TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.01.2017
12:38

Домысел о замысле.

    "Мистерии” (1892) – это второй роман писателя после “Голода” (1890), где Гамсун уже (см. тут) проявил себя ницшеанцем. – Спрашивается, зачем выражать такой идеал . . .

07.01.2017
20:44

Наблюдение.

    Уважаемый читатель, призываю вас к терпению. Я хочу написать статью, как пазл ребёнок складывает. Только он знает, что складывает, а я не знаю. Чувствую, что мне надо её начать писать, чтоб самому понять, что меня заставляет.

    Частицы, меня побуждающие разные. Вчера я прочёл в конце одной неоконченной статьи Чаадаева:

    "Есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красною нитью проходит чрез всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истинной причиной нашего умственного бессилия: это - факт географический” (http://www.yabloko.ru/Themes/History/Chaadaev_apologia.html).

    Вспоминается также давнее интервью какого-то телекорреспондента у прохожих… Он спрашивал у прохожих что-то типа, хотят ли они, чтоб Россия была маленькой. И они поголовно все отвечали отрицательно.

    И наоборот, как один русофоб издевался над фотографией Земли, сделанной с Луны: "Ну как? Мала Рашка?"

    Где-то на днях мелькнуло, что митрополит Илларион ещё задолго, за века до падения Византии, провозгласил Святой Руси миссию хранить православие вплоть до конца света.

    А вчера я ввязался в спор с человеком, очень красиво выразившемся о проявившейся сути народной в 3-х миллионном в Москве поклонении мощам (забыл чьим). Я же тускло возразил, что это – пока национальная идея не вписана в Конституцию. И предлагал вписать безрелигиозный традиционализм. Но это – как, а не цель. А я как-то не сказал, что имею что предложить и для цели: мессианскую задачу России своим советом отвратить человечество от смерти из-за материального прогресса – мирно, вседоговором принять коммунистический девиз: “каждому по РАЗУМНЫМ потребностям!”.

    И вчера же наткнулся на цитату из письма с фронта какого-то немца, дескать пленных не берём, потому что русские дерутся до последнего человека. И изумлялся он, что, например, 5 солдат напали на колонну из 800 немцев. – Явно не ради православия геройствовали люди, подумалось, а ради всечеловеческой миссии СССР открыть путь в коммунизм, как в рай на земле.

    Но главное (я, по крайней мере, люблю всё оформлять как разговор вокруг художественного смысла какого-нибудь произведения искусства), я заметил, что неправильно, кажется, объяснил свои неизменные слёзы и задыхание в одном месте у Чайковского в “Увертюре 1812 год” (см. тут).

    Я думал, что они – от чрезвычайного испытания терпения. А при недавнем переслушивании оказалось, что – от неожиданности.

    Название-то увертюры наводит на ожидание проявления сверхсилы России. А оказывается, что там сперва сверхдуховность русская. – Молитвой разряжается чрезвычайное испытание терпения:

     

    Спаси, Господи, люди Твоя,

    И благослови достояние Твое,

    Победы борющимся за веру правую и святую Русь

    На сопротивныя даруя,

    И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

    Не иначе как неожиданность… Я ж атеист. Разве могло в меня как-то независимо от воли войти переживание красоты церковного пения?

    Или могло?

    Я ж его слышал? – Слышал. В фильмах, наверно. Уважительно, не иначе, оно преподносилось. А о религиозном переживании как о неком переживании Абсолюта я неоднократно читал… Вот и…

    Но как же Чайковский со своими специфическими переживаниями исключительности?

    Или надо вспомнить понятие модуля из математики… Об огромности ж величины даёт знать её модуль, а не знак (плюс или минус).

    Зная своё исключительное (таково ницшеанство) переживание как отрицательное, Чайковский вполне мог изживать его (или выражать) сочинением для людей музыки к такой программе, которая для них безусловно положительна. – И всё.

    А как же с подсознательностью? Я ж в своём экстремизме лишаю произведение названия художественного, раз не обнаруживаю в нём следа подсознательного идеала…

    Можно ли хоть обмануть себя внятным предположением на наличие такого следа (а это ницшеанство – для не читавшего ссылку тут) в “Увертюре 1812 год”?

