Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
15.08.2024 |
Кто: я! – против кого? – Дугина
|
13.08.2024 |
|
12.08.2024 |
Надо, надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, тра-та-та
|
11.08.2024 |
Мне остаётся только горько плакать, фигурально выражаясь
|
09.08.2024 |
Поэт-сатанитст Дмитро Корчинский
|
07.08.2024 |
|
05.08.2024 |
|
03.08.2024 |
Ух, и уел же меня Никита Михалков
|
01.08.2024 |
Анекдот с попыткой госпереворота
|
31.07.2024 |
|
30.07.2024 |
Грех перед поэзией у грешного по жизни, если он грех не воспевает
|
28.07.2024 |
Культурная гегемония Запада над Россией
|
27.07.2024 |
Читая Янгфельдта о Бродском
Я авантюрный человек в смысле свободы мысли. Мне с моей кочки зрения представляется, что как-то не принято Иосифа Бродского называть ницшеанцем. Я было подумал сперва спросить поисковик: “Иосиф Бродский ницшеанец”, и по результатам ответа что-то писать о его ницшеанстве. Но авантюрность меня подбила сделать наоборот: сперва написать, а потому проверить, кто ещё такого же мнения. Итак, что ответил интернет. ЯНДЕКС: на первой странице только первые две строки занимают мои статьи о Бродском, все остальные строки – с пометкой: “Не найдено: ницшеанец”. Если вместо “ницшеанец” спросить “Ницше”, картина меняется. Меня нет вообще. Пометка: “Не найдено: ницше”, - есть только на одной строке. ГУГЛ: на первой странице на первой строке моя старья, все остальные строки содержат имя Ницше, кроме строки “Философские взгляды И. Бродского Текст научной статьи”. Если её открыть, Ницше есть один раз: "В отличие от марксистов, видящих причину войн в империалистических противоречиях, Бродский видит ее в кризисе христианской цивилизации, как Ницше и Достоевский”. Ну как: прав я или нет? – Для положения дел в России – точно прав. Тем не менее, стоит выписать доказательства из книги Янгфельдта “Язык есть Бог. Заметки об Иосифе Бродском” (2012). * "Человек, выросший в агрессивно одноцветном обществе…” (С. 12) Это Янгфельдт об СССР, но ницшеанцы ввиду своей исключительности так думают обо всём мире. "Бродскому традиционная роль пророка была чужда…” (С. 12). Ницшеанство предельно индивидуалистично, а пророки – общественники. "…его интересовала функция поэзии как альтернативы официальному языку, языку власти, бывшему в России на редкость стереотипическим; задача поэта – не в выражении определённого мнения, а в том, чтобы писать хорошо” (С. 12). Ницшеанство у Бродского было подсознательным идеалом метафизического иномирия, сознанию не данным. А раз так, то, выражая его, Бродский и не мог чувствовать, что он выражает определённое мнение (в смысле – означенное словами), он, как и в любом произведении неприкладного искусства, выражал не то, что читали глаза читателя. Тогда как в СССР понятности ради в большом ходу было прикладное искусство, рождённое замыслом сознания (т.е. выражавшее мнение). Т.е. язык власти привлечён тенденциозно. Бродскому в СССР (да и где бы то ни было) чужой была не только власть, а и люди – за стереотипичность. Соотношение неприкладного искусства с прикладным можно, утрируя, обозначить как "писать хорошо” и “писать плохо”. Но есть нюанс. Ницшеанство – мироотношение пессимистическое. Пессимизм происходит из Этого мира, плохого. Акцент на его отрицание (пусть и намекающее на лучшее – иномирие) естественным делает корёжение образа Этого мира. А акцент на недостижимом иномирии выводит вперёд, наоборот, красоту (которой в ТАКОЙ мере в Этом мире нет). Вторым способом поступала античность, акмеисты и Бродский. "Он всё правильно понял: Оден действительно писал, что “Время.. боготворит язык”, - это означает, что “язык больше, или старше, чем время, которое, в свою очередь, старше и больше пространства”. Когда Бродский открыл это, он был “просто потрясён”, найдя у Одена подтверждение своему пониманию особого статуса поэзии в языковой и литературной иерархии” (С. 15). Попросту говоря, подсознательный идеал метафизического иномирия заставил сознание своего