TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.02.2021
21:14

Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?

    Упрёки такие: 1) "художник… над индивидуальностью образов особенно и не заморачивался - достаточно было просто примерного сходства с моделью… У всех одинаково . . .

31.01.2021
22:58

Жалко нас

    Когда-то, давным-давно, в эпоху застоя, так называемого, помнится, прочёл я в газете (а что я выписывал? “Известия” и “Литературную газету”) шутливые слова . . .

29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

28.01.2021
13:17

Как противостоять овертону в фильме «Громкая связь»

    Хорошо, то есть без истерики, ровным тоном (то есть холодно перечисляя протаскивание хэппи эндом к нам в норму супружеских измен, гомосексуализма, ранних половых . . .

27.01.2021
21:41

И потянул я кота за хвост

    Когда-то, читая большую книгу Кандинского об искусстве, я так проникся его ненавистью к буржуазному строю, использующему произведения живописи как валюту, что, когда он подвёл меня к восприятию его первой абстракционистской картины, у меня было полное впечатление, что я её понимаю. Ни одна черта там не была красивой, ни один оттенок цвета не привлекал глаз, помимо того, что там ничего предметного не было изображено. Сарказм жизни состоит в том, что, как ни старался Кандинский возбудить у потенциального покупателя непосредственно переживаемую неприязнь к этой его работе, она и другие подобные стоят миллионы долларов.

    Но смешно и то, что я стал очень ценить в своей системе ценностей эту картину. – За что? – Совсем не за то, что мне удалось непротиворечиво выразить одним словом её единство – непривлекательность. А за необходимость того, более чем непривлекательного для Кандинского в 1910 году всего Этого мира (а иной, материальный, не представлялся возможным существовать), - за необходимость всего Этого мира предполагать бегство из себя вообще в иномирие. Метафизическое и принципиально недостижимое. Которому только если и возможно что, то дать образ его, например, этой вот, на картине Кандинского, непривлекательностью.

    И Кандинский для меня встроился в длинный ряд других художников кисти и пера, с Сезанна начиная, которые от такого же рода смертельной скуки от Этого мира (с его мещанской, да и просто любой жизнью, - жизнью рабами в причинном мире), бежали в это самое, благое, творение образа принципиально недостижимого метафизического иномирия. Удобно было при этом думать, что вся эта плеяда ультрастрадальцев иномирие сие имеет в качестве идеала подсознательного, а не осознаваемого. Потому удобно, что слово “иномирие” никто из них не применял. По крайней мере, мне такое ни разу не встретилось. Даже у Чехова, который был мастер слова и так же и туда же бежал от своей чахотки. (Для проверки близости к объективному моего мнения о неприменении художниками ультраразочарования слова “иномирие” я хотел было сослаться на всезнающий интернет. Там я наткнулся на комедию: в Яндексе поиск: “Ницше иномирие”, - ничего не дал на 25 станицах. Дальше я просто устал искать. Но есть же и Гугл. Там на первой же странице была масса ссылок на меня, и не было ни на одного творца из ультраразочаровавшихся.)

    Такое положение благоприятно для художественности произведений ницшеанцев, ибо я – в своём эстетическом экстремизме – художественным считаю только то, что имеет следы (в виде странностей) подсознательного идеала автора. Ницшеанство, получается, особо устойчиво для перехода из подсознательного идеала в осознаваемый. Оно и понятно – уж больно необычно такое иномирие.

    Понятно, почему произведения ницшеанцев отдают какой-то тоской. Подсознательный идеал автора восприемниками воспринимается тоже не сознанием, а подсознанием. (Очень хорошо это описано в “Крейцеровой сонате” Льва Толстого.) Что-то из подсознания восприемника всё же просачивается в сознание восприемника, и он что-то чует. В случае с ницшеанством – нехорошее.

    Так из-за метафизичности иномирия я всё же не склонен считать этот тип идеала очень уж опасным для человечества. (Хоть когда вышел “Вертер” Гёте, по Западной Европе прокатилась волна самоубийств, пишут, и то же пишут про Россию и роман “Санин” Арцыбашева.) Умение дать иномирию образ и умение восприемником его как-то воспринять, создают переживание эстетического наслаждения – целостностью необычности. Например, возглас: насколько непривлекательно абсолютно всё в первой абстрактной картине Кандинского! Например: насколько не повторяется всё в самой дорогой картине Поллока! Например: насколько ничтошно всё в “Чёрном квадрате” Малевича! Насколько непереносимо всё в любом рассказе Чехова. Иномирие, если его осознать, окажется огромным облегчением. Его не страшно – с точки зрения человечества – выражать. Смещать соотношение (Зла к Добру) в художественных моделях в пользу зла (5/8 к 1/8) в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления злу – в том состоит от ницшеанства польза для совершенствования человечества при испытании его неприкладным искусством.

    Совсем другое – выражать один из сознательных идеалов (т.е. создавать произведение прикладного искусства)… А именно – идеал искусства декадентского. Приложенного к внушению восприемникам осознаваемого идеала ценности, например, смерти. Вот это уже опасно, хоть и условность.

    Все же плохонастроенческие произведения совсем не опасны.

    Но отличать ницшеанство от декадентства не так-то просто.

    Открыв в блоге нечто под названием “Картина Михаила Юдовского “Мимолётность””, и обнаружив, что там нет ни слова о самой картине… Вообще ни о чём нет ни слова, я решил восполнить это таким вот комментарием.

    Да чего же некрасивы оба, эта пара! Явно тут не неумение этого Юдовского рисовать. Как ни портит он перспективные линии схода и симметричность в зданиях, те всё-таки выглядят намного убедительнее, чем люди.

