TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.02.2023
17:40

В ударе

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное . . .

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” . . .

25.02.2023
19:55

Опять обидели

    Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал . . .

24.02.2023
12:35

Сознание и подсознание Нестерова

    Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а . . .

23.02.2023
22:14

Бифуркация

    Это та точка, если в пространстве, в которой происходит резкое изменение бывшего. . Я долго искал в репродукции то, о чём в статье Клюшиной написано: "Мазки . . .

22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме . . .

21.02.2023
22:52

Есть этика счастья, а есть этика долга

     

    Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности.

    С улыбкой вспоминаю, время, когда я женихался к своей будущей жене. Она мне рассказала, как ахнули её сослуживицы, когда услышали от неё, что я, её жених, произнёс ей слова, вынесенные в заглавие. Они сказали ей: “Слу-у-ушай! Ты не должна упустить такого парня!”

    И вот мне захотелось сегодня обратить внимание на торможение чувственности при вдохновении идеалом гармонии низкого и высокого в стиле неоклассицизма. Торможение выражалось в приоритете линии над цветом (более связанном с эмоциями) и в сведении композиции к ясному построению, например, к тайной диагонали.

    Захотелось от возмущения формалистским уклоном у Костыри. Он обнаруживает происхождение некоторых элементов картины Давида,

    Давид. Портрет Жюльетты Рекамье. 1800.

    отступающих от подготовительного этюда маслом,

    путём заимствования у другого неоклассициста.

    Костыря пишет, что "модель обнажена, не должно нас настораживать, ибо привычный метод художника (восходящий к Рафаэлю) состоял в том, что Давид очень часто вначале разрабатывал композицию с обнаженными фигурами, которые затем “одевал” в законченном произведении”.

    Мне не нравится такой упор на технику. Представляется, что приём вполне может быть возвышен до выражения высоковозрожденческого идеала гармонии низкого и высокого. Чувство тела выражает низкое, одежда – высокое. Но фокус в том, что вокруг Давида всё гремело тогда, и он хотел ослабить чувства. И сосед по неоклассицизму, Флаксман, его подтолкнул.

    "При внимательном рассмотрении оказывается, что формы светильника и скамеечки для ног из портрета мадам Рекамье полностью повторяют формы этих предметов из иллюстрации No 23 все к той же “Одиссее” — “Эвриклея, узнающая Одиссея по шраму на ноге”” (Костыря).

    Флаксман. Эвриклея, узнающая Одиссея по шраму на ноге.

    "…имеет несомненную связь с иллюстрацией Флаксмана No 5 к “Одиссее”, на которой изображена Пенелопа с являющейся ей во сне богиней Афиной… под впечатлением от сцены “Сон Пенелопы” Давид мог найти важнейшие композиционные элементы портрета мадам Рекамье. Светильник перемещается влево, в силу чего композиционная структура картины приобретает ярко выраженную диагональ. Изменяется сам характер пространственного построения полотна: по сравнению с этюдом из Булони кушетка с моделью переносится с первого плана на второй, общая композиция наполняется воздухом, становится более свободной. С помощью пустого пространства Давид подчеркивает роль силуэта, линейное начало в композиции” (Там же).

    Флаксман. Сон Пенелопы. Гравюра Томазо Пиролли. 1793.

    И из этого сделан вывод:

    "Таким образом, композиция портрета мадам Рекамье представляется плодом своеобразного “сотрудничества” двух известнейших мастеров неоклассицизма — рисовальщика Флаксмана и живописца Давида. При этом нужно подчеркнуть, что, найдя близкие ему по духу композиционные элементы в работах Флаксмана, Давид в результате обобщения пришел к новому высокому синтезу, позволившему создать один из выдающихся портретов мировой живописи” (Там же).

    И совершенно умалчивается о том духовном (сдерживании чувственности), которое достигается линейным началом, выпячиванием роли силуэта, строгостью диагонали.

    А в 1800 году это уже после Великой Французской революции и потёкших реках крови, после того, как чуть не казнили самого Давида (он еле доказал, что не причастен к казням).

    15 сентября 2022 г.

     

20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу: "…несколько . . .

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр . . .

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был . . .

15.02.2023
19:03

Отсталая?

    Пишу, как часто это стал делать, одновременно с чтением того, о чём пишу. Причина прежняя – вдруг читаемое окажется ерундой, так в конце чтения-писания получится, . . .

14.02.2023
00:25

Теряю, теряю я ценных читателей

    Какая боль, какая боль: Аргентина — Ямайка 5:0 Владимир Шагин Кого я считаю ценными? – Тех, кто придирается у меня к конкретности и, критикуя её, пишет такой . . .

11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул. Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость: "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в . . .

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и . . .

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100