TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.03.2024
14:25

Не перейти грань с этими преступниками

    Писать эту заметку я стал после долгого лазания по интернету в попытках найти что-то, толкующее о пособничестве. Нашёл такое: "В случае, если лицо, не являясь . . .

02.03.2024
17:08

Есть ещё те, кто задумывается, «что вдохновляло» художника

    Это человек, назвавшийся Dzmitry Mikhnevich по адресу https://yablyk.com/245918-bruno-catalano-voyageurs/. Правда, он дал несколько предположений, чему я принципиальный враг, ибо это способ . . .

24.02.2024
18:50

Кто знает хоть строчку из «Илиады»?

    Я б мог знать, потому что не одну заметку написал о художественном смысле этой поэмы на примере первой строки, в частности. Но не запомнил. “Гнев свой воспой…” . . .

09.02.2024
00:08

Страдания иноагента Ксении Лариной

    Начать я хочу с моих страданий. Я внутренне обязан писать разборы художественных произведений. А Ларина журналист. Иноагент. То есть её слова мне интересны (как . . .

05.02.2024
00:00

Деформация и деформация

    ,   Недоброжелатели говорят, что не было блокады Ленинграда. И доказывают, какой огромный грузооборот военной продукции был из города и какой, следовательно, в . . .

30.01.2024
22:31

Обожаю, когда я себя не понимаю

    Тогда я беру, начинаю в себе разбираться публично. И получаю от этого удовольствие. Этакий человековед. Чтоб иметь право выставлять самокопание на публику, я его . . .

27.01.2024
17:43

Пластов однажды вырвался из выражения просто радости жизни

    Это случилось в 1944 году. Именно тогда он задумал такую картину. (Рисовал её долго.) Пластов. Весна. 1954. И, кто меня знает, знает, что для меня дата создания картины . . .

19.01.2024
15:45

Пути Господни в варианте художника – исповедимы

     

    У меня был один замечательный товарищ. (Уже умер.) Он был пронзительно умный и тонкий, имею в виду эстетический вкус. Впрочем, я было думал его звать наказывать обидчика моего сына – бицепсы у него тоже были хорошие, качал их гантелями. Незадолго до его смерти меня поразило, как он среагировал на два моих слова по телефону, что есть искусство прикладное и неприкладное. “Я всё понял”, - перебил он меня и признался, что боится со мной разговаривать. “Почему?” - спросил я. “Потому что я не могу сопротивляться твоим словам”. А читал он моего много. И до тех пор споры были нескончаемые. А тут он стал избегать разговоров о художественных произведениях. И я понял, что мой акцент на разницу двух видов искусств – основателен.

    А в науке об искусстве такого акцента нет. Да и в жизни – тоже. Художник ничтоже сумняшеся творит прикладное. Леонардо да Винчи принимал участие в устройстве карнавалов и не стеснялся.

    И только я, - в злобе на учёных, что они не принимают для практики теорию художественности по Выготскому {следствие из которой, что неприкладное рождается подсознательным идеалом, а прикладное – замыслом сознания}, - только озлобленный я неприкладное считаю первосортным, а прикладное – второсортным. Товарищ понял, что я прав в своём максимализме, но не хотел его со мной разделять. И потому мы перестали об искусстве говорить. А вскоре он умер.

    И все толковые художники, думаю, тоже для себя понимают разницу. Это как в музыке: есть классическая, а есть лёгкая, и это – как небо земля. Но понимают как-то странно, не вполне осознанно, что ли. Потому что они поголовно все формалисты. А формализм хорош для разбора прикладного искусства: ЧЕМ выражено ЧТО. И то, и то – осознаваемые. От неосознаваемого ЧТО в сознании только муки слова (у поэтов) и соответствующие муки у всех иных художников да чувство облегчения (иногда слёзы), когда ЧЕМ кажется удачным, хоть и диким для сознания. Ну и тёмное переживание вдохновения неизвестно чем – в самом начале.

    Ну и запросто бывает, что в сознании художника один идеал, а в подсознании – другой, не данный сознанию, и прорывающийся в “текст” непроизвольно. И тогда мыслимо думать, что художники друг у друга подсознательное чуют, а выражаются словами абы какими, неадекватными.

    “Круг” – то слово, каким себя характеризовали в 20-е годы просоветские круговцы (коллективисты) в пику “квадрату”, понимаемому ими как характеристика сторонников Малевича (антисоветчиков, лишь подсознанием так ощущаемых).

