Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
25.10.2019 |
|
||||||||
21.10.2019 |
|
||||||||
20.10.2019 |
|
||||||||
17.10.2019 |
Знаете ли вы, какой первый смертный грех у католиков?
|
||||||||
14.10.2019 |
|
||||||||
13.10.2019 |
|
||||||||
11.10.2019 |
|
||||||||
10.10.2019 |
|
||||||||
08.10.2019 |
|
||||||||
05.10.2019 |
|
||||||||
03.10.2019 |
|
||||||||
02.10.2019 |
ШИШ или Отзыв о романе, который я не смог дочитать до конца
|
||||||||
01.10.2019 |
|
||||||||
29.09.2019 |
|
||||||||
26.09.2019 |
|
||||||||
25.09.2019 |
|
||||||||
23.09.2019 |
Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»
Гоголь: “…извлечет [народ наш] из "Одиссеи" то, что… человеку везде, на всяком поприще, предстоит много бед, что нужно с ними бороться, -- для того и жизнь дана человеку, -- что ни в каком случае не следует унывать, как не унывал и Одиссей, который во всякую трудную и тяжелую минуту обращался к своему милому сердцу, не подозревая сам, что таковым внутренним обращением к самому себе он уже творил ту внутреннюю молитву Богу, которую в минуты бедствий совершает всякий человек, даже не имеющий никакого понятия о Боге. Вот то общее, тот живой дух ее содержания, которым произведет на всех впечатление "Одиссея" прежде, чем одни восхитятся ее поэтическими достоинствами, верностью картин и живостью описаний”. Пусть милым сердцем будет память Одиссея о родине, Итаке, куда ему никак не вернуться. И снизойдём, что не автор, не повествователь нам об этом сообщает, а мы слышим это из обращения Афины к Зевсу.
Хорошо. Но что, если "живость описаний” придана Гомером и Жуковским не от радости автора, что так хорошо в итоге всё устроено на свете? Зачем Афине, обращаясь в обычном разговоре к Зевсу, лебезить: "верховный владыка”? Зачем ей лишний раз пресмыкаться перед сонмом богов на Олимпе: "Если угодно блаженным богам”? Зачем набившее оскомину в Илиаде (там, правда, многоумный) определение "хитроумный” придано Одиссею? Вообще любому имени придано определение: если Эрмий, то "Эрмий аргусоубийца, Воли богов совершитель”, если о нимфе, то "прекраснокудрявой”. Зачем это? Даже и не только имени придано определение: "приговор неизменный”. Может, из-за бед “постоянных” ("много бед” по Гоголю)? Не только Одиссею присущих ("Одиссею, в бедах постоянному”), а вообще?.. Может, ненависть к Этому плохому-преплохому миру кипит в Гомере и Жуковском, к этой суете сует? Гомер спел свои поэмы вскоре после того, как дорийцы напали на ахейцев и так разорили, что ахейцы вернулись к первобытному строю (в котором избытка не бывает). А потому людям, побывавшим в строе с наличием избытков (в рабовладельческом – даже раба можно содержать), этих избытков исчезновение стало совершенно непереносимо. Жуковский же был лишён возможности жениться на той, кого любил, и жутко страдал всю жизнь. – Не-на-висть к Этому миру! И тогда одно спасение – метафизическое иномирие. (Тем паче, что до христианского того света ещё не додумались). Ведь понятие об идеальном уже было. (Известна античная притча: если непрерывно строгать палочку, она исчезнет, физически, но понятие-то о ней никогда не исчезнет.) Тогда Гомер и Жуковский некие предтечи ницшеанства, очень враждебного Богу (да и богам). Одна радость только есть на Этом свете для таких ультра, если они творцы: – дать образ этого принципиально недостижимого иномирия. И Гомер его дал – гекзаметр, ритм, у которого 32 варианта звучаний ("из пяти дактилей и спондея. Обычно пятая стопа была дактилем. Количество дактилей колебалось от пяти до одного и соответственно от одного спондея до пяти.”). И постоянство и разнообразие одновременно! И не вещь, которую можно взять в руки или на неё указать. – Иномирие. Но неосознаваемое. Зато переживаемое как удовольствие от не известно чего. Этого и Гоголь не отрицает, говоря, правда, обиняками: "…языка, в такой степени богатого и полного, на котором отразились… все бесчисленные, неуловимые красоты…”. “…сделаться до того чутким, чтобы и оттенок эллинского звука не пропал…”. А вот, как выглядит постоянство и разнообразие ритма у Жуковского (на примере выше процитированных строк):
"…эта схема носит название 6-стопный дактило-хореический дольник. Цезура при этом остается на середине строфы… Он имеет 18 долей” (https://fb.ru/article/281333/gekzametr---eto-chto-takoe-gekzametr-v-russkoy-poezii). Если такое рассуждение верно, то Гоголь очень неправ (ибо тенденциозно религиозен в понимании Гомера): "Это строгое почитание обычаев, это благоговейное уважение власти и начальников, несмотря на ограниченные пределы самой власти, эта девственная стыдливость юношей, эта благость и благодушное безгневие старцев, это радушное гостеприимство, это уважение и почти благоговение к человеку, как представителю образа Божия, это верование, что ни одна благая мысль не зарождается в голове его без верховной воли высшего нас существа и что ничего не может он сделать своими собственными силами”. Это всё Гомера не радовало, как по Гоголю, а заставляло себя чувствовать рабом и звало к бунту. Что он и выразил непрерывным ненавистническим предвзрывом (в котором Гоголь, наоборот, услышал поучение русскому народу, который "молится ленивее и выполняет долг свой хуже древнего язычника”). Это, знаете, как теперь на Западе мейнстримные СМИ и государственные органы выставляют Россию исчадием ада, смотря на неё и видя всё с точностью до наоборот. 23 сентября 2019 г.
|
||||||||
22.09.2019 |
|
||||||||
21.09.2019 |
|
||||||||
17.09.2019 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"