Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.04.2022 |
Боже! Ну что мне так не везёт?
|
04.04.2022 |
О покойнице – хорошо. Об Ирине Антоновой
|
02.04.2022 |
О побочной пользе понятия «подсознательный идеал»
|
01.04.2022 |
|
31.03.2022 |
Снявши голову, по волосам не плачут (про Алексея Чичерина, вытесненного из литературы)
|
30.03.2022 |
Когда же кончится этот кошмар в науке об искусстве?
|
29.03.2022 |
|
28.03.2022 |
Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет
|
27.03.2022 |
Любовь к родине
Получается что: я был не прав когда-то, когда, приходя на вернисажи или в музеи живописи с постоянной экспозицией, ждал, чтоб что-то шибануло мне в глаза? Я тем самым исключал из своего внимания картины, выражающие любовь к родине. – Я жил на этой родине, СССР, любовь к ней была для меня инактуальным чувством (не проявляющим себя). И всё. Оно не резонировало, когда я проходил мимо выражения тихой любви к своей неяркой родине. – Надо было оказаться в эмиграции, слышать ежедневно выпады против России, наследницы СССР, надо видеть, как родина огрызается, например, фотоконкурсом “Самая красивая страна”, Гюнтер Райл. Арктический свет 4. Виталий Берков. Веяния Рериха. Елена Пахалюк. Встреча осени и зимы. чтоб я, наконец, заметил этих тихо влюблённых художников. Кабардин. Деревня у реки. 1959. Картон, масло. Или я себя настроил, не знаю, но меня тронуло крайнее левое светящееся окно. Своей непрямоугольностью. А потом я вгляделся с пристрастием (что тут нарочито коряво?) и увидел, что столбы (подводящие электричество всё же) стоят не вертикально. Что в реальности быть, конечно, вряд ли могло. Тут я заметил, что и печная труба центрального дома имеет слева непостижимый отросток вверх. – А что это за белые волосяной толщины на репродукции штрихи? – Пусть то, что слева, параллельное рыжему, глинистому откосу, есть поручень перил лестницы, невидимой нам с данной точки зрения (что-то для комфорта всё-таки сделано). Но что такое перед центральным домом и ниже глядя? И под вторым домом справа? И ведь с тщанием прорисованы! А под ними лужи, что ли? Белым – это окаймление их? Чем? Недавно дождь прошёл? Всё это – черты неказистости, которая не только не портит настроения, а, наоборот, делает родным этот кусок земли. Дома можно и в неглиже ходить. Отсутствие зеркального отражения в реке от левой части леса, что справа на картине, на другом берегу, обусловлено эстетически. Нужна была похожая на небо широта его отражения в реке. И пришлось тут против натуры погрешить. А зато с какой подробностью (а это ж выражение любви) проработаны дали! Обратите внимание, река ж вдали справа опять, как и вблизи, течёт слева. Целых два поворота русла нарисованы. А вот посчитаем, сколько планов дали тут есть. – Серо-рыжий пляж “нашего” берега. Раз. Зелёное поле между этим пляжем и лесочком. Два. Сам этот лесочек, тёмнозелёный. Три. Фиолетовый лес за ним. Четыре. Правее – чуть бледнее фиолетовости в своей левой части – ещё один лес. Пять. Ещё чуть правее – иной фиолетовости и на высоте – ещё один лес. Шесть. А левее фиолетового леса-три – тоже бледной фиолетовости планы и планы. – А надо всем этим огромное небо с бесчисленными оттенками всех цветов радуги, только блеклых. Дух захватывает! За широту и бесшабашность любит родину Кабардин. (Вы уж извините, это моя обязанность договаривать всё до конца.) А мокрый, наверно, от недавнего дождя, глинистый склон на втором плане тоже, пожалуй, отражает зарю. Потому такой не проработанный. Впрочем, проработанность отвлекла б от далей, едва ли не главного предмета любви тут. – Нет! Он всё любит. Какой-то щемящей любовью.
После этого и на портреты можно обратить внимание. Но сперва… "Опять какая-то манифестация, знамёна, плакаты, музыка – и кто в лес, кто по дрова, в сотни глоток: „Вставай, подымайся, рабочий народ!“. Голоса утробные, первобытные. Лица у женщин чувашские, мордовские, у мужчин, все как на подбор, преступные, иные прямо сахалинские. Римляне ставили на лица своих каторжников клейма: „Сауе гигет“. На эти лица ничего не надо ставить, и без всякого клейма все видно. И Азия, Азия… Восточный крик, говор – и какие мерзкие даже и по цвету лица, жёлтые и мышиные волосы! А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно асимметричными чертами среди этих … и вообще среди русского простонародья – сколько их, этих атавистических особей, круто замешанных на монгольском атавизме! Весь, Мурома, Чудь белоглазая… Какая у всех свирепая жажда их погибели! Нет той самой страшной библейской казни, которой мы не желали бы им” (Бунин. Окаянные дни). Кабардин. Хозяин моря. 1962. Какое изысканное соотношение холодного и тёплого (рук, лица, оранжевого джемпера и коричневых оград на корабле). При простоте черт и выражения лица. Кабардин. Ф.М. Петров. 1962 г. Кабардин. В.В. Вакулин. 1962. Кабардин. В.Д. Бобылев. 1962.
И всё-таки при всей приязни я не могу не признать, что это прикладное искусство. Что приложено оно к идее любви к родине. Что призвано её усиливать. Что очень уж усилить её художнику не удалось. Что это – для меня, по крайней мере – не перевесит озарения (не по силе, а по какой-то особенности) от постижения своего подсознания, откликнувшегося на подсознательный идеал автора произведения неприкладного искусства. Преимущество неприкладного искусства оттого происходит, что открыть – это сильнее, чем последовать. Расшифровать своё воспринявшее подсознание – это сотворчество. А поддаться доведению до – это не сотворчество. Любовь к родине присуща всем (или большинству). Перевод этого переживания из состояния инактуального в актуальное штука более лёгкая, чем расшифровка своего воспринявшего подсознания. Я потому всё оправдываюсь перед любовью к родине, что в мире идёт схватка традиционализма с глобализмом. И в традиционализме любовь к родине есть, а в глобализме – нет. Так сам я за традиционализм. И мне б не хотелось, чтоб кто-то из патриотов меня упрекал в предательстве родины за то, что я считаю – чего уж темнить? – прикладное искусство второсортным по сравнению с неприкладным (обеспечивающим восприятие подсознанием восприемника подсознательного идеала автора). 25 сентября 2019 г.
|
26.03.2022 |
Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях
|
25.03.2022 |
|
24.03.2022 |
Почему я – учитель, не умеющий учить
|
23.03.2022 |
Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик
|
22.03.2022 |
|
21.03.2022 |
Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу
|
20.03.2022 |
Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник
|
16.03.2022 |
|
14.03.2022 |
Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?
|
13.03.2022 |
|
12.03.2022 |
Я попал в ловушку под названием Олег Васильев
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"