TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.10.2020
12:55

О! Мысль!

    Мысль такая. Если русские футуристы, поэты, применяли киноязык (см. тут), точнее, его балаганность, для того, чтоб хлестать по щекам отставшую или пасующую революцию . . .

15.10.2020
10:56

Фильм "Ржев" Копылова - провокация

    Я стал смотреть этот фильм из-за огромного уважения к Ржевской битве, о которой узнал совсем недавно. Мой постоянный теперь оппонент, человек, хронически . . .

14.10.2020
10:41

Порассуждаем

    Рассуждать будем о поэме Маяковского “Про это” (1923). "В конце 1922 года Брик одновременно с Маяковским имела длительный и серьёзный роман с руководителем . . .

13.10.2020
10:11

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Пятое продолжение.

    В общем, моя затея провалилась: мне не удаётся все действия и замыслы Дягилева объяснять его стихийным художественным вкусом, который совпадает с моей . . .

12.10.2020
13:12

Ответ в общем-то единомышленнику Арсению Замостьянову, заместителю главного редактора журнала “Историк”

    Он: "Потеряю истинную веру, Стыдно мне за наш СССР. Значит, она всё-таки была — истинная вера, и поэт её связывал с некими советскими постулатами, проверенными . . .

11.10.2020
08:25

Убогий - у Бога

    Моё настроение в начале лета можно было бы назвать “велей злобой” на тот мир и тот век, в который я заброшен по милости благого провидения. Хлебников. На днях . . .

09.10.2020
17:38

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Четвёртое продолжение.

    Что меня тревожит – это что Дягилев обиделся, что его не взяли в мистическое религиозное общество Мережковского и Гиппиус. – А какого чёрта ему, ницшеанцу и около, . . .

08.10.2020
09:17

Символизм ли это?

    Я волком бы выгрыз и эклектизм!.. Ну как, скажите, можно сочетать символизм с модерном? "...интернациональный по характеру вариант модерна, который представляет . . .

07.10.2020
12:35

Зря забытый художник

    Я до сего дня не знал о существовании художника Ф. Боткина. Наткнулся на него, прочитав “фэ” знаменитого Стасова на выставку, организованную Дягилевым в 1898 году: . . .

05.10.2020
09:14

Передаваемая в дар коллекция включает... Андрея Кузькина...

    Мне, читатель, для разгона нужно начать с себя. Может, когда разгонюсь, я это сотру. Вчера я впервые прочёл, кто такие бэби-бумеры. Оказалось, это про меня, хоть я . . .

04.10.2020
20:56

Почему художник мечется и туда и сюда

    Может ли смерть быть привлекательной естественно? Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса. Мне (см. тут) привелось рассматривать картину . . .

03.10.2020
08:21

Высоцкий, понятый наоборот

    Вообще-то статью надо бы назвать “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Высоцкий в гробу переворачивается, какую роль ему отводят в реставрации . . .

02.10.2020
15:00

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Третье продолжение.

    На странице 128 Схейен величает теорией слова Дягилева: "Во всём нашем отношении к искусству мы прежде всего требовали самостоятельности и свободы”. Это, . . .

01.10.2020
08:21

Великий Стасов рвёт и мечет

    Я б на выставке ни за что не остановился перед таким произведением. Якунчикова. Женская голова. 1897. Офорт. Несмотря на явный поиск художницы в области сочетаемости . . .

30.09.2020
08:14

Признаюсь сразу

    Признаюсь сразу: наткнувшись несколько раз на то, что известный критик Павел Басинский продемонстрировал, что он то ли не знает, то ли не освоил “Психологию . . .

28.09.2020
10:17

"Георгий Победоносец" Серова или Как высосать из пальца

    Мой товарищ, умнее которого я в жизни не встречал, много раз смеялся надо мной, дескать, я высасываю из пальца. Я много позже нашёл даже теоретическое обоснование . . .

27.09.2020
09:00

Как я пишу статью с гарантированной новизной

    Новизна литературоведческая (а это наука, чего многие не признают, но они зациклены на практицизме) мало кого интересует. А зря. Идёт информационная война, и . . .

26.09.2020
09:34

Почему Ванецов не православный художник

    Если сказать сразу и в двух словах – потому что он рисовал в стиле модерн, а тот выражал собою, если “в лоб”, то бегство от индустриализации.

    Он "По окончании Академии ездил за границу” (Википедия). Мог видеть вот такие ужасы капитализма.