    Моё (выше) предположение о компенсаторной (для автора) функции этого произведения не превращает разве предположение о подсознательном в ноль?

    Или не превращает? Вполне мыслимо, что Чайковский, создавая это вроде бы произведение прикладного искусства (усиливать переживание торжества), движим был подсознательным ницшеанством. Художники ж работают через наоборот…

    Я же движим был, наверно, ещё не вошедшей в сознание известной мыслью, что Россия может быть или великой, или не быть вообще.

    7 января 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337874  2017-01-07 21:00:24
Константин Бучельников
-

337875  2017-01-08 00:13:01
Kuklin
- Воложину на 337869.

Деградируете, Соломон Исаакович. В вашем тексте слышен собачий перебрех. Это некультурно звучит. Нельзя так вам говорить с русским поэтом Лазарем Шлемовичем. И в отношении меня – гоя - вы давеча подпустили такого же рода шельму, не заметив при этом, что подняли заднюю ножку и отметились под деревцем анчар с надписью «только для настоящих сионистов».

При этом, вы красиво говорите о России, утверждаете, что Россия должна быть сильной – или ее вообще не должно быть. Я чуть-чуть только оконкретил вашу мысль в конце вашей заметки – и тотчас стала видна явственно ваша тщательно скрываемая идея: России не должно быть. Это – грандиозная мысль. За нее вам надо дать премию. Государственную. Российскую нынешнюю. И надо вам получить ее поскорее, пока Россия еще есть. Как получите, сразу покупайте свечу в пуд весом, желательно пчелиного воска, и водрузите перед клиросом в новоделе храма Христа Спасителя. Вот тогда-то обязательно попадете в книгу рекордов Гинесса, как самый великий патриот православной Руси.

337877  2017-01-08 11:26:41
Воложин
- Ну да, да, Ляплин!

И я сионист, и России должно не быть, по-моему, и я президента Кеннеди убил, и ваши «Листья» и чеховский «Хамелеон» не прочёл. И ещё сорок бочек арестантов.

337879  2017-01-08 17:50:29
Kuklin
- Воложину

Это хорошо, что вы согласились, что вы - сионист. Постарайтесь и далее быть честным. Знаю, что для вас оставаться честным очено трудно. Но вы постарайтесь, очень постарайтесь. И прочитайте все-таки "Хамелеона", осильте "Листья", дабы понять, к чему там можно придраться. Но главное: прочитайте пятое предложение из Выготского. Чтобы понять: выготскизм - не догма, а попытка размышления.

337880  2017-01-08 19:05:05
Воложин
- Ляплину.

А про убийство Кеннеди не признаваться?

337881  2017-01-09 00:04:53
Kuklin
- Воложину

Зачем? Ведь вам предложено не лгать. Всего лишь не лгать, быть честным. В год убийства Кеннеди вам было двадцать пять лет. Вас просто не успели бы подготовить к жтой операции. Ни в США, ни в СССР, ни в Израиле. Да и болтаете вы чересчур много, то и дело проговариваетесь о своих личных тайнах. То есть опыта полевого шпиона не имеете. Боюсь, что и стреляете вы хреного. Потому как слишком хорошо знаете подрывное дело. А подрывник и снайпер - это разные спрециальности. Так что просто не лгите - и все.

337884  2017-01-09 14:42:14
Воложин
- Ляплину.

Вот потому и не перестану писать статьи, в том числе и против вас иногда, что не вру. Врал, наверно, когда-то. Не может быть, чтоб не врал. Но это трудно лично мне. Надо помнить, где когда кому что соврал. Легче не врать. И я решил себе в этом потакать. Помню, как пробовал врать… Вуй. Отказался. А с тех пор, как стал писать, считай, публичным человеком стал, аж до маниакального масштаба не вру.

А вас, видно, допекли эры в литературе, раз вы так по-свинячьи завизжали опять.

06.01.2017
12:30

Беда. - Беда?

    Беда: не знаю, что внятного сказать о художнике Ващенко. Ващенко. Возера Свіцядзь. 2009. Х. м. Сказать, что с рыжими волосами женщина в старинном плаще со свечёй в руке . . .

03.01.2017
16:56

Новый реализм!

