TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.09.2018
09:36

Есть шанс...

    Есть шанс как-то доказать, что у Эдуарда Мане идеал абы какой жизни (то есть – импрессионистский) был подсознателен. Мане. Гражданская война. 1871. Самым чётким . . .

21.09.2018
18:28

Над чем смеётся Рубин.

    Вначале я предложу читателю посмеяться надо мной. Я с произведениями искусства похож на кота из известной басни.

     

    Во всеоружьи юный кот

    На первую охоту вышел

    И возле норки типа "йот"

    Ждет появленья первой мыши.

    С ним готовальня, карандаш,

    Два треугольника, тетрадка,

    Конспект, для мышек саквояж -

    Все на местах и все в порядке.

    Коту недолго было ждать -

    Вдруг слабый писк и шорох слышен,

    Из темной норки погулять

    Неопытный мышонок вышел.

    Ученый кот промолвил: "Так-с,

    Определяем параллакс

    И для дальнейшего запишем

    Полярные координаты мыши."

    Я, как и этот кот, долго занимался эстетическим самообразованием. И, как и кот не поймал мышонка, я не получил признания среди учёных-искусство- и литературоведов. (Ссылки в диссертациях на соискание учёной степени кандидата филологических наук не в счёт, т.к. это, наверно, соответствующей ценности соискатели и их научные руководители.)

    Одним из “моих” треугольников, готовальни, - критериев художественности, - является такая муть (для большинства людей), как наличие в “тексте”, ну, например, фильма (“День сурка” - 1993) следов подсознательного идеала автора. Их я определяю по какой-то недопонятности в “тексте”.

    В фильмах особенно легко устраивать недопонятности: снимать сон без никакой пометки, что теперь, с данной секунды, снимается сон. А пометки могут быть самые разные. В цветном фильме – переход на чёрно-белое изображение. Или окружение изображаемого неким облаком по краям экрана. Не счесть приёмов обозначения, что теперь снимается сон.

    А если хотеть сбить зрителя, режиссёр снимает сон точно так же, как он снимал явь. Что и применил Рубин в “Дне сурка”. Там, мол, не наступает следующий день, а повторяется вчерашний. Тогда как на самом деле это сон главного героя, Фила, - сон, который во сне, который опять во сне и так далее.

    У меня раз в жизни тоже был такой сон, в котором я последовательно несколько раз просыпался. Именно просыпался. Я определил, помню, что проснулся на самом деле только тогда, когда обратил внимание, что теперь, наконец, моя рука лежит (во всех предыдущих снах я просыпался со… стоящей рукой – она была согнута в локте и не падала потому, что держалась натяжением одеяла, которое было натянуто потому, что я как-то там повернулся).

    Общее название приёма называется персонализмом. Это – данность с точки зрения персонажа. Особенно издевательски по отношению к восприемнику произведения поступают авторы детективов. Они ТАК подают преступника с чьей-то точки зрения (часто с точки зрения самого преступника), что вы его не подозреваете до самого конца.

    А недопонятность – аж прёт.

    Но я таким произведениям отказываю в наличии следов подсознательного идеала, то есть – в художественности. Оставляю только эстетическую ценность (неожиданность, например, которая – признаю – может быть тоже индикатором подсознательного идеала).

    В общем, тут попросту нужно иметь вкус, который и определит ту или иную ценность произведения.

    Ну так Рубин засыпал зрителя непонятностями. День сурка, 2 февраля, наступает при каждом просыпании Фила Коннорса в отеле под радиобудильник, говорящий одно и то же. Далее всё происходящее только чуть-чуть варьируется. И вы долго не понимаете, что вам морочат голову. Пусть и на серьёзную тему поначалу – о скуке обыденной жизни. В которой, по сути, день ото дня не отличается. О нетворческой жизни. А потом плавно это переходит в тему о жизни во имя себя. Потом – методом проб и ошибок – в отказ от такой жизни. И, наконец, тема-громада: при достижении Филом жизни с масштабом, равным Христу (творит чудеса во имя физического блага людей)… Тогда, обретя во сне славу, Коннорс просыпается по-настоящему, 3-го февраля.

    Так вот осмеяны – “голосом” автора – все метаморфозы проб, как сдвинуть остановившееся время. Все!

    Даже настоящая любовь, которою, наконец, проникся телекомментатор погоды Фил к своей новой продюсерше, Рите Хансон.

    Вот он-во-сне (вне сна так не умеющий) вылепил из снега лицо Риты.

    "- Она красива! Поразительно. Какое ты чудо! (Всё время звучит райская музыка.)

    - Я настолько знаю твоё лицо, что смогу вылепить его, закрыв глаза.

