TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.09.2022
19:12

Ещё одно объективное проявление подсознательного идеала художника

    Большинство таких проявлений как бы субъективны – “тестовые” странности для времени создания вещи. Ведь от меня зависит, правильно ли я определю нестранное . . .

27.09.2022
22:43

И фамилия-то какая – Поперштейн

    Его фамилия Пивоваров, но он себе взял такой псевдоним. . Я недавно признался, что иногда ненавижу себя за вмешательство словами в созерцание картины. Так вот об . . .

26.09.2022
19:52

Что такое ломография, или Как австрийцы Путина развели на патриотизм

    Это было, когда Путин при Собчаке работал в Питере по каким-то связям с заграницей.

    Но сначала немного теории.

    Прочтя “Психологию искусства” Выготского, когда она была впервые издана, в 1965 году, мимо меня как-то прошло, что изложенная теория художественности приравнивает художественность подсознательному идеалу автора. Идеал, не будучи дан сознанию автора, но мучая его, чтоб он его выразил, заставляет автора идти против сознания и выражаться противоречиями. Их столкновение в душе восприемника рождает подсознательный же катарсис, адекватный породившему всё подсознательному идеалу. Потом дошло, и были другие заблуждения и заморочки. Очень не сразу я догадался о главной причине, почему Выготский не публиковал книгу при жизни: теория обходила молчанием образность. А может, Выготский просто боялся. Он книгу написал в 1925 году по диссертации, которую защитил. Но одно дело – диссертация, другое – книга о подсознательном. Можно было в те годы за такое в лагерь загреметь. Когда я про образность догадался, мне понадобилось опять подсознательное, но другое, чем идеал. Мне понадобилось что-то, более могучее, чем сознание (т.е. подсознательное), чтоб обеспечивать произведению эстетическое качество. Иначе говоря – органическое единство (почти любая деталь выражает стильное целое, а целым может быть и сознательный замысел). Почти любая! Сознание на такое не способно. Если будет задействовано одно сознание, получится иллюстрация знаемого, то есть вообще не искусство. Долгое время я это чётко не осознавал, и думал ошибочно, что неприкладное искусство порождается подсознательным идеалом, а прикладное (призванное усиливать знаемое) – сознательным замыслом. Первому я отдавал художественную и эстетическую ценность, а второму – только эстетическую. Первому – катартический механизм (как более сложный), второму – образный (как менее сложный). И это была ошибка. Без подсознания (не идеала) эстетическую ценность, стильную, не создашь. Когда я ошибку эту внутри себя исправил (а в сотнях статей она осталась), мне стал понятен ажиотаж парижских художников на грани 19 и 20 столетий, оголтело стремившихся стилизовать: кому-то ж из них удавалось найти в себе подсознательный идеал (негативный), и это им обеспечивало славу на века. Мне стало понятно и приспособленчество большинства художников СССР к требованиям соцреализма. Ведь настоящий реализм (чуяние того в социуме, чего никто ещё не видит, хоть оно уже появилось) невозможен без подсознательного идеала истины о социуме. Что потребовала власть? Чтоб чуяли только прогрессивное. А прогрессивным считать только построение социализма в отдельно взятой стране. Всё. Никакого иного социализма и вообще ничего иного. – Вериги! Но! Если есть талант, то сознание может нечто задумать, а подсознание (которое не идеал) всё прекрасно обустроит. И получится произведение прикладного искусства. Именно искусства, ибо обеспечена эстетическая ценность. – Совесть автора вполне может удовлетвориться результатом и не чувствовать, что предал искусство (под этим словом молчаливо всегда понимают неприкладное, а не прикладное). – Спасало подсознание, которое не идеал. Спасал талант.

    А есть же бесталанные.

    Такими оказались упомянутые фотографы-австрийцы.

    Они воспользовались тем, что Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) выпустило дешёвый фотоаппарат, которым снимки получались бракованные. Но! Создавали подобие стильности: нерезкость, неправдоподобная цветопередача, неравномерная плотность кадра и т.д.