    Антисоветчики они были потому, что осознаваемо были анархистами. Анархия – это без центрального управления, которое и в самом деле настанет при коммунизме, но губительно ДО его наступления, как понимали сторонники советской власти, которая была за пока-централизм (в теории, а на практике получился всегда-централизм). Анархисты это перенести не могли и стали антисоветчиками. Малевич подчиняющихся, изуродованными, мол, советами коллективистов – представлял не естественными людьми, а искусственными, геометризированными, сам становясь слабым коллективистом соответственно малости мыслимых анархистских групп, в которых все всех знают и у которых самоуправление.

    Род насмешки над централистской советской властью. (Что ему советская власть не простила: арест 1927 г. и ещё арест 1930 г. Правда, как шпиона, мол.)

    Так вот круговцы чувствовали к Малевичу враждебность и необходимость как-то противостоять, скруглять, что ли.

    А за ним – формалистская слава суперноватора, что внешне перекликается с новизной строя, какой хотят создать в СССР в пику частнособственническому. – Вопрос для круговцев: как перехватить суперновизну? Причём ёю чуть не повсеместно, кроме СССР, считается (формалистски) корёжение натуроподобия. Оно должно быть как-то понимаемо и принимаемо массами, которые считаются творчески работающими в рамках центральной идеи. Как в хозяйстве: "густая сеть межотраслевых консультационных трестов, массовых рационализаторских служб” (https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-voprosov-upravleniya-v-sovetskoy-rossii-v-1920-1930-gg/viewer). Что-то типа угадывания с полуслова, когда все объединены общей целью.

    Калужнин. Фигура. 1920-е годы. Бумага, сангина, соус.

    Предложу и собственную попытку угадывания: вверху, гранённое, твердое – это мужчина, внизу, размытое, мягкое – это женщина.

    Угадывание восходит к чему, ранее известному, т.е., казалось бы, - к прошлому и не годится для ассоциации с новизной. Но. Годится для ассоциации с процессом, с возникновением. А тот уже с новизной ассоциируется.

    И тогда годится любое затруднение узнавания, наплевав на факт корёжения, даже, наоборот, думая, что так преодолевается "Отрыв русского искусства от традиций мирового” (https://imwerden.de/pdf/severyukhin_leykind_zolotoj_vek_khudozhestvennykh_obedineny_v_rossii_i_sssr_1820-1932_1992__ocr.pdf), если признать, что мировое – прогресс.

    Оно-то – прогресс по сравнению с засильем в 19 веке прикладного искусства: 1) салонного, академического, выражавшего натуроподобием (понятностью) торжество победившей буржуазии (с каждой революцией на Западе в хозяева жизни приходили всё более низменные люди без того вкуса, какой был у аристократии), 2) передвижничества в России, выражавшего плач разночинцев о народе, плохо освобождённом от крепостничества. Но круговцы ТАК не думали. А думали формалистски: новация (натурокорёжение) как раз и выражает новое в обществе (революции ж за революциями идут, реформы за реформами). Западные “измы” были выражением подсознательных идеалов, выражавших самое крайнее разочарование от, в общем, непобедимости капитализма. А поскольку выражались наконец-то опять подсознательные идеалы, постольку “измы” и были прогрессом. Но круговцы, опять же, ТАК не думали.

    А думали так:

    "…тема в картине не может быть характеризована литературной сюжетикой, названием и т. п., а должна исходить из основного формального замысла” (Там же).

    Достаточно искорёжить так, чтоб можно было угадать – и задача решена.

    Калужнин. Лотос. 1926. Бумага, уголь.

    Зритель мысленно добавит отсутствующие слева черты лица – и получится красотка.

    Или: орлиный нос, но не в свете,

    а в темноте –

    Калужнин. Портрет Анны Ахматовой. 1920-е годы. Бумага, уголь.

    и получится не Данте (“Божественной” всё же он назвал свою “Комедию”), а Анна Ахматова, ницшеанка. А это ж чернющее мироотношение. (Тут, правда, одна заминка: массы её ницшеанкой не понимают.)

