TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.02.2020
13:51

Как родилось Северное Возрождение

    Макс Дворжак является для меня человеком с чуть не абсолютным художественным вкусом. И несколько предложений его очень плодотворны, надеюсь. Потому беру их, . . .

23.02.2020
14:25

Сомов и иномирие

    Я уязвлён.

    Во мне развилось самомнение, что я всё могу понять у больших именитых художников.

    А вот прочёл такое:

    "…полная томной него и “декаденткой” пряности рубежа веков меланхолическая живописная фантазия К. А. Сомова “Конфиденции”” (Стернин https://cyberleninka.ru/article/n/russkoe-iskusstvo-poslednih-desyatiletiy-xix-v-vzglyad-iz-xxi-v/viewer).

    Открыл…

    Сомов. Конфиденции. 1897.

    и чувствую, что Стернин, просто зная, что Сомов будет писать позже, описал дух этой картины так, как он описал. – Я уязвлён, что никакая конкретика картины не связывается в моей душе в ницшеанство, к которому – я знаю – принадлежит Сомов.

    Ну разве что сосновый парк является преддверием французских парков XVIII века, в которые Сомов убежал от категорически не устраивавшей его действительности – не конца XIX века, а вообще Этого мира.

    Это, да, пахнет декадентством, потому что, что ж это за место такое – вне Этого мира. Но я – против. Потому что есть радость умения выразить то иномирие непредставимое.

    Есть общий приём модерна, это умение обеспечивающее: живое рисовать как бы мёртвым, а мёртвое – как бы живым.

    Альберт Клингер. Афиша. 1901.

    Столкновение их – даёт катарсис, который очень удобно осознать как ницшеанское метафизическое иномирие.

    Если мёртвой относительно живых людей счесть неодушевлённую природу (беседку, парковые дорожки, деревья, тень от них), а живыми – людей, то сразу станет понятна бросающаяся в глаза странность этой картины: всё на ней тем более живое какое-то, чем дальше от двух женщин в самом низу. А к тем внимание – минимальное. Аж обрезаны их фигуры. Аж еле прописаны они. Древесная кора подробнее нарисована, чем складки их платьев. А какая живенькая тень от ствола этого самого близкого к нам дерева! Она живее самого дерева. А тень – на дорожке – от левой ветки этого дерева, вообще брызжет жизнью. Смотришь и так и чудится, что сейчас она задрожит. Хвоя, которая эту тень отбрасывает, ещё невнятна, что это – хвоя (по сосновому стволу её хвоей понимаешь). Но над нею (такова композиция) находящаяся беседка прорисована до последней мелочи. Каждая доска крыши – отдельно прописана.

    (Хорошо признаться в бессилии первых минут разглядывания: искренность набирает силу и не даёт врать что-то только потому, что в душе ЧТО-ТО требует себя выразить {глаза-то сразу увидели противоречие: беседка – резкая, хоть вдали, а фигуры смазаны, хоть вблизи; а до сознания то, что увидели глаза, не доходило; и – будоражит ЧТО-ТО}.)

    Я не знаю, когда теоретики впервые словами описали этот трюк модерна – оборачивать живое мёртвым, а мёртвое – живым. Хочется думать, что художники до этого доходили не от сознания. Просто одно и то же отвращение к скуке обычной жизни с железной необходимостью заставляет всех крайне-прекрайне разочарованных находить, в общем, одни и те же выразительные средства.

    18 февраля 2020 г.

     

20.02.2020
12:28

Предвзято ли это...

    Передо мной только что открылось ницшеанство в прозе Бунина первой половины 1910-х годов (см. тут). И давно открыто его ницшеанство в прозе в эмиграции. Ясно, что он . . .

18.02.2020
14:19

Против Толстого

    Надо, надо выступить против Толстого, выступившего против Шекспира. Толстого могло заносить. Я знаю, что его занесло в теоретизировании, что такое искусство. В . . .

12.02.2020
11:00

Флаг Великанова над Рейхстагом

    Чтоб понять этот текст полностью, возможно, иные места придётся перечитывать. Идёт ин-фор-мацьон-ная, священная война. "Ведущий “Час Speak" на канале RTVi: . . .

11.02.2020
13:17

Судить, не читая

    Мыслимо ли судить о произведении, не читая? – Я попробую: из общих соображений. Первым исходным является соображение, что Марло – предшественник Шекспира: "Для . . .

06.02.2020
18:54

Патриотизм слишком мал для национальной идеи России

    Надо, наверно, признаться в самом начале, что я исхожу из подработанной теории Шмита о синусоподобной повторяемости в веках больших стилей. Подработка состоит, в . . .

01.02.2020
11:12

Исключительное в Белоруссии

    Когда-то меня удивил Владимов – массой специальных, морских слов в “Трёх минутах молчания”. Помнится, я даже умудрился такое словоприменение объяснить. – . . .

28.01.2020
10:59

Возмутительно

    Дурят нас иные спецы, ей богу. – Вот смотрите: "Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве и . . .

27.01.2020
10:58

Срыв голоса

    Вот если я не дам названия картинкам, вы, читатель, не согласитесь ли, что они о чём-то одном и том же, в общем? Раскрытые рты, например, одинаковы. Кричащие . . .

25.01.2020
13:23

Бессилие?

    В кои веки я получил письмо-отклик на свою статью. Статья о песне Высоцкого “Я ЯК-истребитель” (1968) Высоцкого (слушать тут). Человек понимал песню как раздрай между . . .

22.01.2020
14:08

Чекрыгин

    …глядят, как в афишу коза. Маяковский. Что большие стили в чём-то повторяются в веках, было для меня когда-то большим откровением (есть такая теория, Шмита) . . .

21.01.2020
13:39

Глубина или натяжка?

    Когда-то я стал писать из-за возмущения, как непонятно пишут искусствоведы. Самообразовался, и тогда стало видно, что я ещё и с принципиально других . . .

20.01.2020
23:29

Вынужден

    Я вынужден писать о фильме “Бык” (2019). Почему вынужден? – Я предпочитаю выявлять художественный смысл. А им я считаю следы подсознательного идеала автора . . .

17.01.2020
21:51

Актуальность Берлиоза

    В августе 1830 года революция во Франции кончилась. "7 августа палата депутатов предложила корону герцогу Орлеанскому, которую тот принял 9 августа и был . . .

15.01.2020
20:42

К ограничению понятия авангард

    Уважаемые читатели! Разрешите представиться. Я – хулиган в искусство- и литературоведении. Так меня назвал когда-то, сравнивая с литературоведом Чумаковым, тоже, . . .

06.01.2020
13:51

Нахальство

    Нахальство – это у меня. Я вот берусь сейчас, читатель, у вас на виду показать, что испанские этюды Сурикова – это произведения ницшеанца. Суриков. Севилья . . .

05.01.2020
11:26

Берусь доказать

    Вот удастся мне подобрать то, о чём – я задумал – пишет Сартр в “Тошноте” (1938)? Начну с той страницы, на которой мне показалось, что этот мотив повторяется – с 5-й . . .

30.12.2019
21:30

Живёт!

    И любим-то мы с Орловым в этом народе одно и то же, любим в этом народе его мужицкую смиренную, терпеливую, просвещенную истинным христианством душу, которая . . .

28.12.2019
20:16

Почему шкипер и почему бухгалтер

    Это будет статья о киносценарии Шпаликова “Причал” (1960). Но – с огромными нелирическими отступлениями. Шкипер – командир несамоходного речного судна, жених . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100