TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.04.2022
21:47

Боже! Ну что мне так не везёт?

    Мне не удаётся наткнуться на современное художественное произведение, в котором бы чувствовалась тайна. И я вспомнил, что когда-то премного удивил себя, . . .

04.04.2022
08:03

О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой

    Плохо я написал, когда она была жива (см. тут). А сегодня смотрю “Временно доступен” на канале ЦТВ и диву даюсь: "- От красоты – плакать. От искусства… - А что . . .

02.04.2022
15:17

О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»

    Сразу скажу: польза в воспитании въедливости. А без неё стало невозможно жить так, чтоб уважать себя, при массовом и повсеместном вранье в политике. Сейчас я в . . .

01.04.2022
19:50

Обидели

    Меня. Я-то себя считаю духовной элитой-по-самоощущению. (Потому по самоощущению, что в науке об искусстве я не принят. Меня даже темные соискатели степени . . .

31.03.2022
14:19

Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)

      Я так впечатлился своим, вроде бы, открытием, что корёжение натуроподобия происходит от ужасной действительности и под влиянием подсознательного идеала, что . . .

30.03.2022
13:03

Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?

    Я знаю, когда. Когда совершится прорыв в считывании того, что происходит в мозгу. Уже теперь много могут введением наночипов в мозг человека. Гуглоперевод: . . .

29.03.2022
18:23

Неужели эврика?!.

    ß, кажется, понял, как Маяковский дошёл до жизни такой, что принялся сочинять стихи для рекламы. Разочарование к началу ХХ века приобрело такую беспрецедентную . . .

28.03.2022
13:49

Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет

    Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это . . .

27.03.2022
17:36

Любовь к родине

     

    Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем самым исключал из своего внимания картины, выражающие любовь к родине. – Я жил на этой родине, СССР, любовь к ней была для меня инактуальным чувством (не проявляющим себя). И всё. Оно не резонировало, когда я проходил мимо выражения тихой любви к своей неяркой родине. – Надо было оказаться в эмиграции, слышать ежедневно выпады против России, наследницы СССР, надо видеть, как родина огрызается, например, фотоконкурсом “Самая красивая страна”,

    Гюнтер Райл. Арктический свет 4.

    Виталий Берков. Веяния Рериха.

    Елена Пахалюк. Встреча осени и зимы.

    чтоб я, наконец, заметил этих тихо влюблённых художников.

    Кабардин. Деревня у реки. 1959. Картон, масло.

    Или я себя настроил, не знаю, но меня тронуло крайнее левое светящееся окно. Своей непрямоугольностью. А потом я вгляделся с пристрастием (что тут нарочито коряво?) и увидел, что столбы (подводящие электричество всё же) стоят не вертикально. Что в реальности быть, конечно, вряд ли могло. Тут я заметил, что и печная труба центрального дома имеет слева непостижимый отросток вверх. – А что это за белые волосяной толщины на репродукции штрихи? – Пусть то, что слева, параллельное рыжему, глинистому откосу, есть поручень перил лестницы, невидимой нам с данной точки зрения (что-то для комфорта всё-таки сделано). Но что такое перед центральным домом и ниже глядя? И под вторым домом справа? И ведь с тщанием прорисованы! А под ними лужи, что ли? Белым – это окаймление их? Чем? Недавно дождь прошёл?

    Всё это – черты неказистости, которая не только не портит настроения, а, наоборот, делает родным этот кусок земли. Дома можно и в неглиже ходить.

    Отсутствие зеркального отражения в реке от левой части леса, что справа на картине, на другом берегу, обусловлено эстетически. Нужна была похожая на небо широта его отражения в реке. И пришлось тут против натуры погрешить.

    А зато с какой подробностью (а это ж выражение любви) проработаны дали!

    Обратите внимание, река ж вдали справа опять, как и вблизи, течёт слева. Целых два поворота русла нарисованы.

    А вот посчитаем, сколько планов дали тут есть. – Серо-рыжий пляж “нашего” берега. Раз. Зелёное поле между этим пляжем и лесочком. Два. Сам этот лесочек, тёмнозелёный. Три. Фиолетовый лес за ним. Четыре. Правее – чуть бледнее фиолетовости в своей левой части – ещё один лес. Пять. Ещё чуть правее – иной фиолетовости и на высоте – ещё один лес. Шесть. А левее фиолетового леса-три – тоже бледной фиолетовости планы и планы. – А надо всем этим огромное небо с бесчисленными оттенками всех цветов радуги, только блеклых.

    Дух захватывает!

    За широту и бесшабашность любит родину Кабардин. (Вы уж извините, это моя обязанность договаривать всё до конца.)

