Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
28.03.2022 |
Лучше я ошибусь, и пусть меня поправят, чем промолчу, и никто думать об этом не станет
Почему “Мона Лиза” Леонардо так знаменита? Потому что спецы – а только они и заметили, но большинство молчат – разнесли по всему свету и на все века, что это о-ё-ёй. О чём большинство спецов молчит? – О том, что она (в подлиннике) создаёт впечатление живой из-за вашего малейшего шевеления перед нею или из-за изменения прищура ваших глаз. Они боятся, уточняющих вопросов: “А как именно она живая?”. Они боятся проговориться, что она, - напишу словами Чичерина, который не побоялся, - то вакханка, то чистая. Понимаете: “То вакханка”! То есть это признаться пусть и в секундной похоти… в музее! Молчат, гады! Вот так и с явлением, названным Лосевым "обратной стороной титанизма” (http://psylib.org.ua/books/lose010/txt05.htm). Либералы и тут успели подгадить. Уже несколько веков подряд. – От большинства скрыта вопиющая изнанка гуманизма, открытого возрожденцами. Вернусь к Леонардо. Как он сумел вызвать мужскую похоть в неподходящем месте? – Стремлением к точности. Надо, чтоб Мона Лиза, позируя, тоже испытывала похоть. А в другой раз – наоборот. Для первого раза он вызывал чтеца, и тот выдавал похабные анекдоты. Для очередного раза он вызывал музыкантов, и те играли возвышенное. И так чередовал. Леонардо не знал про себя, что во всём этом он ведом подсознательным идеалом гармонии низкого и высокого. Этот идеал ему “кричал”, что так жить нельзя. Так – в том разврате, какой царил вокруг в связи с этой "обратной стороной титанизма”. Жанна де Монбастон. Монахини, срывающие пенисы с дерева. XIV век. "…перед чудотворными иконами развешаны по обету изображения половых органов, исцеленных этими иконами” (Лосев). Стиль – не натуралистский (натурализм связан с гуманизмом). Как бы чертёж пениса. И Леонардо в таком же стиле к этой оборотной стороне титанизма приобщается (что нужно хотя б для того, чтоб со знанием дела вызывать у позирующей Моны Лизы похоть). Птицы-фаллосы в Атлантическом кодексе Леонардо да Винчи. Начало XVI века. Так я задамся (не подберу слова, каким) вопросом: а нет в этой сухости образа подсознательного идеала иномирия, противоположного другому иномирию, какое было нормально понимаемым ТОГДА? А какое иномирие было нормально понимаемым ТОГДА? Христианское. Ещё средневековое. "…традиция рассматривала сущее… как непотаенное, что в принципе предполагает нечто находящееся за, трансцендентное [Бога], конституирующее явленное. Особенностью средневековой мысли было полное доверие и самоотдача себя сущему, в том числе в акте его познания… “Абсолютная самоотдача и страстное погружение в традиционный познавательный материал. Эта радостная отдача себя такому материалу как бы завораживает субъекта в одной направленности, отнимает у него внутреннюю возможность и вообще желание к свободной подвижности... Средневековый человек не принадлежит в новоевропейском смысле самому себе – он всегда видит себя в поле метафизического напряжения; трансценденция [Бог] удерживает его от вступления в чисто человеческое отношение к совокупной деятельности”. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 132.” (https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/orientiry/Or_5/3.pdf). Так это Хайдеггер пишет: "чисто человеческое”. Лосев пишет с другим акцентом: "Средневековье изживало себя. Все больше и больше получали значение города и городские ремесленные коммуны, которые постепенно отходили от феодализма и нацеливались на частное предпринимательство, на использование работника только с точки зрения эксплуатации его рабочей силы и с игнорированием его человеческих свойств как таковых. Происходило так называемое первоначальное накопление, которое было еще далеко от буржуазно-капиталистических методов ведения промышленности и торговли и которое мыслило себя передовой, пока еще в чисто человеческом смысле передовой, экономикой и культурой. Для этого требовалась ломка всех коренных основ феодализма и тем самым борьба с церковью, которая предписывала исполнение строжайших правил для спасения человеческой души не в этом материальном и греховном мире, но в мире потустороннем. Для такой ломки нужны были весьма сильные люди, гиганты мысли и дела…”. Сверхчеловеки, - вмешаюсь я в текст Лосева. А у них в подсознании мыслим не Бог, а другая трансцеденция, другое метафизическое иномирие… Там опять нет человеческого. И потому его образ – чертёж в пику натурализму. Предвестие Малевича. . Признаться, как я дожил до этой статьи? Я вчера высказался о проекте Указа президента о традиционных ценностях в РФ. И там мне пришлось честно перечислить все стили, что были в XIV – XVI веках. А стиль, соответствующий разнузданности названия не имеет. Я про него так и написал. А сегодня захотелось увидеть примеры. Кстати. Полноценной эпохи Возрождения не было в России. Соответственно она убереглась и от оборотной стороны титанизма с его вседозволенностью. Так, наверно, и стала Россия, можно сказать, полюсом традиционализма как, в основном, моральности. Недаром Москва – некий Третий Рим. А первый – замарался. 7 февраля 2022 г.
|
27.03.2022 |
|
26.03.2022 |
Я и проект Указа о традиционных российских духовно-нравственных ценностях
|
25.03.2022 |
|
24.03.2022 |
Почему я – учитель, не умеющий учить
|
23.03.2022 |
Якобы натурализм Олега Васильева как наркотик
|
22.03.2022 |
|
21.03.2022 |
Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу
|
20.03.2022 |
Люблю себя озадачить. Например, абы где увидеть, что Юон – насмешник
|
16.03.2022 |
|
14.03.2022 |
Неужели же я так и не облажаюсь с этим Олегом Васильевым?
|
13.03.2022 |
|
12.03.2022 |
Я попал в ловушку под названием Олег Васильев
|
11.03.2022 |
Вот это уж точно не удастся разгадать
|
09.03.2022 |
К годовщине освобождения Ленинграда
|
08.03.2022 |
|
07.03.2022 |
|
06.03.2022 |
Эскапизм, в переводе – бегство из действительности
|
05.03.2022 |
Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло
|
04.03.2022 |
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"