    Мог представлять, как скоро то же будет в России. И…

    А если представить глубже, что выражало его “фэ” не “в лоб” – в силу вдохновения, т.е. под влиянием подсознательного идеала – то его живопись была бегством в принципиально недостижимое метафизическое иномирие (в пику тому свету христианства, которое к стыку XIX и XX веков настолько стало непривлекательным, что аж породило реакцию: новой силы веру в мистицизме Мережковского, Гиппиус и др.).

    Не придирайтесь, что принципиально недостижимое и… бегство. Умение художника из подсознания дать, а восприемнику подсознанием принять образ иномирия уже порождает радость. Эстетическую.

    Надо просто принять целесообразность для науки об искусстве понятия подсознательный идеал автора, заменяющий собою былую боговдохновлённость.

    На границе XIX и XX веков в России ещё были сильны традиции передвижничества, а то служило народу. Плакало о его несчастьях. Живопись должна была выражать идеи. Идеи знаемые – освободительные. Что превращало искусство в прикладное из, надо прямо сказать, неприкладного, на статус которого были претензии. Но вместо выражения ЧЕГО-ТО, словами невыразимого (вместо выражения авторского подсознательного идеала), тончайшего (и потому скрытого и недопонятного), требовалось быть понятным и идейным.

    У Дягилева это вызывало отвращение, и он организовал журнал “Мир искусства”. В свою вступительную статью он оснастил репродукциями с картин и эскизов Васнецова. В том числе и таких, каких сегодня не найти в интернете.

    Васнецов. Георгий Победоносец. 1996.

    "Отвергая настоящее и страшась будущего, идеологически (ментально) модерн обращается к прошлому… А прошлое как особый художественный материал очень многолико по своим стилистическим возможностям: это не только социальное прошлое (прошлые стили), это и прошлое дочеловеческое: животные, растения и минералы” (Александров. Стиль модерн. http://alexnn.trinitas.pro/files/2011/12/Stil-modern-ar-nuvo-4.pdf).

    Вот что глубоко объясняет причину того, что Васнецов брал темой своего творчества и как (декоративно) творил.

    Удалённость того, чем выражено (религиозной тематикой), от того, что выражено (иномирие антихристианское) определяет, в частности, меру художественности творца. Мало кому даже в голову придёт, что у Васнецова мог в подсознании быть подсознательный идеал антихристианского толка. Точно такая же история была с его современником Чеховым в литературе. От тоже устал от пронародной идейности, плюс народники потерпели сокрушительное поражение, плюс сам он болел чахоткой и умереть мог в любой день, но никто не осмеливался заподозрить, что скукой своих рассказов, доводя читателей до предзрыва, он выражал, куда его тянуло (взрыв понимался, что будет такой силы, что превратит Этот свет в иномирие). А в жизни он был очень большой благотворитель, литературу же его считали критическим реализмом. Расстояние от натуроподобия, свойственного реализму до метафизического иномирия огромно. Следовательно, и мера художественности – огромна.

    То в действительности, что отвращало от себя и Чехова, и Васнецова было, по большому счёту, одним и тем же: скукой от стандартизации из-за промышленности, бездушности обрядов в религии, от порядка из-за политической реакции на теракты.

    Представить себе, что можно ТАК отчаиваться от такого – обычным людям трудно. Поэтому ницшеанство – элитарное мировоззрение. Ницшеанство не понимало большинство.

    Но шло время. Расстояние от того, чем выражено, до того, что выражено (иномирие) сокращалось.

    Ницшеанство становилось всё более распространённым.

    И я категорически не соглашаюсь с биографом Дягилева, когда он пишет:

    "Грабарь был намного прогрессивнее Дягилева и Бенуа. К примеру, он не отрицал постимперссионизм” (Схейен. “Дягилев. “Русские сезоны” навсегда”. М., 2012. С. 131-132).

    Какой же прогресс в сокращении дистанции между выражаемым и выражающим? Этак можно дойти, что плакат назвать самым прогрессивным искусством, или перформанс, который вообще из искусства (условности) в жизнь ушёл.

    9 сентября 2020 г.

25.09.2020
13:54

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Второе продолжение.

    Теперь я дочитал (стр. 126) до рассказа о статье Дягилева “Сложные вопросы” в первом номере журнала “Мир искусства”. И, как и прежде, я теперь отвлекусь на саму эту . . .

24.09.2020
08:53

Отчёт о чтении книги о Дягилеве. Первое продолжение.

    Вот ещё одно подтверждение того, что разделение в культуре России было не на славянофилов и западников, а – скажу по-своему – на радетелей прикладного искусства, . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100