Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
22.09.2020 |
Как Врубель посмел применить гипс для скульптуры Демона?
|
21.09.2020 |
|
20.09.2020 |
Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Начало.
|
19.09.2020 |
Антисоветскость знаменитого Пименова
|
17.09.2020 |
Асеев: заразить ненавистью Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя “выступили” “Пусси райот”. – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное непосредственно и непринуждённо {по Натеву}, явления условного) за свои границы {условного}, - выход в жизнь (воздействующую непосредственно, но принуждающе). Присутствовавших молящихся не спрашивали, хотят ли они слушать не молитву и созерцать нарушение ритуала и правил поведения в церкви. Премию Кандинского за такое дать, это просто политический акт, позорящий премию и имя Кандинского. (Я – см. тут – по крайней мере первую его абстрактную картину понял и имею право его уважать.) – Так вот я был вполне благополучен, пока не стал читать Смирнова. Чтение о футуризме у Смирнова (“Смысл как таковой”, 2001) поколебало моё мнение о скандальных выступлениях футуристов как о таком же недопустимом выходе искусства в жизнь, как о выходе их в околоискусство. (Такой категории – околоискусство – нет, но что мне? Я считаю, что есть и что я нахожусь в своём праве самодеятельного критика во времена, считаю, колоссального застоя искусствоведения из-за хотя бы одного: из-за практического игнорирования художественности по Выготскому.) Смирнов рассматривает общие и частные черты футуризма, достаточно всё же условные (заумь и др., в общем почти понятное), чтоб мне как-то смягчить свои-для-меня строгие правила, что такое в искусстве хорошо, а что такое плохо. Футуристы (в России) появились между двумя революциями, и их подсознательный идеал очень близкой революции (благой для всех в последнем итоге), вынуждал их в своих “текстах” пылать ненавистью и к предателям-мещанам, и к затихшим революционерам. Так пылать, что чуть не вон из искусства (условности) в жизнь (в скандалы) выпрыгивать. А как с разразившейся мировой войной? – Что она приближает революцию, футуристы знать не могли – политическое образование не такого уровня. А вот, что она не революция, было очевидно. И что им естественно было возненавидеть и её, мне представляется очевидным. (Но только для российских футуристов так, итальянские её, наоборот, прославляли {что, по-моему, осмеял Бурлюк}.) Бурлюк. Коллаж на тему Первой мировой войны. 1915. Смирнов же пишет как-то безыдейно о ещё одном выверте футуристов: "…поэзия… производила экспансию во внетекстовой ряд и синтетически захватывала смежные художественные формы. “Война и мир” Маяковского, где была введена нотная запись и “театрализовано” место действия, и поэма Асеева “Война”, в текст которой были вмонтированы прозаические вставки и музыкальные указания, — одно из доказательств этого процесса [процесса порыва к действенности искусства]". Какое переживание вызывают асеевские "музыкальные указания”? Первый случай. "Едут полководцы. Впереди Архангел Петр Великий на дородном рыжем коне, упершись рукою в колено. Горнисты играют поход. Дороги извиваются под копытами коней как змеи. Расступающиеся горы отражают звуки музыки и ржанье городов, бегущих по сторонам войск. Медленно”. (Я буду тенденциозен.) Хоть слова: "Горнисты играют поход”, - можно понимать бодро, но слова: "отражают” и "Медленно”, - как-то умеряют оптимизм. И он совсем умирает на следующей строке: "Трубы вздыхают”. Следующее музыкальное указание просто пессимистическое. "Флейта одиноко взлетает вверх”. Послушайте "Звук на флейте для театра во время того, как что-то произошло нехорошее” по адресу https://zvukipro.com/muzikalnie/284-zvuki-fleyty.html, чтоб вам, читатель, ясней представить, если вы не музыкант, то, что надеялся своим читателям “сказать” Асеев. Следующие слова про музыку нейтральны: "Города набегают и смешиваются с войском. Общее медленное движение вперед. Музыка”, - но работает память о недавнем миноре. Собственно стихи между этими “музыками” тоже какие-то неприятные. Чужое гремящее слово! Чужое суровое имя! Здесь, где кругозор не изломан, Все крючьями рвите кривыми. Следующее музыкальное указание: "Жители перепутались с солдатами. Установлены патрули. Общее упорное движение продолжается. Флейты визжат предостерегающе". То же. Следующее: "Мелодия повышается секвенциями. Их лестница достигает вершины гор”. То есть барабанные перепонки болят? Если б не условность – слова тут всё-таки – это было б выходом в жизнь. И вызвало б скандал. Следующее: "Крик флейты”. Следующее приотпустило с негативом: "В молчании блещут штыки проходящих солдат. Архангел поднял трубу, возвещая Рождество. Города застыли строениями. Шум, снег, предпраздничная суета”. Далее про музыкальные указания забыто. Есть звуки боя. Кончается смертью главного героя, поручика-патриота, и его охаивание штатским. Что ненависть двигала Асеевым в этих его вылазках в смежное искусство, доказано. От неё один шаг до большевистского лозунга: “ПРЕВРАТИТЬ ВОЙНУ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ В ВОЙНУ ГРАЖДАНСКУЮ”. 31 августа 2020 г.
|
16.09.2020 |
|
15.09.2020 |
|
14.09.2020 |
|
13.09.2020 |
|
12.09.2020 |
|
11.09.2020 |
|
10.09.2020 |
Побеждать непонятность непонятного - сласть
|
09.09.2020 |
|
09.09.2020 |
|
08.09.2020 |
|
07.09.2020 |
Пан или пропал! или Зря ли неизвестен Рундальцов
|
06.09.2020 |
|
05.09.2020 |
|
04.09.2020 |
Как определить, художник врёт стихия из него прёт?
|
03.09.2020 |
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"