    "Каждая работа Калужнина предполагала путь, который всегда начинался с чего-то неблагоприятного, но в результате приводил к нужному результату… к примеру, Василий Павлович избирает для натюрморта неожиданный ракурс — рисует букет с улицы, через окно (“Цветы за занавеской” (1930)). Казалось, все против этих цветов — показать себя им мешают занавеска и дождь…” (https://www.colta.ru/articles/art/26844-aleksandr-laskin-vystavka-vasiliy-kaluzhnin-fontannyy-dom).

    Калужнин. Цветы за занавеской. 1930-е годы.

    А хотел художник выразить ту новизну жизни, какою отличался строй, называвшийся социализмом, от капитализма: она, новизна, трудна, но достижима.

    Из-за большущей удалённости друг от друга: ЧЕМ выражено от ЧТО выражено, - так и хочется сказать, что так бывает из-за подсознательности идеала (новизны жизни). Однако, видим по манифестам “Круга художников”, что идеал этот у них вполне осознан. То есть это – произведения прикладного искусства. Того самого (если он иллюстрировал приход социализма сталинского типа), который в 30-е годы стал властью очень поощряем. Но. У того была понятность и ЧТО, и ЧЕМ. А тут – НЕпонятность. – Поэтому устранили и это объединение художников, как и много других.

    И не жаль этого.

    У тех западных “измов”, за которыми круговцы тянулись, чувствовалась хоть свежая странность (признак наличия подсознательного идеала), а у этих, советских, - одна вторичность. – Безобразие, что их пытаются хвалить.

    1 мая 2023 г.

14.01.2024
22:29

Я жил и живу в околокоммунизме

    В творчестве, если одним словом. Мне только ясно это стало не очень давно. А лучший товарищ мне прямо об этом говорил полвека назад: “Галилей тогда, получается, . . .

12.01.2024
22:46

Новая тенденция: использовать модную критику либералов во власти для проталкивания вперёд патриотов, мол

    Кто меня знает, знает, что у меня постоянный голод: о чём писать. Как-то мало произведений неприкладного искусства, т.е. с недопонятностью, чтоб мне быть полезным, . . .

10.01.2024
23:07

Может, дурновкусие, но мне нравится

    И я нашёл слова – Пушкина – которые соответствуют, по-моему, этой картине. Быков. Родина. 1973. "Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от . . .

09.01.2024
21:00

Как трудно ловить высококультурных предателей России на передёргах

    Я с 2012 года на своём сайте в тетради “Дневник” коллекционирую личные и железные разоблачения разных известных людей и организаций, когда они врут. Но с началом . . .

05.01.2024
22:34

Миг – и этого больше никогда не будет…

    Я смутно мучаюсь. У меня раз за разом получилось, вот, что ницшеанство – это дорога русских творцов к предательству России. Гребенщиков, Макаревич – ницшеанцы… . . .

03.01.2024
19:23

Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?

    Оба – истины ради! Исходные позиции. Филатьев ненавистник Великой Октябрьской революции. Считает Маяковского её подпевалой, замаравшим себя работой с ГПУ и… с . . .

03.01.2024
12:11

Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)

    Ну что поделать? Мне пока не удаётся добраться до самой-самой глубины. Попробую подойти с абстрактной стороны. Ведь искусствоведам не может быть не известно, что . . .

02.01.2024
22:20

Задача искать корни предательства России взывает…

    Взывает к копанию на большой глубине психики. Там, где сходятся крайности. Ницшеанство в искусстве я открыл для себя случайно (в СССР же оно замалчивалось; но не . . .

31.12.2023
20:06

Не одолевает ли меня предателемания?

    Взявшись искать корни предательства России некоторыми деятелями культуры я рискую впасть в перегибы. Похоже, что первый – в предыдущей статье. Я бодрый голос . . .

29.12.2023
22:55

Бедная Пересильд

    Вот, что она сказала о фильме “Вызов” (2023): "Для чего? – Чтобы прийти туда с чистым сердцем и совершить это космическое путешествие с нами. Действительно есть . . .

23.12.2023
20:53

Предатели России оставляют всё же русский след

    Он состоит в нечестности. А та – от неглубокого вживания в ценности нерусские, в западные, в исключительность, высшее положение относительно других людей . . .

20.12.2023
14:32

Фильм от Пригожина

    Пригожин в числе 5-ти продюсеров. Я о фильме услышал из ролика, который мне предложила лента при поисковике, среди такого текста: "ЧВК “Вагнер” никакая не . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100