TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по нитке), находить в известном литературоведении подтверждения “своей” теории и истории.

    Я не стану эту свою теорию и историю систематически излагать, стану только описывать подтверждения.

    Нет, кое-что надо всё-таки обозначить. – Художественным я предлагаю считать только то, что имеет кроме эстетической ценности (экстраординарного) ещё и такие текстовые странности и недопонятности, которые есть следы подсознательного идеала автора. Эстетического можно достичь и осознаваемым образом. Назло, скажем. Как Некрасов, выступая против дворянской поэзии (за разночинную), брал и высокими ритмами Пушкина и Лермонтова (бывшими в памяти образованного общества) излагал низменные дрязги людей попроще.

    А Тургенев плевался.

    Так мне привелось (тут, тут, тут, тут и т.д.) обнаружить, что Тургенев в своих знаменитых романах, рассказах и стихах в прозе был не реалист, и ницшеанец. Очень разочарованный автор, убегавший – мимо своего сознания – в метафизическое иномирие, противоположное христианскому тому свету.

    Естественно, что себя он считал настоящим художником, чуя в себе вот это иномирие как ЧТО-ТО, словами с трудом выразимое, вероятно, плохо выраженное им прежде, из-за чего он продолжал писать и писать в надежде, что получится лучше.

    Всё осознававшего в своём творчестве Некрасова он потому не переносил:

    "…г-н Некрасов — поэт с натугой и штучками; пробовал я на днях перечесть его собрание стихотворений... нет! Поэзия и не ночевала тут — и бросил я в угол это жеванное папье-маше с поливкой из острой водки” (Эйхенбаум. https://imwerden.de/pdf/eichenbaum_o_poezii_1969_text.pdf).

    Некрасов был по преимуществу творцом произведений прикладного искусства, приложенного к идеям борьбы с царизмом и за избавленный не только от крепостничества, но и от земли, народ. Идеал его был осознаваемым, герценовским – крестьянский социализм. В России из-за отсталости всё стало очень политизированным, вот и сверхценное искалось "в умении быть актуальным, слышать голос истории” (Там же). А это – грубость в области искусства. И обеспечивало – опять – отсталость. То вообще было время начала выхода масс на арену истории. И те, у кого нос по ветру, начали творить массовое искусство. "Нужен был человек, который заговорил бы с народом на понятном ему и любимом языке. ..” (Там же). Или как Вейдле сказал про ХХ век: искусство превратилось "в социологический трактат, как это уже случилось с романами Золя и как это снова становится чуть ли не правилом в американской, советской и отчасти немецкой литературе” (https://predanie.ru/book/73253-umiranie-iskusstva/). Или тот же Эйхенбаум: ""Толпа” часто значит гораздо больше в жизни искусства, чем “избранный круг” профессионалов и любителей”.

    И ведь как страстно…

    Я от костей твоих и плоти,

    Остервенелая толпа!

    Прикладное искусство вообще сильнодействующее. За то и нравится массам.

    Но!

    Большой поэт не может что-то в своё произведение не запустить, рождённое всё-таки из подсознательного идеала. Запускает мимо своего сознания. И в статье одной, о “Коробейниках”, мне удалось-таки найти такие примеры. Но там не был описан пример, видный мне теперь, при чтении Тынянова о Некрасове. Тынянов кроме лингвистических и тематических прозаизмов, вводимых в “высокие” ритмы дворянской поэзии под влиянием осознаваемого идеала крестьянского социализма, вводил прозаизмы и в песенные жанры.

    "Песенный стиль не терпит enjambements — выходов синтаксической единицы за пределы метрической; такие выходы обычны для стихотворного драматического диалога или для прозаической конструкции, когда она играет роль важного ингредиента. У Некрасова в песенных формах… [этот перебой] встречаются” (http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist1.htm).

    Угадайте, где?

    Где описывается торжество торгаша:

    Старый Тихоныч так божится

    Из-за каждого гроша,

    Что Ванюха только ежится:

    “Пропади моя душа!

    Чтоб тотчас же очи лопнули,

    Чтобы с места мне не встать,

    Провались я!..” Глядь — и хлопнули

    По рукам! Ну, исполать!

    Где описывается угрызение совести торгаша:

    Что невесел? ох да ох!”

    — В день теперя не отплюешься,

    Как еще прощает бог:

    Осквернил уста я ложию —

    Не обманешь — не продашь!

    Где торгаш жалуется:

    — Нашим делом нынче многого

    Не добыть — не те года!

    Где торгаши нехорошо смеются над бурлаками:

    По реке идут — с бурлаками

    Разговоры заведут:

    “Кто вас спутал?” — и собаками

    Их бурлаки назовут.

    Где перехитрить друг друга хотят торгаши и разбойник:

    "Что вы шепчетесь?” — Да каемся,

    Лучше б нам горой идти,

    Так ли, малый, пробираемся

    В Кострому? — “Нам по пути,

    Я из Шуньи”. — А далеко ли

    До деревни до твоей? —

    “Верст двенадцать. А по многу ли

    Поделили барышей?”

    А перебои ритма, - как и сам ритм, если он оригинален, - рождается из подсознательного идеала (не всё ж ему – крестьянскому социализму у Некрасова – обитать исключительно в области сознания).

