Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
02.10.2022 |
А не замахнуться ли нам на Александра Сергеича, понимаете ли, нашего Ципко?
|
01.10.2022 |
Невольная подлость Евгения Добренко (Великобритания)
|
30.09.2022 |
|
29.09.2022 |
Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника
|
27.09.2022 |
И фамилия-то какая – Поперштейн
|
26.09.2022 |
Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм
|
25.09.2022 |
|
24.09.2022 |
|
23.09.2022 |
|
23.09.2022 |
|
22.09.2022 |
|
21.09.2022 |
Причина заморочки со спиралью в живописи
|
19.09.2022 |
|
18.09.2022 |
Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться
|
17.09.2022 |
Мимо этого нельзя пройти
Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И Пушкина-лицеиста, наверно, вырубил на заказ или на продажу. Потому что он получился, пишут, самым лучшим. Всем понравился. Не разошлась скульптура со всенародной любовью к Пушкину. Гликман. Пушкин-лицеист. 1950. Мрамор. И есть потрясающие слова самого Гликмана: "Я никогда не устаю наблюдать людей. Мне кажется, нет задачи увлекательней, чем пытаться проникнуть в скрытые глубины человеческой психологии. Я думаю, что на лице каждого из нас начертана свыше его судьба, фатум... И мучительно сложно разгадать это, найти, выразить на полотне. Предначертанность судьбы пронизывает весь облик человека: она и в глазах, и в неуловимости линии щек, скул, лба, в рисунке уха, в кажущемся хаосе движений. Она в характере рук, в посадке головы, во множестве часто неуловимых деталей человеческого облика...” (Мамонова). Чем не реализм, как я его понимаю касательно социума: почуять то, что уже появилось в обществе, но никто ещё не замечает. Индивидуум член социума… Предчувствовать его судьбу… Смешно то, что в отношении Пушкина Гликману не надо было становиться провидцем – жизнь и творчество поэта прослежены чуть не по дням и часам. Тем паче, что Пушкин имел обыкновение просто все шевеления мысли заносить в свои многочисленные рабочие тетради. Достаточно было, чтоб тетрадь была перед ним. Когда он скакал на коне, она если и была при нём, то была недоступна рукам. Ну и во многих других случаях. Но преимущественно всё же Пушкин общался с тетрадью, иногда с несколькими. Правда, первая была заведена "на пороге окончания Лицея” (https://imwerden.de/pdf/pushkin_rabochie_tetradi_tom1_1995_text.pdf). Так что лицейские реалии в тетрадях не отразились. Гликман и, пардон, я относительно этого лицеиста поступили вопреки пушкинистам, видящим в первых стихах Пушкина многие недостатки. Мы же оба увидели изрядную их глубину. А Гликман – ещё и великую судьбу в своём персонаже выразил. Вполне прикладное искусство – усиление в общем знаемого. Но это сделано так здорово, что мимо этого невозможно равнодушно пройти, как я ни натягиваю на себя враждебность к прикладному искусству во имя агитации за ценность такого теоретического допущения, как подсознательный идеал автора. Одно замечание о дефекте (или не знаю, что это) мрамора (на шее, на лбу), на которое скульптор не прореагировал, раз другой кусок мрамора не взял. Лихачёв написал: "Подсознательно Пушкин был изящен во всем — даже в своем “неизяществе”, как и в своих поступках, ошибках поведения или поисках наилучших решений. Он сам, наверное, это понимал и потому работал в тетрадях, рассчитанных на то, что они сохранятся”. Вот порча в мраморе похожа на самого Пушкина. Я когда-то поразился, что большой лоб – признак детства, и что даже у животных этот признак вызывает родительские чувства. Провидение великого будущего, наверно выражается, - у Гликмана, во всяком случае, - в широко открытых глазах, смотрящих в бесконечность. Потому, наверно, находят, что его Ломоносов-мальчик похож на Пушкина-лицеиста. Гликман. Фрагмент памятника Ломоносову. 1955. 10 июня 2022 г.
|
16.09.2022 |
Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.
|
14.09.2022 |
|
13.09.2022 |
Художник Мыльников и современность
|
11.09.2022 |
|
04.09.2022 |
В Советском Союзе секса не было
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"