    А мокрый, наверно, от недавнего дождя, глинистый склон на втором плане тоже, пожалуй, отражает зарю. Потому такой не проработанный. Впрочем, проработанность отвлекла б от далей, едва ли не главного предмета любви тут. – Нет! Он всё любит. Какой-то щемящей любовью.

     

    После этого и на портреты можно обратить внимание. Но сперва…

    "Опять какая-то манифестация, знамёна, плакаты, музыка – и кто в лес, кто по дрова, в сотни глоток: „Вставай, подымайся, рабочий народ!“. Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские. Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: „Сауе гигет“. На эти лица ничего не надо ставить, и без всякого клейма все видно.

    И Азия, Азия… Восточный крик, говор – и какие мерзкие даже и по цвету лица, жёлтые и мышиные волосы! А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно асимметричными чертами среди этих … и вообще среди русского простонародья – сколько их, этих атавистических особей, круто замешанных на монгольском атавизме! Весь, Мурома, Чудь белоглазая…

    Какая у всех свирепая жажда их погибели! Нет той самой страшной библейской казни, которой мы не желали бы им” (Бунин. Окаянные дни).

    Кабардин. Хозяин моря. 1962.

    Какое изысканное соотношение холодного и тёплого (рук, лица, оранжевого джемпера и коричневых оград на корабле). При простоте черт и выражения лица.

    Кабардин. Ф.М. Петров. 1962 г.

    Кабардин. В.В. Вакулин. 1962.

    Кабардин. В.Д. Бобылев. 1962.

     

    И всё-таки при всей приязни я не могу не признать, что это прикладное искусство. Что приложено оно к идее любви к родине. Что призвано её усиливать. Что очень уж усилить её художнику не удалось. Что это – для меня, по крайней мере – не перевесит озарения (не по силе, а по какой-то особенности) от постижения своего подсознания, откликнувшегося на подсознательный идеал автора произведения неприкладного искусства.

    Преимущество неприкладного искусства оттого происходит, что открыть – это сильнее, чем последовать. Расшифровать своё воспринявшее подсознание – это сотворчество. А поддаться доведению до – это не сотворчество.

    Любовь к родине присуща всем (или большинству). Перевод этого переживания из состояния инактуального в актуальное штука более лёгкая, чем расшифровка своего воспринявшего подсознания.

    Я потому всё оправдываюсь перед любовью к родине, что в мире идёт схватка традиционализма с глобализмом. И в традиционализме любовь к родине есть, а в глобализме – нет. Так сам я за традиционализм. И мне б не хотелось, чтоб кто-то из патриотов меня упрекал в предательстве родины за то, что я считаю – чего уж темнить? – прикладное искусство второсортным по сравнению с неприкладным (обеспечивающим восприятие подсознанием восприемника подсознательного идеала автора).

    25 сентября 2019 г.

     

26.03.2022
11:49

Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях

    Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности . . .

25.03.2022
23:25

Почему я противный такой

    Я вчера – признаюсь – праздник себе устроил (купил наполеон) за обнаружение странностей в очередных трёх картинах Олега Васильева. А сегодня на меня опять нашла . . .

24.03.2022
13:03

Почему я – учитель, не умеющий учить

    Вспоминается такая сцена в институте. Я, довольно быстро соображающий, с несколькими одногруппниками вместе разбирались с каким-то трудным материалом. Читал не . . .

23.03.2022
20:38

Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик

    И я на него, похоже, подсел. Или меня прельщает, что читателям нравится читать о нём? – В общем, я начал новый файл, придумал название, которое вы прочли, и полез в . . .

22.03.2022
22:44

Ещё усмешки Юона

    У меня просто не было слова “расфокус”, когда я отказался разбирать такую репродукцию Юона. Юон. Летний вечер. Лигачёво. 1912. Холст, масло. Смысл этого слова для . . .

21.03.2022
22:59

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

    А вдруг я ошибся? Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом . . .

20.03.2022
14:13

Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник

    Мне как-то (см. тут) привелось – с подачи Эфроса – убедиться, что Юон, никогда не имея вдохновения (подсознательного идеала, по-моему), но, зная, что оно бывает, . . .

16.03.2022
18:17

Маюсь

    Мне человека два попеняли, что я эмоционально пишу статьи. Это-де не пристало учёному. На последний выпал я ответил так: "Без исповедальности не выйдет. А без . . .

14.03.2022
18:37

Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?

    Сперва я сочинил это название, потом пришёл домой, вписал название в новый файл и стал искать очередную якобы реалистическую репродукцию. А пока шёл домой, . . .

13.03.2022
13:06

Не могу отделаться

    Хорошо, - говорит мне адвокат дьявола, - тебе посчастливилось (см. тут) отказать в разборе картине “Север России. Паводок”, т.к. она – предшественник “Высокой . . .

12.03.2022
22:58

Я попал в ловушку под названием Олег Васильев

    Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100