    Плечо нормального человека должно б кончиться там, где кончается правое (не от нас) плечо женщины. Так испортить изображение можно только намеренно утрируя. Если лицо мужчины не так важно для влечения к нему женщины, то изображённая узкоплечесть должна женщину от мужчины отвращать. А уж какой нарочитой кикиморой изображена женщина, и обсуждать нечего. Тут не неумение рисовать, тут намеренное искажение. Психологизма тоже нет никакого. Дико повёрнутый глаз мужчины призван, конечно, нам сказать, что женщина ему противна, и он должен это скрывать. А их поставленность рядом среди предполагающейся (обрезанностью кадра) пустоты означать призвано какую-то социальную связь, из-за которой и надо мужчине скрывать антипатию. – Брак по расчёту? – Затрапезная одежда обоих не говорит, что в расчёт замешаны деньги. Персонажи – люди современные, родительский диктат помыслить нельзя. То есть сатира на брак по расчету отпадает. Тогда что их свело? Случай? Абсурд? Я раз слышал издевательский совет неудачнику: “Любую шваль на х.. пяль, бог увидит – подаст лучше”.

    Для чего искажения сделаны автором?

    "…его живописные работы находятся в музеях” (https://45ll.net/mikhail_yudovskiy/#biography).

    Данная картина написана в 2011 году, стоит $ 1333 (https://artchive.ru/artists/66286~Mikhail_Judovskij/works/532293~Mimoletnost').

    Цветовая гамма тоже не манит. Собственно, и острая отвратительность не выражена. Серая жизнь. Мне припоминается какой-то западный фильм, переводной на русский, с изрядно внешне невзрачной молодой женщиной, поданной так, будто она предмет сильной половой привязанности босса. – Серая жизнь, как норма…

    То есть можно предположить, что перед нами произведение декадента, втюхивающее сентенцию, похожую на вышеприведённую похабщину. И не сто`ит, мол, огорчаться на низкопробность: всё мимолётно.

    Искажения тогда не выглядят такой уж большой неожиданностью. Их стали вводить ещё полтора века назад для выражения подсознательно идеала, славящего абы какую жизнь, пусть и голодал, скажем, Моне, но зато какая бурная жизнь вокруг началась.

    Значит ли это, что перед нами эпигонское произведение импрессиониста? – Нет. Ни свет, ни миг тут не выражены. Просто перед нами серость, какая зачастую и присуща произведению придуманному сознанием, а не порождённому подсознательным идеалом.

    20 декабря 2020 г.

27.01.2021
20:35

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение некоторое . . .

26.01.2021
13:41

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:39

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

26.01.2021
13:37

Смысл ненаписанной пьесы Сологуба

    Я не с ума сошёл, а просто Сологуб написал в 1908 году эссе “Театр одной воли”, в котором описал, каким он представляет театр нового типа, пригодного для выражения . . .

24.01.2021
20:48

Почему художники впадают в формализм

    Мгновенный, пока бездоказательный и общий ответ: от колоссальнейшего разочарования во всём Этом свете. – Докажу позже. Я только что испытал потрясение . . .

24.01.2021
00:47

Ура профанам! О музыке Высоцкого

    Я не только не имею музыкального образования, но и лишён какого-то умения связывать видимое со звучащим. Это обнаружилось, когда один уличный музыкант, около . . .

22.01.2021
21:55

Психологически: откуда у футуристов энергия искажения

    Я не успокаиваюсь, пока мне не становится ясной психологическая причина возникновения вдохновения художника. С другой стороны мне ясно, что вдохновение – суть . . .

21.01.2021
22:36

Экстраординарное в фильме «Седьмое небо» 1971 года

    Дилижан, лирическое вступление Когда-то, лет 60 назад, я время измерял от отпуска до отпуска. А отпуска знаменовались, каждый, своей женщиной. Дома не только некуда . . .

20.01.2021
15:47

Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт

    Где-то прочёл я, что “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от . . .

19.01.2021
13:28

Зачем Пуссен преувеличил рост Геркулеса или Ошибки Кургиняна и Пуссена

    Что сказал 10 декабря Кургинян? "…кто суверен? Либо суверен монарх, как это было в условиях монорелигиозного государства. Либо суверен народ. Да?... Если народ . . .

18.01.2021
13:41

Лживые бравуры из-за 110-летия выставки «Бубновый валет»

    Лживые в виду верных слов таких: "…все авангардные течения искусства ХХ века апеллировали к мрачным, драматическим, негативным переживаниям и чувствам” . . .

16.01.2021
18:42

Метаморфозы великого художника Бирштадта

    Начну с исповеди по поводу таких вот репродукций, при всей красоте содержащих, на мой взгляд, что-то пугающее. Бирштадт. Гроза в Скалистых горах. 1859. Бирштадт. На . . .

15.01.2021
14:28

Продолжаю серию разоблачений про подмену интернет-ресурсом искусствоведения развлекаловкой

    Меня глубоко пронзило разоблачение Никитой Михалковым желания Грефа оглупить народ России, чтоб им было легче управлять: лишить глубокого образования. Ещё меня . . .

14.01.2021
18:32

Нет! «Летний день» Герасимова не печаль

    Не печаль, хоть там и есть следы “слёз” природы, дождя, на стекле окна. Герасимов. Летний день. 1950. Холст, масло. Как нет печали и в картине, насмешливо названной . . .

12.01.2021
16:16

С какой точки зрения лучше смотреть на живопись

    Мне понравились такие вот картины Кульбина. Предваряя будущее повествование, тут же скажу: это ж смелость надо иметь - нарисовать в общем жёлтый песок… синим. И не . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100