Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"

Русский переплет


Сердитые стрелы Сердюченко  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Золотые прииски Юлия Андреева 
Дискуссия

Обозрение Олега Павлова


Олега Павлова
О проекте

24.11.2001
07:14

Конец публицистики

    Из выступления на вечере "Русского переплета"

    Сегодня вдруг подумал о Солженицыне : и подумал о томах его публицистики, какой же это абсурд. Им написаны тома публицистики, которая ровным счетом не произвела в обществе никакого действия, за исключением того, что он писал в самом начале пути. .. Публицистика должна не столько разъяснять что-то обществу, поучая, сколько воодушевлять его, но при том в самом обществе, в его д у ш е, уже должно клубиться возвышенное, но это возвышенное сегодня - озлобление, жажда исторического реванша. Россия во время Толстого - это Россия , воодушевленная грядущим, желающая обновления, а теперь все иначе. Но дело даже не в этом, а в чаяньях народных. Больше нет в России мучительных общественных вопросов, требующих выработки моральных принципов и того, что я бы назвал "новой нравственностью". Теперь мало кто мучается, как решить тот или иной вопрос по совести или же хоть по справедливости, а это и значит, что у нас уже нет общественной постановки всех этих вопросов и что свелось все давно к животной морали " побеждает сильный " , кто бы он при этом не был. Что может тут сделать публицистика? какой нравственной ясности потребовать и в ком пробудить сочувствие, сознание, совесть? Солженицын пишет "Россию в обвале", а она уж обвалилась ; а им написанное - это уж рефлексия, которую принять душой в виде очередной нервной судороги и прочее уже мало кто в состоянии. Публицистика - как достояние только литературы; боль за утрату великой страны, облеченная в слово, отчего и получается возвышенное трагическое произведение литературы. Если бы Солженицын призвал своей публицистикой к возмездию и дал бы моральное разрешение мстить " начальникам " и " жидам " , то это было бы - как ни чудовищно сказать - публицистикой и здесь достаточно было бы воззвания к погрому, а не груды томов. Вопрос мести, осознанный как нравственный и как социальный, расколупанный " навроде " орешка для народа - вот где как железом каленым может обжигать публицистика; а не дать народу такого права - это значит в конце концов сделаться его врагом. Публицистика должна иметь своего адресата - так надо знать прежде всего , в гущу чьих душ ты обращаешься. Публицистика Толстого, если снова брать ее в пример, имела всегда своего конкретного адресата даже в названии его обращений - студенты, революционеры, правительство. Теперь возможно просто обращаться к русским - ко всем тем, кто себя таковыми осознает - однако на это оказываются способны только провокаторы. Прямо и открыто к русским не обращается своей публицистикой даже Солженицын, поскольку этот адресат требует уже ответа на главный вопрос, а Солженицын того и не знает, как бескровно возможно возвратить русским их великую страну, достоинство и гордость. В нынешней действительности в России должно свершиться некое возмездие, должна быть принесена жертва кровавая, но еще неизвестно, на чью голову ляжет топор этой ярости за все унижение и обиду, что скопились в народе. Это как потоки: прибывающие и прибывающие , все равно разрушат они плотину. Теперь плотина на пути разрушений и хаоса - это только человеческое терпение. Солженицын сделал, что только и мог он сделать как гуманист: утешить, возвышая бедствие всенародное до тех пределов, когда оно выглядит жертвенным и рождает не желание мстить, а сострадание. Мир устроен несправедливо и почти каждую минуту где-то на земле несправедливость эта требует отмщения. Редко какой человек не отомстит за свое унижение. Нация всегда мстит за свой позор. Но уже думаешь, да пусть и устроен несправедливо, но только б оставался миром. Кто озверели - это все же уже звери. Все же не всякий человек превращается в зверя в самых тягчайших условиях. Этот человек и должен быть твоим героем, образом твоим сердечным, потому что, прежде всего, он достигает в своем сердце того, на что уж ты не взглянешь вот так же снисходительно, поучительно : достиг мира в своей душе.

08.06.2001
03:45

Ни мира, ни войны

08.06.2001
03:42

Достали!

08.06.2001
03:37

Новости их профессия

26.12.2000
15:25

Невеликий пост

25.12.2000
13:04

Антикритика

21.12.2000
08:53

1997 год

18.12.2000
09:47

Игра в четыре руки

14.12.2000
17:01

Молодильные яблочки

11.12.2000
13:30

Приглашение на политинформацию

06.12.2000
13:55

1996 год

04.12.2000
19:46

1995 год

20.11.2000
17:02

" Я не стал объяснять, что значение Платонова уже меняется ..."

16.11.2000
10:13

Литературный институт и его ректор

13.11.2000
08:55

Почему в России так мало хороших новостей?

06.11.2000
09:56

Жертва обзора

30.10.2000
10:00

В завершение полемики о "новом реализме"

23.X.2000
09:45

На осколках чеченской войны

16.X.2000
09:45

Жертвоприношение

09.X.2000
09:45

По дороге в Храм

02.IX.2000
09:45

Родная речь

 

Архив Обозрения Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет



Aport Ranker

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"