TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.09.2017
12:47

Почему нравятся произведения искусства.

    Поводом к этой статье явился фильм Борматова (но на самом деле Эрнста) “Чужая” (2010), никем не премированный, который я посмотрел по ошибке, хотев смотреть . . .

09.09.2017
17:34

Обожаю мистику.

    Люблю начинать с себя для разбега… Почему я люблю мистику?

    И не вспомнить. Всем детям она нужна для познания границ возможного. Юношам – для убегания от разочаровавшей их действительности. Это романтизм. А развитием романтизма является (это мало кто знает) ницшеанство. В веках повторяющееся. Оно – победительнее, чем у лишенцев-романтиков. И не от бед рождается, а от скуки. Его плохо знали в СССР да, по-моему, и сейчас на территории СССР плохо знают. Наверно, потому, что Ницше нравился Гитлеру. В Израиле даже какое-то время Вагнера не исполняли, т.к. тот нравился Ницше, а Ницше – Гитлеру. Из-за того мне этот тип идеала открылся довольно поздно. И он оказался очень распространённым. В пространстве и в веках, повторяю.

    Если ницшеанство – странным, если не вообще неведомым, объектом представляется кое-где кое-когда, то повторяемость типов идеалов в веках тоже довольно удивительна. Вместе с их ограниченным количеством в истории и взаимопревращением. Плюс это взаимопревращение, если растянуть его во времени, хорошо иллюстрируется синусоидой. И привлечение геометрического образа в искусствознание тоже представляется каким-то дивом. Многим. Хоть сменяемость больших стилей (лучше бы говорить идеостилей) многим известна: готика, Раннее, Высокое, Позднее Возрождение, маньеризм, барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм… Всё это прекрасно может быть расположено на синусоиде с бесконечно повторяющимися периодами её. Но нужно несколько напрячься, чтоб согласиться, что, скажем, Раннее Возрождение и импрессионизм имеют сходство по индивидуализму и воспеванию радости низкой, скажем так, жизни. И представляют один тип идеала. – Почему низкий? Ну, например, наготу стали в Раннем Возрождении изображать, а Дега всё проституток рисовал. Можно ж это счесть низостью по сравнению с бесплотным идеалом загробной жизни в готике? То же – со сходством – барокко и реализма. Оба – соединение несоединимого. Отрезвление после залётов вверх и вниз. Дело это сложное. Я предлагаю здесь не углубляться, а поверить на слово. И одним из предлагаемых на веру моментов я выставляю ещё одну мысль: об инерционных вылетах с перегибов синусоиды сверхвверх (готика, маньеризм) и субвниз (ницшеанство). В сверхжизнь всех (например, в Царствии Божием на небе всех прощённых) и в сверхчеловека (Ницше был большим врагом христианства, и его идеал – метафизический, иномирие: Вневременье, Апричинность и мн. др., лишь мыслимое, но не существующее и принципиально недостижимое в пику христианству).

    И всю эту необычность я хочу привлечь для разбора тоже необычности – сказки для детей, а больше для взрослых – к “Приключениям Алисы в стране чудес” (1865) Кэрролла.

    На это меня навели несколько телевизионных бесед с учёными, всё удивлявшимися, как это Кэрролл ТОГДА писал, словно зная про квантовую механику.

    Я разозлился, потому что сразу догадался, что Кэрролл просто исповедовал ницшеанство (этого о себе не подозревая, а Ницше тогда был 21 год, и до издания его первой книги было ещё 7 лет). Типы-то идеалов повторяются!

    Тогда я задал поисковику вопрос: “Алиса в Стране чудес ницшеанство” и получил в Гугле на второй строчке: “НИЦШЕАНСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: АЛИСИНОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ ...” (Петраков. http://samlib.ru/p/petrakow_i_a/filosofijaalisy.shtml).

    И возликовал.

    Первым предложением там, у Петракова, было:

    "В какой-то момент в нашей жизни мы все хотели убежать -- от унылой и утомительной работы, от неприемлемых отношений с теми, кто был с нами не согласен”.