    - Она прекрасна. У меня нет слов.

    - А я скажу. – Не важно, что завтра будет. До конца моих дней и часов и сейчас – я люблю тебя.

    - Я тоже счастлива (долго-долго целуются) – [до временной метки 1:34:34.

    На временной метке 1:34:50 срабатывает знакомый радиобудильник с уже другой музыкой. Любовники просыпаются в одной постели, Фил-не-во-сне щиплет обнимающую его руку Риты, она вскрикивает, значит, это явь]

    - Что-то изменилось.

    - К лучшему или худшему?

    - Новое даёт надежду. Ждёшь перемен к лучшему (коротко целуются).

    - Как ты оказалась здесь?

    - Мой ты. Куплен. [Это только обманно совпадает со сном Фила, где его Рита купила на аукционе; на самом деле Рита просто шутит.]

    - И ты всё ещё здесь?

    - Ты сказал: останься, - и я осталась (коротко целуются).

    - Я сказал: останься, - и ты осталась?

    - Мгм.

    - Меня даже сурок не слушается.

    [Фил обнаруживает, что время идёт. На временной метке 1:41:03]

    - Ты знаешь, что сегодня?

    - А что? Нет.

    - Сегодня – завтра. Это произошло. Ты здесь?

    - Ну конечно (целуются).

    - Почему ты не был таким ночью? Ты сразу заснул (мелко смеётся)”.

    Вот как она понимает любовь.

    Здесь накладка. Рита в самом начале фильма намекала ему вечером 2 февраля, когда буря их оставила в городке их командировки, чтоб он её к себе позвал, но он её как бы перепаснул их телеоператору. И она, рассерженная, ушла с тем. Но какой зритель это помнит? А режиссёр надо всем смеётся. В том числе и такой вот нестыковкой.

    Наиболее насмешка выпирает в сценах равенства Фила-во-сне Христу – чудесами спасений от смерти одного, другого...

    Менее – в сценах фантастических успехов Фила-во-сне в искусствах.

    Анекдот – с музыкой.

    Раздаются поразительно виртуозные рулады на фортепиано. Фил-во-сне, сидя где-то, обратил внимание. Пошёл к этому дому. Позвонил. Открывает женщина.

    "- Да.

    - Мог бы я брать у вас уроки, будьте добры?

    - Хорошо, но не могли бы вы прийти завтра. У меня сейчас урок.

    - Я хочу начать сейчас. 1000 долларов устроит вас?

    - Проходите (исчезают оба в дверях; звучание музыки останавливается; раздаётся стук; дверь распахивается и в неё вылетает вышвырнутая девочка с папкой нот, прижатых к груди, и обижено оглядывается на уже закрывшуюся дверь)”.

    Чего после этого стоит восторг учительницы от поразительных успехов Фила-во-сне в игре на фортепиано (чем он в яви никогда до того не занимался)?

    Режиссёр надо всем смеётся! Он постмодернист, то есть в глубине души считает, что нет на свете ничего, достойного быть в ранге идеала.

    Об этом говорит комедийная одноплановость всех попыток Фила-во-сне сдвинуть время. Даже ницшеанская – самоубийство. Одно самоубийство. Другое. Третье… С интервалом в несколько секунд экранного времени.

    Но для меня главное – понять, подсознателен ли у Рубина идеал постмодернизма (отсутствие идеалов).

    Есть вероятие, что подсознателен. Вот это вероятие:

    "…ведущим… является… духовный порыв – эманация творческой энергии, избавляющей от скуки и жизненной рутины. Вот об этом, на наш взгляд, и рассказывает фильм “День сурка”” (Рогалёв. https://researchespress.wordpress.com/2018/02/17/%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d1%83%d0%b5%d1%82-%d1%82%d0%be%d0%bb%d0%ba%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8c-%d1%84%d0%b8%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%be%d1%84%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%8e-%d0%ba%d0%be/).

    Я и сам было так думал. – Ну в самом деле. Чем, казалось бы, не обычная американская история преодоления трудностей на пути к личному благополучию. – Никогда не сдаваться! Пробовать, пробовать и пробовать варианты преодоления. Детский оптимизм веры в ближайшее хорошее для тебя будущее. – Случилось так, что остановилось время? – Вот и пробуй всё подряд. Злые дела, добрые дела… Всё – однопорядково по отношению к решению задачи. Америка – страна возможностей! Не сдавайся и ты победишь.

    И, если не быть внимательным и не заметить “голос” автора в одном, другом, третьем эпизоде, как Рогалёв, будешь доволен, что всё понял в ТАКОЙ абракадабре.

