Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
16.05.2018 |
|
|||||
11.05.2018 |
|
|||||
10.05.2018 |
|
|||||
10.05.2018 |
Жуткая метафизическая свобода и физические преграды на каждом шагу.
|
|||||
03.05.2018 |
|
|||||
28.04.2018 |
|
|||||
25.04.2018 |
|
|||||
23.04.2018 |
|
|||||
19.04.2018 |
Пушкин и его подсознательный идеал в 1830 году.
|
|||||
16.04.2018 |
|
|||||
12.04.2018 |
|
|||||
10.04.2018 |
|
|||||
10.04.2018 |
Да, в коммунизм нам! Но всем и без крови!
|
|||||
08.04.2018 |
|
|||||
31.03.2018 |
|
|||||
28.03.2018 |
Целенаправленный поиск. Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах. Поэтому я сдамся пока и сразу расколюсь, что меня, в частности, поставило в тупик. Это – такая фраза: "В этой обнаженной… Гоген. Обнажённая. 1880. Холст, масло. Гоген как нельзя более полно выразил то, что отличало его от импрессионистов. В самом деле, трудно найти что-либо общее между женщиной, сидящей на краю дивана и склонившей безрадостное лицо над тканью, которую она штопает, и обнаженными женщинами Ренуара, с их цветущей и сверкающей плотью!” (http://impressionnisme.narod.ru/GOGEN/epizode_gogen6.htm). Сперва отвлечёмся: в самом ли деле – безрадостное? Ну да. И губы опущены. И аж синяя она. И фон серый. И всё – бледно. И штопает что-то, а не получает удовольствие от собственной наготы. Если я прав (а всегда раньше получалось, что прав), что импрессионисты воспевали абы какую жизнь, то тут, да, жизнь абы какая. Но она, похоже не воспевается. Но абы ли какая жизнь – у Ренуара, у которого она явно воспевается даже и без обнажения женщин? Ренуар. Ланч на лодочной станции. 1881. В тупик я попал из-за того, что показанная жизнь у Ренуара не абы какая, а весёлая и беззаботная. Нет, я могу, конечно, поупрямиться. Не ахти какая одухотворённая жизнь. По сравнению с недавним социально-критическим уклоном это всё же сниженное существование. Но… У других импрессионистов несчастность изображаемого более акцентируется. Не смотря, мол, на воспевание. У Мане, например, “Бар Фоли-Бержер”, 1882. Ладно. По крайней мере, вполне представимо было бы, чтоб материально настрадавшемуся Гогену такая лёгкость в мыслях необыкновенная была не по сердцу. Но. Это страдание на него свалится только через несколько лет. А пока ему может ли больше не нравиться суета по поводу преуспевания в качестве брокера? Можно ли узреть, что у него от этого порыв в символизм был, в мечтаемое счастье, что сбудется когда-нибудь в сверхбудущем? В несчастности и бедности “Обнажённой” можно такое узреть? За бледность… Вообще где-нибудь ещё – можно? Ни в одной картине 1970-х годов (http://xn----ftbai0aqbde6k.xn--p1ai/1870.html) этого не видно. Даже в самой странной (с жёлтым снегом). Гоген. Сена у Понт-д-Иена. 1875. Хоть тут есть по-импрессионистски несмешиваемый чистый цвет, не по-импрессионистски положенный широкими мазками. А в 1880-х до переломного 1885-го? Вот. Гоген. Глиняный кувшин и железная кружка. 1880. Не из-за беднейшей занавески, общей с “Обнажённой”, а из-за широких мазков и несмешивания цвета. – Это ведь начало последовавшей, на экзотических островах, особенной странности Гогена. И – с натяжкой – такое вот. Гоген. Горный пейзаж. 1882. В смысле – Тут – нехороший хаос. Значит Там – хорошая благодать. Ну и со сверхнатяжкой – такое. Гоген. Голые деревья. 1885. И только тут Гоген. Заброшенная улочка. 1884. из-за обобщённости, наконец, чувствуется какая-то завороженность в пейзаже. Которую (из-за подчёркнутого перспективного удаления вдоль улицы) можно подвести под благое сверхбудущее – типовой идеал символизма. А тут Гоген. Курятник. 1884. такой же эффект улёта Куда-то достигается не столько обобщённостью, сколько странностью света. Или светящейся тени… И тут Гоген. Лесистая тропа. 1884. странность освещения (вместе с перспективным удалением) дают то же ощущение ухода Куда-то… В зарю на небе… Надо, правда, признать, что ощущения миража Гоген достигал иногда какой-то дробной, что ли, обобщенностью, а не широкими мазками.
Гоген. Мельница Королевы. 1881. Гоген. Молодая женщина, лежа на траве. 1884. И, наконец, апогей улёта. Гоген. У ручья, осень. 1885. Теперь я могу раскрыть, что я целенаправленно искал и почему. Когда-то (см. тут) у меня получилось, что, уплыв на острова, Гоген – от скуки суеты – впал в некий пробуддизм. Это индивидуалистского рода идеал. Прочитав, что Гоген впитывал и иных заражал символизмом, я был озадачен. Потому что символизм – идеал коллективистского рода. Как такой разнобой мог быть с одним человеком, я, в общем, догадывался. Это, как математике… В цилиндрическом мире прямая, продолженная бесконечно налево и направо, сходится в этой бесконечности сама с собой. И пробуддизм, и символизм – экстремистские мироотношения. Как бесконечно продолжающаяся в + ∞ и в - ∞ прямая. И там, в бесконечности, они сходятся. Вот так и символист Гоген превратился в пробуддиста Гогена. – Сработал голод. "В Париже стоит холодная зима 1885-86 года, жена с детьми уехала к родителям, в Копенгаген, Гоген голодает. Чтобы хоть как-то прокормиться, работает за гроши расклейщиком афиш. “Что действительно делает нужду ужасной — она мешает работать, и разум заходит в тупик, – вспоминал он позже. – Это прежде всего относится к жизни в Париже и прочих больших городах, где борьба за кусок хлеба отнимает три четверти вашего времени и половину энергии”. Именно тогда у Гогена возникла идея уехать куда-нибудь в теплые страны… он полагал, что там почти не надо будет зарабатывать на хлеб” (http://www.peremeny.ru/blog/11656). Там можно впасть в отчуждение вообще ото всего. А оно похоже на бесчувствие… 22 марта 2018 г.
|
|||||
26.03.2018 |
|
|||||
23.03.2018 |
|
|||||
20.03.2018 |
|
|||||
18.03.2018 |
|
<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"