Проголосуйте за это произведение |
Русская культура20 марта 2017
Восток, изображаемый Пушкиным в своих
произведениях,
как правило, это Ближний Восток, Южная Азия, Дальний Восток. Юго-Восточная
Азия
была менее известна Пушкину и поэтому не нашла отражения в его стихах.
Несмотря
на это, есть один объект, имеющий отношение к Юго-Восточной Азии и нашедший
отражение в одном из его стихотворений.
В начале колониальных войн европейцев на многих
островах встречали не дружелюбные туземцы, а стрелы и дротики, которые к
тому
же были отравлены. Путешественники этого времени много рассказывали о
ядовитом
дереве, и его образ настолько потряс воображение Пушкина, что он создал в
1828
году стихотворение «Анчар». Пушкин не знал, что анчар растет только в
Юго-Восточной Азии, и поместил его в пустыне. Только в 1902 году русский
ученый
А.Н. Давыдов (1877 - 1960) внёс изменения в эти представления, собственными
глазами увидев такое дерево на одном
из островов
архипелага Ару.
Вот как об этом событии рассказывает российскиий историк Е. И.
Гневушева
(1916 - 1994) в своей книге «Страна трех тысяч островов» (Москва,
1962):
«Однажды он столкнулся с деревьями, которые
считались
ядовитыми. Давыдов не знал их научного названия и называл по-индонезийски «какал момотин». Возле
деревьев лежали трупы двух кабанов, вероятно полакомившихся корнями или
молодыми побегами дерева. Местные жители, отмечал ученый, далеко обходили
эти
деревья, и только племена бродячих охотников умели обращаться с ними.
«Достаточно пройти мимо этого дерева, чтобы умереть», - предупреждал
Давыдова
староста деревни. Он рассказал, что жители одного селения полностью извели
своих соседей, с которыми враждовали, заразив реку кусками
дерева.
Рассказ Давыдова перекликается со свидетельством
анлийского
ботаника Румфиуса (1627-1702),
который жил в Малайе и
сталкивался
с ядовитым деревом, которое здесь называлось «ипох». Он свидетельствовал:
«Под самым деревом не растут ни другие
деревья, ни кусты, ни травы — не только под его кроной, но даже на
расстоянии
брошенного камня: почва там бесплодна, темна и словно обуглена. Ядовитость
дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного
воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, и их перья устилают почву.
Все, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают
и
птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться
к
нему, разве что руки, ноги и голова будут защищены толстой тканью. .. Мне
осторожно вынесли и дали подержать в руках закрытый бамбуковый цилиндр, в
котором находилась веточка ядовитого дерева. Я ощутил лёгкое покалывание,
схожее с реакцией переохлаждённой ткани на тепло».
У Пушкина читаем:
В
пустыне чахлой и скупой,
На
почве, зноем раскаленной,
Анчар,
как грозный часовой,
Стоит
— один во всей вселенной.
Природа
жаждущих степей
Его
в день гнева породила,
И
зелень мертвую ветвей
И
корни ядом напоила.
Яд
каплет сквозь его кору,
К
полудню растопясь от зною,
И
застывает ввечеру
Густой
прозрачною смолою.
К
нему и птица не летит,
И
тигр нейдет: лишь вихорь черный
На
древо смерти набежит —
И
мчится прочь, уже тлетворный.
И
если туча оросит,
Блуждая,
лист его дремучий,
С
его ветвей, уж ядовит,
Стекает
дождь в песок горючий.
Но
человека человек
Послал
к анчару властным взглядом,
И
тот послушно в путь потек
И
к утру возвратился с ядом.
Принес
он смертную смолу
Да
ветвь с увядшими листами,
И
пот по бледному челу
Струился
хладными ручьями;
Принес
— и ослабел и лег
Под
сводом шалаша на лыки,
И
умер бедный раб у ног
Непобедимого
владыки.
А
царь тем ядом напитал
Свои
послушливые стрелы
И
с ними гибель разослал
К
соседям в чуждые пределы.
Видимо таких
деревьев раньше было много там, где теперь располагается современный
город «Ипо», получивший название от названия ядовитого дерева. И сейчас одно
такое дерево можно увидеть перед городским
железнодорожным вокзалом. А чтобы никто не отравился, дерево окружено
забором.
Табличка с
описанием
дерева
Может быть, с
точки
зрения поэзии не столь важно, где в действительности растёт ядовитое
дерево,
но любопытно, что дерево,
вдохновившее
великого поэта на написание стихотворения «Анчар», растёт в тропиках
Индонезии
и Малайзии.
Оно как бы
проложило
ниточку, связывающую культуру России и культуру этих стран. Видимо, не
случайно, что Пушкина любят и в этом уголке мира, переводят его стихи на
местные языки и даже устраивают пушкинские фестивали.
Студенты
Университета
Малайя (Куала-Лумпур) на пушкинском фестивале
(2015)
Студенты Университета Малайя
(Куала-Лумпур) на
пушкинском фестивале (2015)