Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
26.08.2024 |
|
25.08.2024 |
|
24.08.2024 |
Почему поэтически* не сфальшивил Городницкий
|
23.08.2024 |
|
22.08.2024 |
|
21.08.2024 |
Почему я не читаю «1984» Оруэлла
|
20.08.2024 |
|
19.08.2024 |
Второе продолжение претензий к Прилепину
|
18.08.2024 |
Продолжение попрёков Прилепину
|
17.08.2024 |
Ну что: давно я не ругал Прилепина?
|
15.08.2024 |
Кто: я! – против кого? – Дугина
|
13.08.2024 |
|
12.08.2024 |
Надо, надо, надо нам, ребята, жизнь красивую прожить, тра-та-та
|
11.08.2024 |
Мне остаётся только горько плакать, фигурально выражаясь
|
09.08.2024 |
Поэт-сатанитст Дмитро Корчинский
|
07.08.2024 |
|
05.08.2024 |
|
03.08.2024 |
Ух, и уел же меня Никита Михалков
Я заранее извиняюсь перед теми, кто любит распланированное повествование. Ибо я принимаюсь описывать свою, воинствующего атеиста, душевную смуту, в какую меня вверг только что с телеаэкрана Никита Михалков своим разговором о передаче Рублёвской “Троицы” церкви. Надо мне, наверно, при всей воинственности моего атеизма в виду того простого факта, что Россия стоит перед задачей победить тех, кто хочет её с планеты убрать, и другого простого факта, что мы как-то не видим сегодня, через год после начала СВО, как победить, - надо, наверно, мне признать, что имеет смысл посчитаться с тем совсем простейшим фактом, что наиболее крепким орешком для врагов и для такой их задачи, является какое-то количество истинно верующих православных русских. Они любое истязание выдержат во имя веры. А вот в себе я, строго говоря, не уверен. Скажем, могу ли я выдержать пытку? – Я решительно не знаю. Я ни разу никогда не решился себя испытывать на этот предмет. А если речь идёт в практическом плане об уничтожении России, то надо б себя испытать, как это ни абсурдно звучит. Вот! Я должен признать правоту Путина, отдавшего “Троицу” церкви. Просто государство, отдав, должно пойти на любые траты, чтоб обеспечить и там её физическую сохранность, раз ТАКОЙ момент в судьбе России настал: быть ей или не быть (особенно сегодня, в день развёртывание государственного переворота). Как бы ни мало было истинно верующих, их интерес сегодня надо учесть. Они-то Россию не предадут. Я почему так лично передачу иконы переживаю? Опущусь до дрязг. Три года назад, вскоре после создания мною этого канала, который я замышлял как школу по повышению эстетического вкуса, мне – показалось – повезло. Тут появилась Шагалова, которая выглядела очень перспективной. До чрезвычайности умная и – вообще чудо – согласилась, что моё доказательство одно – верно. Таких людей за всю мою жизнь я встретил – на пальцах одной руки можно пересчитать. Кончилось это плачевно. И причина до конца не понятна. Она мне стала таким врагом… Принялась публично, тут, топтаться на моих чувствах к покойной жене, что-то узнав из личной переписки. Материться… Пришлось её не только забанить, но и стереть. Много раз. Ибо она под другими никами опять и опять проникала. И я было думал, что успокоится, и вступал было в общение. И во время одного из проникновений поиздевалась, что я не заступаюсь за “Троицу”, отданную было тогда на временное пребывание в Троице-Сергиевской Лавре. И козыряла случившимися при этом испорченностями. А с началом СВО на Украине запахло, что она – против. Так сегодня Михалков мне открыл, что их, либералов, забота о сохранности “Троицы”, это прикрытие их агрессивности против православия, как корня русскости. (Я не исключаю, что в Шагаловой это подсознательная агрессивность.) И я со своим воинствующим атеизмом оказался в постыдной близости к этой Шагаловой. И заволновался. При выпаде, что я не защищаю (см. тут), я отбрехнулся, что надо не публичные протесты устраивать, раз СВО, а писать частные письма во власть. Но сам ограничился только статьёй, на которую, вон, сослался. И внутренне оправдал себя тем, что и в тот раз умудрился что-то новое сказать насчёт разбора элементов изображения. Отдал-де должное своему воинствующему атеизму (считающему главным художественную, а не сакральную ценность* иконы). И промолчал при теперешнем окончательном возврате иконы церкви. Предал атеизм свой. Благо, Михалков мою совесть умастил. От своего имени сказал (и для всех будущих возвратов икон церкви), что государство обязано обеспечить физическую сохранность, даже и вернув церкви. Молодец. Широко мыслит. А я, всё это изложив, могу теперь тоже успокоиться. . А у атеизма есть своя сакральность. Сегодня 20 лет со дня смерти моей жены, Наташи. Суббота. Общественный транспорт не ходит. Позволить себе такси я не могу из принципа – слишком для меня дорого. Поеду завтра. Сын говорит: “Зачем вообще ехать?”. – “Постою, подумаю”. – “Можно дома постоять, подумать”. – “Нет, так пусть делают киборги”. 24 июня 2023 г. * - “Здесь тот редкий случай, когда ответ на этот вопрос есть, можно сказать, записанный документально. Схранилось “Житие преподобного Сергия”, написанное Епифанием Премудрым, который жил при ученике преподобного Сергия, преподобном Никоне. И как он написал об этом, что “в память и похвалу авве Сергию иноком Андреем, рекомым Рублёвым, был написан этот образ в память и похвалу преподобному Сергию, дабы воззрением на Святую Троицу побеждался бы страх ненавистной розни мира сего”” (Протоиерей Чернышёв. https://dzen.ru/video/watch/669b7ed5ef9cc462934cbbfc?clid=1400&rid=4158704208.1693.1721628550026.27783).- Сказано общо, но это намёк на совсем недавнее, на страшенное на Руси через треть века после Куликовской битвы, на “небывалые в Москве смуты с их обычным последствием – всеобщим нравственным падением” (Русская история Трачевского. С.-Пб., 1895. С. 199). И это очень земное, а не сакральное. Во имя сакрального нельзя было об этом говорить вслух, тем более – писать. Но Никон наплевал на сакральное, а все причастные с тех пор и, как видите, по сей день и не подумали осуждать такое снижение вдохновения Рублёва. Я подозреваю, что до сознания Рублёва не доходила земная причина его вдохновения. Он действовал по тёмной ассоциации: у Авраама, как у Руси после победы 1380 года, была всего только надежда на избавление от беды – бесплодия жены; не более; Святая Троица явилась Аврааму в ознаменование исполнения решения Бога создать избранный для своего прославления народ. А Рублёв решил создать “Троицу” от беды в виде недостаточности надежды, настолько недостаточности, что Русь вот-вот исчезнет под Литвой от распрей. Это Никон такой умный, что догадался, ЧТО двигало Рублёвым – совсем не сакральное. – Ну, разве что Никон предчувствовал, что Руси, как новооборащённой, предстоит через 20-30 лет спасти православие от исчезновения, как исчезнет Византия. Это, да, тянет на сакральность. Но не "побеждался бы страх ненавистной розни”. 22.07.2024.
|
01.08.2024 |
Анекдот с попыткой госпереворота
|
31.07.2024 |
|
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"