TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? . . .

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший . . .

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не . . .

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает читать, ибо надоело, чувства вины у меня нет: вольному – воля.) И вот хочется оправдаться, наподобие персонажа из “Бриллиантовой руки”: “Не виноватая я! Он сам пришёл!”

    Ну хотела девушка шикарно пожить, вот и разменивала свою привлекательность… А у меня ж тоже есть завлекательность: ищу и нахожу такую тонкость в произведениях искусства, как следы подсознательного идеала автора. А если не нахожу, то доказывание что следы не следы, а подделка – тоже ж чего-то стОит: могу ж научить читателя самому разбираться. У той, из кино… есть женское удовольствие: повести мужчину за нос. Мне даже простительнее. Та – личное удовольствие получает, а я – может, кого научу.

    Другое дело, что мне неловко, когда оказывается, что то, на чём я учу, очень далеко от интересов большинства. Большинство ведь даже и в наше трудное для жизни время не отчаивается настолько, чтоб всё послать подальше, так подальше, что я это иномирием называю. А я, обнаружив, что опять наткнулся на такого посылателя, посылаю всё же своё обнаружение в журнал для большинства, уговаривая себя: а вдруг это для кого-то будет новым.

    Беда в том, что из-за новизны как раз может и не заинтересовать.

    Но вдруг всё же…

    Досада ещё и в том, что это вот иномирие не принятая категория в науке об искусстве (а я ж претендую на научность, не будучи принят в научном мире).

    В 1997 году Шалыгина струсила в диссертации назвать Чехова ницшеанцем, а то, чем он вдохновлялся, иномирием. Я же не трушу (мне терять нечего). Но, не потеряв, я и признание нахожу с трудом, будучи самозванцем.

    Вот произведение…

    Тони Мателли. Монтаж. 2012.

    А вот слова художника о нём:

    "Что происходит с букетом лилий? Цветы падают, или это просто перевернутое изображение букета? Возможно, я хотел изобразить иную реальность с иными физическими законами” (https://artguide.com/posts/554-toni-matielli-ia-uvierien-chto-khudozhnik-vovsie-nie-obiazan-kazhdoi-svoiei-rabotoi-vyrazhat-kakuiu-to-politichieskuiu-pozitsiiu).

    Так мне от того, что слова "иную реальность” почти один в один повторяют слово “иномирие”, так же плохо, как то, что Шалыгина слово “иномирие” НЕ применила, а применила длиннее, говоря о: "надсознательной области, которую сама душа тут же признает иною”.

    Пусть бы для массы иномирие является заумью, на которую плюнуть и забыть, но зато учёные б применяли, - я б уверенно чувствовал себя просветителем массы. А без учёных за спиной как себя чувствовать уверенно? Тем более, если я ещё у ницшеанцев и подсознательность этого иномирия акцентирую, а та же Шалыгина лишь вокруг и около витает: "надсознательной” - над, а не под… "бессознательные мотивы творчества” - бес, а не под…

    Тот же Чехов (первый, наверно, ницшеанец-художник в Европе новейшего времени) никогда-никогда слово “иномирие” не применил. (Я это не с бухты-барахты пишу, а проверив по “Словарю языка Чехова". Я там поискал, - не по всем произведениям, - есть ли рядом со словом “мир” что-то, похожее на "иную реальность” Мателли. – Нету!)

    Больше 100 лет прошло существования ницшеанства в искусстве, и естественно, что у многих художников иномирие из подсознания перешло в сознание, и они художниками быть перестали (если только наличие следов подсознантельного идеала признать художественностью).

    Кошмар. Я ж всё настаивал, что слушать авторов, что они говорят о своих произведениях, нельзя: они правду не скажут, ибо содержание вдохновения их сознанию не дано. А вот, пожалуйста. Мне слова Мателли пригодились. Правда, для доказательства того, что он не художник, а иллюстратор знаемой идеи иномирия.

    А ну, что-нибудь ещё у него глянем…

    Мателли. Затраханные. 2005.

    Опять (для меня!) ницшеанский шаблон: доведение до предвзрыва, намекающего, что взрыв будет такой силы, что разнесёт, к чёрту, весь Этот мир и выбросит в иномирие.

    Где выражающемуся “в лоб” Мателли до потаённого Чехова, про которого многие-премногие стесняются признать, что им его читать скучно, тогда как другие многие всё ещё считают Чехова критическим реалистом (царские времена изничтожал-де, из-за чего в СССР был ну очень уважаем). С Чеховым до предвзрыва надо было докопаться в душе своей. И не в том дело, что скульптура в принципе призвана выражать мгновенно. Нет! Любое (и скульптура) произведение неприкладного искусства (а не иллюстрация знаемого) заставляет вас воспринять ЧТО-ТО, словами невыразимое. И хорошо, если вас потом когда-нибудь озарит намёк, что это значит (чаще критика-интерпретатора читать надо, что понять). А у Мателли такая натуралистическая невероятность, что едва ли не на грани с жизнью действует. То есть не условно (непосредственно и непринуждённо), а как жизнь (непосредственно и принуждающе). Как в морге, а не в музее.

    А ведь этого Мателли как большое достижение демонстрировали в 2016 году на выставке “Реализмы”.

    6 мая 2020 г.

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100