    И я возликовал ещё раз. Потому что, по-моему, ницшеанство возникает не от непереносимого гнёта, как религия, а от скуки довольно-таки благополучной жизни. Что первый раз дало махровый расцвет этой идеологии после отлива революционности в Западной Европе во второй половине XIX века из-за приобретения массами некоторого благополучия. (И Ницше вовремя тогда оперился.) Первая книга Ницше, “Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм”, была издана в 1872 году. Кэрролл его опередил, потому что "он смеётся над викторианской эпохой… это вегетарианская, травоядная, я бы сказал, эпоха, когда, в общем, зверство не было так популярно, как сейчас” (https://www.youtube.com/watch?v=I3hY8rHGyeA).

    Можно ли почуять упомянутое иномирие, просто читая текст?

    Можно.

     

    "…Но ключ фантазии иссяк –

    Не бьет его струя.

    – Конец я после расскажу,

    Даю вам слово я!

    Настало после! – мне кричит

    Компания моя”.

    Правда, читатель, подчёркнутое вносит некоторый хаос в понятие времени?

    Я буду игнорировать обычные сказочные реалии. Например, что кролик говорит, имеет жилетный карман, а в нём часы. И т.д. Обращать внимание буду только на нечто метафизическое, которое можно только помыслить и которое не похоже на тот свет христианства с его бестелесностью душ и т.п.

    "Дверей в зале было множество, но все оказались заперты. Алиса попробовала открыть их – сначала с одной стороны, потом с другой…”.

    А как это – "с другой”? Чтоб оказаться с другой стороны, надо пройти сквозь стену, да и зачем открывать дверь, если уже прошла? – Согласитесь ли, что тут Алогизм?

    "Ах, почему я не складываюсь, как подзорная труба! Если б я только знала, с чего начать, я бы, наверно, сумела”.

    Абсурд.

    "Напиток был очень приятен на вкус – он чемто напоминал вишневый пирог с кремом, ананас, жареную индейку, сливочную помадку и горячие гренки с маслом”.

    Опять Абсурд.

    Я всё время пишу с большой буквы, потому что это – фрагменты идеала иномирия, значит – Абсолюта. Иначе какой же это идеал.

    "– Если я и дальше буду так уменьшаться, – сказала она про себя, – я могу и вовсе исчезнуть. Сгорю как свечка! Интересно, какая я тогда буду?”.

    Тут сказывается, что Кэрролл был математик, логик и философ. И знал апорию Зенона о дроблении пространства, как Ахиллес не может догнать черепаху, шагая каждый раз на половину расстояния, оставшегося между ним и черепахой.

    "И она постаралась представить себе, как выглядит пламя свечи после того, как свеча потухнет”.

    Учёные (Черниговская и др.), из-за разговоров которых я стал разбираться, чем движим был Кэрролл при сочинении свой сказки, - из-за разговоров о, например, квантовом устройстве мира (меньше кванта ничего нет в ЭТОМ мире, что случился после Большого Взрыва 13 миллиардов лет назад из субстанции лишь предполагаемой), - учёные эти меня бесили. Я сразу понял, что их цель, - может, и неосознаваемая, - состоит в том, чтоб сбить народ с панталыку.

    Ведь сейчас что происходит в мире? – Столкновение американского глобализма с традиционализмом. Изменчивости со стабильностью. США и России. Цветных революций и противостояния им.

    Оранжевые (так я называю тех либералов, кто не додумывает, что их действия приведут Россию к полному подчинению США, если не к просто уничтожению её), – оранжевые за революционность. А народ России – за стабильность (не перенесет Россия ещё одну революцию). – Значит, надо сбить народ с его установок. Надо ввести в обычную жизнь законы, например, микромира. Квантовую механику. И всё. И сбитое с толку большинство, послушает оранжевых глашатаев, дескать, мы ждём перемен. И… Грубо говоря, не проголосует за Путина через год.

    Вот почему Познер (сам несколько раз менявший мировоззрение, чего не бывает у человека, приверженного традиционализму) в своём интервью с Черниговской так с нею любезен.

     

    Спросите: а как же с тем, что мне нравится мистика, метафизика, ницшеанство?

    Я думаю, что это потому, что мой идеал тоже, как у ницшеанцев, экстремистский. Мой идеал похож на христианский, но он безрелигиозный. Я верю в коммунистическое будущее планеты. Пусть сверхбудущее. Иным принципом, чем “каждому – по разумным потребностям” (а это коммунистический принцип) человечеству не спастись от смерти из-за неограниченного прогресса.