    Нетребо, - своим рассказом “Закрывай” (2017), - заставил меня пересмотреть для себя определение реализма. Каким оно было до сегодняшнего дня? – Реализм – это . . .

02.01.2017
14:28

Почему мне стыдно?

    Я читаю такие минирассказы, и мне стыдно за себя, как воителя за художественность. "ЧЕЛОВЕКА РАССТРОИЛ" Мой знакомый, Николай Михайлович рассказывал: "Ехал вчера в . . .

31.12.2016
12:28

Некоторые картины Вадима Киреева.

    Я хочу повести разговор вокруг такой картины. Киреев. Земля отцов. 2012. Холст, масло. О ней самой можно сказать, что это – произведение прикладного искусства, . . .

23.12.2016
11:29

Отчёт о чтении.

    Попробовать, что ли?.. Читать “Зимнюю дорогу” (2015) Юзефовича, получившую главную премию на конкурсе “Большая книга” 2016-го года… Строго говоря, я уже попробовал до . . .

21.12.2016
17:24

Скрежет на Валерия Куклина.

    Начинаю читать “Пять невыдуманных историй о деньгах” (2003) Куклина для проверки мысли, что он давно исписался. По моим понятиям – не стало в его текстах следов . . .

21.12.2016
11:52

Я живу жизнь или жизнь живёт меня?

    - Это просто смешно. Не всё на свете, поверьте, крутится вокруг вашей идеологии и вокруг СССР. Тем более - в США. - Я думаю, что вы заблуждаетесь, что для творческих . . .

16.12.2016
15:47

Принудиловка?

    Вообще-то я брался открывать скрытый смысл художественных произведений. Потом я всё больше впадал в экстремизм. И сейчас нахожусь в стадии, когда художественным . . .

14.12.2016
17:06

Вот эт-то повесть!

    Я просто обязан высказаться. Я ж всё ныл, что не натыкаюсь на текст, в котором бы было что-то, о чём словами сказать нельзя. И вот я на такой наткнулся. Это “Кармен из . . .

13.12.2016
18:29

Вдруг Михалков зря нападал на Ельцин-центр. Провери.

    Что он точно видел – это исторический ролик (см. http://www.council.gov.ru/events/news/74795/ на временной метке 25:28.) Я запишу текст того ролика и сделаю комментарии трёх родов: 1) прав . . .

11.12.2016
15:48

Дуракам полработы не показывают?

    А говорят, не надо выпивать море, достаточно трёх капель, чтоб понять его вкус. Жаль, память у меня убогая… Мне было 6-7 лет… А я-взрослый всё привык . . .

06.12.2016
22:17

Плохо мне.

    Я не умею отличать искусство от неискусства. Я, посвятивший три четверти жизни такому различению. Вот смотрите. Натыкаюсь на такую запись: "Ваня Клиновой . . .

02.12.2016
18:27

А вот и ура.

    Эта статья – как тренажёр для ума: тут надо уметь переноситься на чужие точки зрения. В том числе и абсурдные. Перечень точек зрения таков: 1) художника Калло в 1622 . . .

02.12.2016
15:53

Уф! Гора с плеч!

    Есть шанс что-то открыть в Горьком. Для себя, естественно. Но и для многих-премногих, его не ценящих. – Наткнулся на слова о нём Леонида Андреева, в которых есть о . . .

25.11.2016
22:27

Расследование.

    Когда-то Раззаков своим поклёпом на Высоцкого заставил меня написать целую книгу по его книге (см. тут). Нечаянно я натыкаюсь на его – новый для меня – такой . . .

24.11.2016
15:08

Три статьи о Тургеневе.

    Хочу всё знать! Название серии научно-художественных сборников, выходившей с 1957 по 1990 год Попытка и пытка. Берусь проверить своё предположение, что роман . . .

23.11.2016
22:55

Подсознательное предвидение разрыва.

    Согласитесь ли вы, что это НЕ красивая рука? Если думать о женской руке… С набрякшими жилами. С посинениями, и даже зелёные оттенки встречаются (если можно . . .

14.11.2016
19:27

Почему такая тоска?

    Может быть много предположений, почему у меня такая тоска от смотрения сериала Фурмана “Таинственная страсть” (2015), снятого по мотивам одноимённого романа (2007) . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100