и Гоморры, оставив в живых лишь Лота с дочерьми, ни назидательным искуплением, смертью собственного Сына, и остался только Апокалипсис, чтоб плоть вообще извести. Как факт Гоголь ребёнком утопил кошку в пруду и очень терзался. Став взрослым, он на какое-то время религиозность в себе умерил, стал писать, сперва в стиле гражданского романтизма, потом – реализма. И это были произведения неприкладного искусства, рождённые подсознательными идеалами. Но, вот, в “Портрете” (1833) он уже первый раз сковырнулся в назидание, в произведение прикладного искусства. И, может, не зря Поляков позволил себе косвенно посмеяться над этим морализаторством. У самого его, впрочем, тоже вышло прикладное, приложенное к задаче развлекать культурное, мол, общество.

    29 апреля 2023 г.

     

     

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342608  2024-01-14 10:22:33
ВМ
-

Знаете что, товарищ гуманитарий - в гуманитарной области практически отсутствуют объективные критерии качества гуманитария.

А вот в естественно научной всё сильно надежнее. Так вот могу точно сказать, что и в моей науке на всех ручейках денежных потоков засели как раз именно "либералы". Поэтому не дождетесь коллективной поддержки СВО, или вообще любви к России. Они прекрасно окопались в самых верхах, как и в советское время жрут из государственного корыта, а между собой клянут "Мордера". Большинство из них бывшие коммунисты или молчуны - ученики советских академиков-бюрократов. Настоящие учёные практически истаяли у кормил научной власти.

А гуманитарии - не бедствуют. Они все при господдержке. Смотрите - в этом году Русскому переплёту исполняется 25 лет. Думаете хоть копейку дало государство на поддержку журнала.

Ваши слёзы крокодиловы по этим людям напрасаны. Они живут прекрасно и при самодержцах кровавых, и при кукурузниках колхозных и сейчас. Назовите мне хоть один русский театр в Москве??? А ОНИ ВСЕ НА ДОТАЦИЯХ. Думаю, у вас в Израиле они бы давно прогорели.

342609  2024-01-14 10:27:12
ВМ
- ВМ, а если вам нечего писать - напишите о тысячах палестинских детей, убитых в прошлом году за пару месяцев. Но, это другое... Гоголь, понимаешь, слабоват. Достоевский со своей слезой ребёнка - прикладник! Браво, господа избранные гуманитарии!

10.01.2024
23:07

Может, дурновкусие, но мне нравится

    И я нашёл слова – Пушкина – которые соответствуют, по-моему, этой картине. Быков. Родина. 1973. "Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от . . .

09.01.2024
21:00

Как трудно ловить высококультурных предателей России на передёргах

    Я с 2012 года на своём сайте в тетради “Дневник” коллекционирую личные и железные разоблачения разных известных людей и организаций, когда они врут. Но с началом . . .

05.01.2024
22:34

Миг – и этого больше никогда не будет…

    Я смутно мучаюсь. У меня раз за разом получилось, вот, что ницшеанство – это дорога русских творцов к предательству России. Гребенщиков, Макаревич – ницшеанцы… . . .

03.01.2024
19:23

Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?

    Оба – истины ради! Исходные позиции. Филатьев ненавистник Великой Октябрьской революции. Считает Маяковского её подпевалой, замаравшим себя работой с ГПУ и… с . . .

03.01.2024
12:11

Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)

    Ну что поделать? Мне пока не удаётся добраться до самой-самой глубины. Попробую подойти с абстрактной стороны. Ведь искусствоведам не может быть не известно, что . . .

02.01.2024
22:20

Задача искать корни предательства России взывает…

    Взывает к копанию на большой глубине психики. Там, где сходятся крайности. Ницшеанство в искусстве я открыл для себя случайно (в СССР же оно замалчивалось; но не . . .

31.12.2023
20:06

Не одолевает ли меня предателемания?

    Взявшись искать корни предательства России некоторыми деятелями культуры я рискую впасть в перегибы. Похоже, что первый – в предыдущей статье. Я бодрый голос . . .

29.12.2023
22:55

Бедная Пересильд

    Вот, что она сказала о фильме “Вызов” (2023): "Для чего? – Чтобы прийти туда с чистым сердцем и совершить это космическое путешествие с нами. Действительно есть . . .

23.12.2023
20:53

Предатели России оставляют всё же русский след

    Он состоит в нечестности. А та – от неглубокого вживания в ценности нерусские, в западные, в исключительность, высшее положение относительно других людей . . .

20.12.2023
14:32

Фильм от Пригожина

    Пригожин в числе 5-ти продюсеров. Я о фильме услышал из ролика, который мне предложила лента при поисковике, среди такого текста: "ЧВК “Вагнер” никакая не . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100