     

    Мало новизны получилось: переиначил Тургенева и Тынянова. Ну всё же не ноль…

     

    Из иллюстраций я нашёл единственную, соответствующую негативности по отношению к, увы, неизбежности, похоже, капитализма в России после 1961 года (года написания “Коробейников” и года отмены крепостного права), - негативности, выражаемой в стихах перебоем (enjambements), а в иллюстрации – вдруг падающей сосной.

    Кустодиев. Иллюстрация к "Коробейникам" Некрасова. 1922.

    15 октября 2020 г.

     

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл: "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642). А . . .

15.11.2020
11:43

Патриотизм и патриотизм

    Я, так случилось, чувствую себя русским. Более того – русским националистом. Боюсь я за Россию. Очень уж её клюют. Плюс очень много, грубо говоря, предателей родины . . .

14.11.2020
13:48

Какой стыд!..

    Я спутал Пушкина с Лермонтовым! Ужас (см. тут). Вот это стихотворение: Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты; Остались мне одни страданья, Плоды сердечной . . .

13.11.2020
20:55

Единство власти и народа: массам - темноту

    Однажды я стоял на перекрёстке и заканчивал разговор со знакомым. Попрощались, и я хотел идти, куда шёл. Но меня остановил голос уличного музыканта, около которого, . . .

12.11.2020
13:22

Нарываюсь снова

    Когда-то я написал статью “Нарываюсь…” (см. тут), натянув теорию о тесной связи слов от их сопорядка на случай, когда этот сопорядок подсознательно применён . . .

09.11.2020
13:25

Зависимость

    Усовершенствуя плоды любимых дум… – Сам собой запомнился этот пушкинский стих… А вспомнился по противоположности. – Разваливается моя любимая дума, что, если . . .

07.11.2020
14:58

А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова

    Когда я принимаюсь искать, смотреть и разбирать художника, работы которого не видел, но почему-то слышу его имя, я внутренне честен. Я ж не знаю, что я увижу. Я не . . .

06.11.2020
16:22

Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку

    Ну что? Приступаю. 1) Захожу в сайт, где есть список новопринятых в Третьяковскую галерею. 2) Выбираю незнакомую Ирину Корину. 3) Проверяю, не писал ли я о ней . . .

05.11.2020
21:04

Ну чем не Левитан?

    Вот в этой картине я почувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое. Нестеров В. Е. Вечер. Тотьма. 2007. Холст, масло. Чем не Левитан? Левитан. Тихая обитель. 1890. Только что . . .

04.11.2020
12:01

Ух, накажет меня Бог за гордыню...

    Поражаюсь я, как это меня когда-то озарило… (Дальше аж страшно подумать, как я разочарую сейчас читателя, прельствшегося названием, ибо перейду на какую-то . . .

03.11.2020
15:47

Очередная сомнительность приобретения Третьяковской галереи.

    Признаюсь: мне не о чём писать. А моё амплуа – переводить, ориентируясь на странности, из подсознательного идеала, которым вдохновлён был автор художественного . . .

31.10.2020
12:15

Горькая судьбина патриотизма

    Горькая – это про меня. Я что люблю? Если я наткнулся на что-то, словами невыразимое, если я места себе не нахожу от невыраженности. А если я сразу догадываюсь, куда . . .

29.10.2020
10:11

Предлагается поверить на слово, как со Скрипалями и Навальным

    Надо помнить кое-что из школьной программы. Энтропия – мера беспорядка. Она может быть и в информации, и в веществе. "…возможно ли осуществление процесса . . .

28.10.2020
12:10

Как я, живя в Израиле, русский патриот, был понят с точностью до наоборот

    Семь антисемитов нашлось во “В контакте”. Хуже другое: не нашлось во “В контакте” ни одного, кто б их отбрил. Или это не плохо как раз: умные люди, понимают, . . .

27.10.2020
20:47

Одна из формул стиля модерн

    Я в смущении. Чувствую у себя явную тенденцию стандартизовать (словесными формулами) художественные идеостили. Высокое Возрождение – гармония высокого и . . .

24.10.2020
12:49

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Десятое продолжение.

    Следующим для внимания по книге Схейена должен бы быть переименованный Дягилевым в “Сильфиды” балет “Шопениана” Фокина. Но. Я же жду произведения ницшеанского, . . .

23.10.2020
12:28

"А ещё хочу приписать для вас, Катерина Матвевна..."

    Признаюсь честно: я не знаю, удаётся ли мне быть объективным к Марку Захарову. То я ему отказываю в художественности (тут), то нет (тут). Когда отказываю, считаю, что . . .

22.10.2020
12:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Восьмое продолжение.

    Ну что? Надо быть честным. Дягилев берётся показывать оперу “Псковитянка” (1868 - 1872) Римского-Корсакова. Нет никакой надежды, что в ней может быть выражено столь . . .

21.10.2020
15:33

Бедный автор

    Неудобно перед Павлом Басинским. Я несколько статей написал, отталкиваясь от его неверных мыслей. А теперь, чую, он прав: "Каждый рассказ в сборнике [Елизарова . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100