    Они организовали движение фотографирования в таком стиле, назвали его ломографией и подговорили Путина, чтоб он содействовал продолжению выпуска тех дешёвых фотоаппаратов. И Путин клюнул из патриотических соображений.

    И вот технике оказалось по плечу то, что до тех пор обеспечивало только подсознание (которое не идеал) – стилизацию. И что делать мне с моей классификацией искусство / околоискусство?

    Хочется отнести ломографию всё-таки к околоискусству.

    Вот примеры.

    15 июня 2022 г.

25.09.2022
09:41

Вечная тоска

    У меня был один почитатель… Говорил, что все знакомства его – так, пустяк, и только со мной это что-то особенное. По несчастью, я уехал из того города. А когда через . . .

24.09.2022
21:19

Иногда я себя ненавижу

    За вмешательство в смотрение произведений изобразительного искусства своими словами. Когда хочется на пейзаж, скажем, смотреть и молчать от удовольствия . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

23.09.2022
15:14

Нищета духа

    К Репину я обращался не систематически, натыкаясь. И, помнится, каждый раз удивлялся. Потому что каждый раз Репин являл себя реалистом в истинном значении этого . . .

22.09.2022
21:11

Ненавистный биографизм

    С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально . . .

21.09.2022
17:36

Причина заморочки со спиралью в живописи

    Сперва художников просто считали общающихся с . . .

19.09.2022
12:31

Эмпиреи

    Предположим, что Луначарский прав (самому мне судить не пристало, я музыкально не образован), и целью Мусоргского было: "…величие содержания, глубина . . .

18.09.2022
15:35

Хочется жаловаться, жаловаться и жаловаться

    И в процессе этих жалоб посеять некоторые намёки, если случится на них набрести. Жаловаться хочется на столь многое, что а растерянности я: с чего начать. И стыдно . . .

17.09.2022
21:47

Мимо этого нельзя пройти

    Скульптор Гликман "постоянно имел официальные заказы, рассматривая профессию как средство честного заработка” (Мамонова). А душу отводил в живописи. И . . .

16.09.2022
15:14

Так называемый социализм, зачем, если его, оказывается, ТАК трудно построить?!.

    30 мая художнику Павлу Никонову исполнилось 92 года! Потому мелькнуло в ТВ его имя. А я, оказывается, ещё 6 лет назад с ним “встречался". Его идеал, - думаю, он . . .

14.09.2022
20:06

Смелого пуля боится

    Продолжаю чтение журнала "Новое искусствознание” № 19. Будеева. “Городской пейзаж в ксилографиях ленинградских мастеров 1960-х –1970-х годов. Традиции и . . .

13.09.2022
17:55

Художник Мыльников и современность

    Вот цитируются слова Мыльникова: ""Историческая картина меняет свои формы, но обязательно должна соответствовать мыслям и чувствам, задачам нашего времени. . . .

11.09.2022
16:02

Подозрение

    Все знают, что заоблачный символизм явился реакцией на трезвый, мол, натурализм в 19 веке. А всё периодично. Мечтательная заоблачность надоела. Улетать из . . .

04.09.2022
14:05

В Советском Союзе секса не было

    Каюсь, я статью искусствоведа Кудреватого о художнике Мыльникове использую, в частности, как источник названий его произведений. Искусствовед их распределяет . . .

03.09.2022
19:00

Упрёки формалисту

    Я дочитал у Кудреватого до второго, не лирического, как он классифицирует, типа пейзажей Мыльникова – до напряжённого. Интересно, что там мне откроется. Пока я . . .

02.09.2022
13:58

223-я годовщина рождения Пушкина

    Завтра. Хорошо б сегодня что-то к годовщине написать. – Только что по каналу “Культура” посмотрел телеспектакль Масленникова 1982 года “Пиковая дама”. – Зачем . . .

01.09.2022
21:10

Логика – сила

    Я прочёл спор Репина и Крамского о натуралисте Фортуни и задумался. Я вот всё сожалею, что, низкое происхождение и жизнь в провинции обеспечили мне в детстве . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100