Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
24.07.2020 |
В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом
|
|||
22.07.2020 |
Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.
|
|||
21.07.2020 |
|
|||
20.07.2020 |
Почему Леонардо да Винчи гений
|
|||
19.07.2020 |
|
|||
18.07.2020 |
|
|||
17.07.2020 |
|
|||
16.07.2020 |
|
|||
15.07.2020 |
|
|||
14.07.2020 |
|
|||
13.07.2020 |
|
|||
12.07.2020 |
|
|||
11.07.2020 |
|
|||
10.07.2020 |
|
|||
09.07.2020 |
|
|||
08.07.2020 |
|
|||
08.07.2020 |
Красота некрасивого Вчера у меня был знаменательный день: я наткнулся (см. тут в самом конце) на единомышленника. (Жаль, фамилию свою он не обозначил.) Единомыслие заключается в признании, что ницшеанцем движет идеал метафизического иномирия. Почему-то до этого искусствоведы не доходят. И очень неприятно быть единственным. Несерьёзностью пахнет. Жаль, и этот единомышленник не считает другое (тоже выделяющее, увы, меня из остальных) – что это иномирие является у ницшеанцев подсознательным идеалом. – Ну, на безрыбье и рак рыба. Статья появилась из-за того совпадения, что Альтман написал портрет Ахматовой. Как и Модильяни тремя годами раньше к ней обращался.
Альтман. Портрет А.А. Ахматовой. 1914. Оба не проходят мимо горбатого носа Ахматовой, что, видно, имеет ценность некрасоты в той формуле Модильяни, что вынесена в заголовок и поражала поначалу Ахматову. Потому “поначалу”, что такова была доля обычной красоты (уменьшаться) в реакции на обманувшую красоту-добро в жизни и искусстве. Которое достигло максимума обмана у символистов. Пюви де Шаванн. Счастливая земля (деталь). 1882. Отказ от красивости проявился во внимании к графике, прежде отпугивавшей "моментами ремесла” (https://www.83147.ru/article/3980). А теперь неполнота "отображения реальности” (там же) в декоративности стала представлять собой "свою “линию красоты”” (там же). Остроумова-Лебедева. Вид на Неву через колонны Биржи. 1907. Цветная ксилография. Видите, какая-то нехорошесть цвета намеренно введена. – Это шаг в сторону слогана Модильяни “Красота некрасивого”. Зато какая архитектурная красота взята материалом изображения - архитектура императорского Петербурга: Адмиралтейство, Ростральная колонна, Биржа… Аж Дворцовый мост не показан, как мешающий красивой архитектуре. Гравюры Остроумовой-Лебедевой – это стиль модерн. Подсознательным идеалом его предствителей – да простится мне такая крайность суждения – является метафизическое иномирие. Столкновение некрасивости тона (1) с красотой Петенрбурга (2) в душе зрителя рождают катарсис (3), который, будучи растолкован в акте последействия искусства даёт осознание в виде слов “метафизическое иномирие” (4). – Так говорит теория Выготского в применении к данной ксилографии. У Ахматовой таким квартетом является аморальность темы (обычные бражники, например {1}), рубленный стих {2}, исключительность осуждающей (будет гореть в аду) обычность разврата ради необычности разврата собственного, {3}, которая - необычность - есть образ метафизического иномирия {4}. Поэтому она оказалась очень чуткой к слогану Модильяни. Остроумова-Лебедева, наверно, его б не приняла. Хоть и все ницшеанцы впадают в него не с бухты барахты, а от ужасной скуки, в первую очередь, Этого обычного, иногда мечтающего - и всё зря, Этого пошлого мира. И следом покатились “измы” (постимпрессионизм, фовизм, кубизм и т.д.), которые всё наращивали и наращивали некрасивость формулы Модильяни. В Ахматовой для Модильяни некрасивостью была и её аморальность, и худоба, и её горбатый нос (как у других натурщиц – аморальность). А красота – самоцитата: “Может, сама утолщённость контура-фона {2} ахматовского тела призвана – через контраст этого хилого {1} в груди (физического вместилища души) белого тела чёрному – внушить впечатление о силе её духа {3}”. Влекомый, подозреваю, модой на нигилизм Альтман тоже обратил внимание на горбатый нос Ахматовой и возжелал внушить зрителю с его помощью красоту некрасивости. Футуристы, как известно, и после Октябрьской Революции были недовольны недостаточной революционностью советской власти. Им тоже годился слоган Модильяни. Сомнете периной и волю и камень. Коммуна — и то завернется комом. Что хотел выразить Альтман своим таким вот проектом: "Наиболее грандиозным агитационно-массовым проектом Альтмана было оформление главной площади Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. На окружающих площадь зданиях Зимнего дворца и Генерального штаба располагалась целая система транспарантов и полотнищ, но самой авангардной по формам была композиция в центре, под Александровской колонной. Надо было с помощью доступных средств визуально нивелировать могучую, торжественную колонну, завлечь внимание зрителя чем-то из ряда вон выходящим, немыслимым. Из красных, оранжевых, розовых фанерных щитов различных форм на высоком помосте, служащем трибуной и эстрадой, была составлена абстрактная "футуристическая" инсталляция, закрывающая нижнюю часть колонны. Ассоциацию она вызывала однозначную: Пламя революции, охватившее основу столпа самодержавия…” (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55634f29-6e69-46cd-b060-6c2c41853ce6/Altman_biogr.htm). Альтман. Ростры вокруг Александрийской колонны. 1918. Он что: чуял нехорошесть советской власти и следовал принципу Модильяни - красота некрасивого? Обещание революцией благого будущего не обмануло его? Он остался таким же продуктом жизненных невзгод, какие обрушились на него в детстве, да так и не забылись? "Он родился 10 декабря 1889 г. в Виннице (Подолье). Его отец Исай Альтман, мелкий торговец, умер от туберкулеза, когда мальчику было четыре года, а вскоре скончался и возглавивший семью дед. Мать, кастелянша в местной больнице, не выдержав постоянной нужды и угрозы еврейских погромов, уехала за границу. Все заботы о воспитании внука легли на плечи бабушки… “Игрушек у меня не было… Животных и предметы я наделял человеческими чувствами, воображение помогало мне видеть в обычном необычное… Сидя под столом, я рисовал мелом на полу…”” (http://evreimir.com/178950/u-menya-net-zvaniya-u-menya-est-imya-130-let-nazad-rodilsya-hudozhnik-natan-altman/ ). Было у него метафизическое иномирие подсознательным идеалом? По крайней мере, в 1928 году он не вернулся из Парижа (перестал котироваться в СССР его футуризм?), а в 1935 вернулся (особо интереса для европейской публики художник не представлял?). – Не солидно. Ницшеанцы так почти не поступают (тут же, правда, вспомнился Ларионов, отрёкшийся от себя, исповедовавшего было принцип Модильяни). Скульптура Ленина Альтман. Портрет Ленина. 1920. наверно же, исполнялась тоже без этого принципа. 27 июня 2020 г.
|
|||
06.07.2020 |
|
|||
05.07.2020 |
|
|||
04.07.2020 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"