носителя возбудиться от рассуждений и вечности художественного творения. Ибо эта вечность как-то близка к метафизической Вечности, в которой времени и изменений нет. Надо только писать хорошо, в смысле – прислушиваться к тому, что когда-то называли боговдохновением, а я теперь называю подсознательным идеалом. "В газете “Вечерний Ленинград” он был назван одним из “непризнанных и отвергнутых гениев”, которые “бродят и часто выступают перед молодёжью с упадочными… произведениями”” (С. 16). Если осознаваемая часть ницшеанства есть “над Добром и Злом” (что есть аморальность с точки зрения преобладания Добра над Злом), то упадочничество – это признание равенства Добра и Зла. И первое – естественно в жизни, в общем-то, оптимистичной, т.е. с преобладанием Добра над Злом, потому что “над Добром и Злом” - это ещё небольшое отклонение от в-общем-то-оптимизма, а вот упадничество – это бо`льшее отклонение и потому естественно (как подсознательный идеал) зародиться не может – только искусственно: как осознаваемый идеал. Но всё же оба похожи, и потому понятно, что обычные люди в СССР их путали. "Бродский активным антисоветчиком не был” (С. 16). Естественно. Идеал-то его не дан даже его сознанию. "Для Бродского же случившееся с ним [осуждение за тунеядство и ссылка] было не специфически советским явлением, а примером общей абсурдности жизни” (С. 21 - 22). Весь Этот свет не годен по сравнению с принципиально недостижимым метафизическим иномирием. "…биография ничего общего не имеет с литературой…” (С. 22). А литература – через вечную славу – имеет что-то общее в Вечностью. "Помню, когда я бросил школу в возрасте 15 лет, это было не столько сознательным решением, сколько инстинктивной реакцией. Я просто не мог терпеть некоторые лица в классе – и некоторых однокашников, и, главное, учителей. И вот однажды зимним утром, без всяко видимой причины, я встал среди урока и мелодраматически удалился, ясно сознавая, что больше сюда не вернусь. Из чувств, обуревавших меня в ту минуту, помню только отвращение к себе за то, что я так молод и столькие могут мной помыкать. Кроме того, было смутное, но радостное ощущение побега, солнечной улицы без конца” (С. 28). Это был аналог сочинения произведения искусства (а искусство – это экстраординарное) под влиянием не данного сознанию подсознательного идеала метафизического иномирия, образ именно его нашёл отзвук и в последних двух словах: "без конца”, образ Бесконечности. "…встаёшь утром в деревне, или где угодно, и идёшь на работу, шагаешь через поле и знаешь, что в это же время почти всё население страны занято тем же самым . Это внушает тебе бодрящее чувство, что ты со всеми остальными… Это даёт тебе некоторое понимание жизненных основ” (С. 38-39). Есть другой вариант этого текста: "Возникло что-то более важное, более глубинное, что наложило отпечаток на всю мою жизнь: выходишь рано, в шесть утра, в поле на работу, в час, когда восходит солнце, и чувствуешь, что так же поступают миллионы и миллионы человеческих существ. И тогда ты постигаешь смысл народной жизни, смысл, я бы сказал, человеческой солидарности. Если бы меня не арестовали и не осудили, я бы не имел такого опыта, я был бы в чем-то беднее. В каком-то смысле мне повезло…” (http://uchitel-slovesnosti.ru/load/stranicy_monografij_o_pisateljakh_i_poehtakh/brodskij_russkij_poeht/bunt_za_narod/225-1-0-5739). Казалось бы, солидарность – хорошо. Но. На каком скучном (и вечно одно и тоже) уровне! Тем более скучном, что оно массовое. На чёрта вообще жизнь на Этом свете, если ТАК скучно!? . А мне что-то скучно стало продолжать. 20 июня 2023 г.
|
26.07.2024 |
Сам я пишу плохо, но судить других берусь
|
24.07.2024 |
|
22.07.2024 |
Проколы Венедикта Ерофеева в его «Об Иосифе Бродском»
|
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
21.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)
|
19.07.2024 |
Вот лучше б Прилепин не… (3-е продолжение)
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"