    22 августа 2017 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
339560  2017-09-11 11:13:15
Константин Бучельников
-

08.09.2017
16:50

Шандриков, да, омский, но не Высоцкий.

    Признаюсь сразу: я чувствую себя обманутым. А мне всего лишь сказали, что был такой омский Высоцкий – Шандриков. – Ну разве из этого следовало, что он таки второй . . .

04.09.2017
07:35

Феникс, всегда восстающий из пепла.

    Я просто обязан о Шнурове написать. Ну, буду иметь в виду его “Экспонат”, например (см. тут, только опечатка там: не "мне нужны твои деньги”, а наоборот – "НЕ . . .

02.09.2017
12:43

Ура Беляеву-Гинтовту.

    Уважаемый читатель! Разрешите мне без вашего согласия вывалить на вас свои сомнения насчёт того, что такое настоящее искусство и является ли его творцом . . .

31.08.2017
14:26

Почему неувядаем вальс Хачатуряна.

    Вопрос: может ли обычный человек адекватно воспринять произведение искусства, если его сочинил автор-экстремист? И, если может, то не кратковременное ли это . . .

27.08.2017
12:32

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

27.08.2017
12:30

Зачем я живу?

    Я пишу это после смотрения фильма “Точка” (2006). Удручающего донельзя. Возникает вопрос, зачем жить. А фильм “говорит”: “По инерции”. Я же думал до сих пор, что . . .

17.08.2017
15:21

Невероятная затея.

    Для начала мне надо представиться. – Я экстремист в эстетике. Я считаю, что неприкладное искусство призвано для общения подсознаний: автора и восприемников. Что . . .

12.08.2017
08:19

Что-то щемящее.

    Мне грустно. Грустно потому, что мне надо долго объяснять, чтоб меня поняли. Уж как-то так вышло, что то, что меня восхищает и чем мне хочется поделиться, настолько . . .

09.08.2017
10:22

Выморочное.

    Надо начать с признания. Тогда, может, оно не будет надо мной довлеть и не повлияет на мою объективность. Признание вот в чём. На днях я допустил безответственность. . . .

08.08.2017
08:43

Эмиль Галле.

    Люблю издеваться над собой. В смысле – загонять себя в тупик, а потом выкарабкиваться из него. Трудно, аж жуть. А приятно. Этакий мазохизм. В этот раз поиздеваюсь-ка . . .

29.07.2017
20:28

Муки надстраничные.

    Данный абзац вписываю впереди всего, дочитав до 209-й страницы. Я ведь вообще зачем пишу? – Чтоб открывать читателю непонятное у автора. То есть я обязался как бы . . .

25.07.2017
07:57

Отчаяние.

    Меня приводит в отчаяние то обстоятельство, что полувековые мои занятия искусствоведением не гарантируют мне компетентности верно ценить то или иное . . .

23.07.2017
13:02

Нельзя себе доверять. (Продолжение)

    Начало см. тут. Берём быка за рога и сразу демонстрируем… Гойя. Маркиза де ла Солана. 1793-1795. Холст, масло. Ну что за уродка… И как квёло нарисована… Как-то всё . . .

21.07.2017
10:25

Нельзя себе доверять.

    1. Уважаемый читатель. Вы меня простите, но я рассчитываю на человека, у которого есть время. Раз. А также на человека, согласного почитать, как я буду разбираться в . . .

14.07.2017
12:57

Опять я попался?

    Я остолбенел, красно говоря, от этой картины. Названия не нашёл. Художник Павел Кузнецов. Был символистом в начале ХХ века. Борисов Мусатов на него когда-то . . .

13.07.2017
21:18

Если нельзя, но очень хочется, то можно.

    Ну как можно позволить себе толковать театральную постановку, которую не видел? – А я её как бы увидел, прочитав воспоминания видевших. Речь о “Гамлете” . . .

10.07.2017
19:22

Бессознательное в Ригведе.

    Начнём с цитаты, чтоб быть конкретными. К божествам поля 1 Благодаря господину поля, Как с помощью доброго (друга) мы покоряем (поле), Кормящее скотину (и) коней . . .

30.06.2017
09:16

Окститесь!

    У меня плохая эмоциональная память. Вообще, замечаю, что с годами я всё меньше способен волноваться из-за действительности. Но что-то всё же я почувствовал от . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100