Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
04.12.2021 |
Почему мне не нравятся тексты Антона Долина
|
03.12.2021 |
Ну совершенно безумная сложность и тонкость
|
02.12.2021 |
Опускаюсь Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по хронологии. Вдруг прорежется, что художник стал вырождаться, и с хвалы абы какой жизни станет переходить к хвале отличной жизни. Мещерин. Декабрь. 1901. Тут Мещерина, наверно, импрессионизм привлёк своей светоносной, хвалебной стороной. Он в его трагическую глубь ещё не проник. Мещерин. Зимний вечер. Деревня. 1905. Тут его швырнуло в противоположность, в каком суровом месте Россия, северном, тёмном. Мещерин. Перед рассветом. В июньскую ночь. 1905. А тут уже есть и светоносность, и мизерность жизни? – Мизер – в соломенной крыше. Это признак бедности. Мещерин. Лунная ночь. 1905. А тут? – В том, что тут пустыня своеобразная: ничего не посеяно. И нет чересполосицы (ту только через год стали уничтожать). Как после нашествия, когда некому было вспахивать и засевать землю. Мещерин. Осень. Капустный огород. 1905. Тут мизерность в несчастной малости этого огорода. Ну и в том, что капуста не ахти какое престижное растение. Мещерин. Осеннее утро. 1905. Тут настолько ничто является темой, что и назвать трудно. Уж осень такое нарядное время года… Но не тут. Мещерин. Ноябрь. Крылечко. 1905. Ну а тут что ничтожно? – Опять соломенная крыша… Мещерин. Ноябрь. 1905. Будете смеяться, но и тут соломенная крыша себя явила. А вообще, ни про что, собственно. Как бо`льшая часть времени нашей жизни – не вспомнишь, что было. Мещерин. Пейзаж. 1905. Тут несчастен забор. Если не тропинка вдобавок. Мещерин. Летний вечер. 1906. А тут? – Тоже мизерность в соломенности крыши и в заброшенности этого заросшего уголка. Мещерин. К вечеру. 1906. Ну что? Тут тоже соломенная крыша? – Вроде, да. Но главное – заброшенность этого дико заросшего уголка. Мещерин. Рассвет. 1907. Ничем не выдающееся место. Мещерин. Месяц. 1907. Тут, кроме всего прочего, мизерность – самого месяца. Его аж еле видно. Мещерин. Золотая осень. 1908. Вам, читатель, наверно, уже надоело однообразное комментирование. Что вам до того, что мне пеняют за само произнесение слов “формула идеостиля импрессионизма”. Что вам до того, что я защищаюсь от таких пинков. А тут, вот, уже и не сообразишь, что отнести к тематической мизерности… Не начало ли тут перехода в новый импрессионизм, хвалящий прелесть, а не абы какую жизнь? Или тут она всё ещё абы какая, умирающая перед зимой природа… Мещерин. Звёздная ночь. 1910-е гг. А тут уже вообще пробуддизм какой-то с идеалом как можно меньше чувствовать. Или всё та же, абы какая, жизнь? Мещерин. Июньская ночь. 1910. То же, собственно. Мещерин. Берёза и рябинки. Начало 1910-х гг. Для меня трудный вопрос, как художник удерживает свой идеал (здесь – хвала абы какой жизни) в подсознательном ранге после того, как он создаст под вдохновением его первые вещи. Казалось бы, идеал должен перейти в сознание, а художник – в своего эпигона. Хорошо, есть слова Пушкина: “Пока не требует поэта / К священной жертве Аполлон”. Умеет-де художник впадать в транс и из сознания идеал гнать обратно в подсознание. Можно себя успокоить и продолжать считать художника художником. Но. Тревожно. Могу ведь и в ошибку впасть. Что если тут вот не изворачивание от нескончаемых несчастий, не импрессионизм, а тихое такое ницшеанство, Абсолют в её скромности – вечной родины своей?.. Но я люблю, за что не знаю сам, её степей холодное молчанье… Ницшеанство ж тоже, как и импрессионизм, ценит миг. Только импрессионизм – за того мизерность жизни, а ницшеанство – за близость – по противоположности – мига к Вечности. Здесь – боголюбимая Россия. Мещерин. Восход солнца. Этюд. Начало 1910-х гг. А тут что-то об абы какой жизни не хочется говорить – такой океан счастья… Ну? Начался переход к новому импрессионизму? А что стало с нескончаемыми несчастьями? – "В 1910 году Николай Васильевич Мещерин передал некоторые свои картины открывавшемуся Вятскому художественному музею” (Википедия). Ибо… "Время оказалось не очень благосклонным к Николаю Васильевичу Мещерину и его произведениям: художник не упоминается в основных трудах по русской живописи рубежа XIX - начала XX веков, его имя можно найти лишь в сносках отдельных монографий. В альбомах, посвященных русской живописи в собраниях региональных музеев, не воспроизводятся работы Н. Мещерина. Автор исследования о "Союзе русских художников" Н. Лапшин, рассматривая основные направления объединения и останавливаясь на творчестве наиболее ярких художников, имя Н.В. Мещерина приводит в тексте лишь "через запятую". И только в недавней книге В. Манина "Русская пейзажная живопись", в главе о русском импрессионизме, можно прочитать о Н.В. Мещерине как о художнике, начавшем заниматься живописью около 1900 года, чьи произведения почти не сохранились, и в лучших работах которого все же чувствовалась определенная "недоученность". В книге опубликована единственная иллюстрация Мещерина - "Сирень" из собрания Ивановского областного художественного музея” (http://www.plyos.org/stat/ples-levitan-2009-02.html). Мещерин. Поля. 1911. Вот тут уж точно не абы какая жизнь, а могучая. Абсолют родины. То, чем и занимались в “Союзе русских художников”. Мещерин. Иван-чай. 1912. И тут никакой не импрессионизм. А потуга на передачу русской характерности. Мещерин. Оттепель. Березы. 1913. То же самое, но более удачно. Что: он покинул импрессионизм? Мещерин. После дождя. 1913. Выходит, покинул. Мещерин. Пейзаж. Поляна. 1914. Нет. Хвосты остались… И что тут от мизера? – Место, какое и запомнить невозможно. Мещерин. Стадо на выгоне. 1915. Вот. Лишнее доказательство, что воспевание Абсолюта (Родины), уносит прочь от действительности. – На дворе Первая мировая война, а тут… Впрочем, и импрессионизм не оперативен. Мещерин. Восход солнца. 1916. Этюд. Мещерин. Восход солнца. 1916. Этюд. Мещерин. Восход солнца. 1916. Этюд. Мещерин. Восход солнца. 1916. Этюд. Мещерин. Восход солнца. 1916. Этюд. Мещерин. Хмурое утро. 1916. Этюд. Рассмотренные вместе, эти этюды говорят, что война всё же тронула творчество художника. Но тут его жизнь и кончилась. 3 ноября 2021 г.
|
01.12.2021 |
|
30.11.2021 |
|
29.11.2021 |
|
26.11.2021 |
|
25.11.2021 |
Поймал на проговорке (о Микеланджело)
|
23.11.2021 |
Может ли понравиться безобразное?
|
22.11.2021 |
|
21.11.2021 |
|
19.11.2021 |
|
18.11.2021 |
|
17.11.2021 |
«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни
|
16.11.2021 |
|
13.11.2021 |
|
11.11.2021 |
Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)
|
09.11.2021 |
Вечная тоска (о художнице Глебовой)
|
08.11.2021 |
|
07.11.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"