    Конечно, не исключено (к 1993-му году постмодернизму уже было несколько десятков лет существования в культуре), что Рубин просто скрыл своё безыдеалье под маской ребячьего оптимизма, прекрасно это безыдеалье осознавая. Риск того, что занимаешься мутью, когда ищешь след подсознательного идеала, - риск этот велик. Но, кто не рискует, тот не пьёт шампанское.

    29 августа 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340866  2018-09-22 13:39:49
Sweetheart
-

19.09.2018
22:50

Николай Чоччасов

    Я не раз отступал от своего правила – открывать скрытый художественный смысл произведения неприкладного искусства. И обращался к произведениям и неискусства . . .

16.09.2018
14:11

Исписался.

    "В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка Ильи и Эмили Кабаковых “В будущее возьмут не всех”. Это итог работы за 6 десятилетий. И впервые . . .

15.09.2018
15:36

Наобум лазаря.

    Как я ни уверен в себе (из-за многочисленных совпадений моих мыслей с, в общем, общепринятыми), но меня угнетает непризнание больших авторитетов, и я в себе . . .

12.09.2018
10:23

Насколько чуток Владимир Крылов?

    Недавно (см. тут) я познакомился с репродукциями картин Владимира Крылова и (см. тут) поспорил с ним о Малевиче в связи с его, Крылова, видео https://www.youtube.com/watch?v=XMablvmxspg . . .

11.09.2018
12:30

Наваждение.

    Не могу оторваться от художника Андрея Тутунова. Я посмел спорить с именитым Маниным о художественном смысле иных его картин. И у меня совесть скребёт: не натянул . . .

09.09.2018
16:49

Не верьте своим впечатлениям, пока не дочитаете до конца.

    Читаю книгу “Они” (2005) – Слаповского и неприятно. Была б сатира – просто б бросил с самого начала. А тут не сатира. Вот уж которого персонажа по очереди вводит . . .

08.09.2018
12:26

Тяжело любить советский народ.

    Надо же… Написал статью, которую не взялся печатать обычно печатающий меня журнал. И отправили её оттуда в более смелое издание. А то пребывает под какой-то . . .

07.09.2018
10:34

Я допустил ошибку.

    Я когда-то допустил ошибку относительно Ильи Кабакова – назвал одну его картину произведением постмодерниста, художника не имеющего идеалов. А, получается, идеал . . .

06.09.2018
19:45

В муках отсутствия хорошего чтения.

    Я (вечно я с себя начинаю…) раз обратил на себя внимание редакции “Литературной газеты”. Принял участие в конкурсе критиков, по итогам была редакционная статья – . . .

05.09.2018
07:48

Бедность как ценность.

    Я слаб в анализе картин. Поэтому вынужден пользоваться чужими анализами. Но у меня есть претензия на силу синтеза. Так и там меня поджидают ловушки. Я ж себе . . .

31.08.2018
16:46

Сезанн: "Сезам! Не открывайся!"

    Нельзя возразить этому: "Сезанновский кубизм 1907-1909г. Так обычно называется первая фаза кубизма, для которой характерна склонность к абстракции и упрощению форм . . .

29.08.2018
15:15

Упрямство.

    Начинаю, как обычно, с себя. У меня есть (тут и тут) доказательства, что Рахманинов с самого начала был ницшеанцем и лишь иногда из него выныривал. А ницшеанство – . . .

28.08.2018
13:33

Разоблачение вранья о роли Прохоровки.

    Можно ли верить тому, что рассекреченная к 75-летию карта сражения под Курском http://kursk-75.mil.ru/ действительно была изготовлена когда-то тогда же, в 1944-м году? На том . . .

28.08.2018
09:01

Попытка поспорить с Вейдле.

    Он написал в “Умирании искусства”: "…усиливаются религиозные побуждения… и в изобразительном искусстве, где можно напомнить такие, все еще, правда, . . .

27.08.2018
13:43

Империя как федерация.

    Всё началось в вопроса самому себе: зачем Гоголю понадобился в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” Рудый Панько (он – якобы автор всего сборника)? А ответ . . .

25.08.2018
09:24

Насилие.

    Насилие – над собой. Я не имею музыкального образования. Но умею слушать музыку. Мне удаются длинные связные ассоциации, происходящие синхронно со слушанием. Так . . .

22.08.2018
18:06

Труднейшая задача.

    Я вычитал у крупнейшего специалиста по Гоголю, Гуковского, что Гоголь “Вечерами на хуторе близ Диканьки” вознамерился прославить украинство в рамках Российской . . .

16.08.2018
08:35

Не понятно ли...

    Я был в Питере за несколько лет до 300-летия. И ужасался состоянию города. Говорят, его к юбилею привели в порядок. Так если предположить, что художник из страны уехал . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100