TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.05.2020
09:40

Существует ли идейная безыдейность?

    – Прекрасно! – промолвил Рудин, – стало быть, по-вашему, убеждений нет? – Нет – и не существует. – Это ваше убеждение? – Да. – Как же вы говорите, что их нет? . . .

21.05.2020
20:07

Я растерялся

    Речь пойдет не о, а вокруг фильма Урушадзе “Мандарины” (2013), получившего премии: “Оскар” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Золотой глобус” (2015 – лучший фильм на иностранном языке), “Премия международного конкурса” в Бари (2014), “Премия Гауди” (2016) и т.д. и т.д.

    Я растерялся.

    Как я прихожу к тому, чтоб смотреть фильм и писать о нём? Из-за шума на центральном российском ТВ. С началом остервенелого этапа информационной войны против России я пришёл к выводу, что непродуктивно смотреть каналы, стоящие по ту сторону баррикады: “Евроньюз”, “RTVi" и т.д. – я ж почти ничего не могу проверить лично, а в уши и глаза льётся поток, не исключено, что лжи. Мне хватает того, на что ссылаются в переписке мои знакомые, почти ни один из которых (такова уж моя планида) не находится на той же стороне баррикады, что и я. Из человеческого уважения к знакомым я то и дело соглашаюсь вникать в очередной выпад и реагировать, иногда даже и доказательно. Фильмы как выпад встречаются редко. А из российского ТВ о некоторых из них неясно, художественны ли они по-моему.

    Тут надо объясниться (ибо, как ни часто я объяснялся, но где гарантия, что меня с “Мандаринами” будет читать человек, знающий меня). – Итак. – Для меня художественно только то, что несёт следы подсознательного идеала режиссёра. Иначе говоря – это неприкладное искусство. НЕ, обратите внимание. Такими следами бывают странности, неожиданности и недопонятности “текста”. Если таких нет, то в лучшем случае (произведение прикладного искусства {без НЕ}) имеет для меня лишь эстетическую ценность, но не художественную. А в худшем – это вообще не искусство, а околоискусство: иллюстрация, публицистика, наука (когда очерк нравов, например) и мн. др., которые тоже могут нести эстетическую ценность. Разница обеих эстетических в том, что околоискусственные – совсем без участия подсознания рождены, а эстетическое прикладного искусства – с частым участием подсознания. (Ну, а эстетическое неприкладного искусства рождается от подсознательного в рангах и идеала, и не идеала)

    Сложный критерий. Ну, такой я. Не хотите, можете дальше не читать. А кто продолжит, может повысить свой эстетический вкус, если имел его низким.

    Польза от разбора фильма, оказавшегося в итоге разбора не художественным, состоит в том, что у человека открываются глаза, ибо награды, которыми фильм награждён, для него становятся не наградами, а ошибками.

    На фильм “Мандарины” меня навело не ТВ, а знакомый, естественно, как я написал, с другой стороны баррикады.

    - Фильм ,,Мандарины,, смотрел? Не смотри – там русские плохие.

    - Если это не шутка, то, не будь я деревянным, я б должен бы прийти в ужас.

    Кажется, больше чем тебе, я никому столько не рассказывал, что для меня есть ценность. И, казалось бы, ты должен был усвоить, что для меня не может быть фильм плохим потому, что в нём русские плохие.

    Но я чую, чую, что это не шутка, что ты так и думаешь про меня.

    То есть насмарку ВСЕ мои старания насчёт следов подсознательного идеала.

    То есть я вполне та муха, которая бьётся об стекло.

    Ужас!

    - Это не шутка. Сарказм. Есть такая форма.

    Но фильм, конечно хороший. Как бы честный.

    Но после фильма, размышляя, доносится подсознательный посыл, что все люди нормальные, хорошие ... пока русские не пришли.

    Это я тебе про мое отношение. Иначе смотреть не станешь ...

    - Из того, как ты описал, мне не видно, чтоб ты обнаружил следы подсознательного идеала.

    Да и откуда тебе иметь такую способность. Как факт, то, что до тебя дошло после фильма, ты, довольно резонно, кстати, считаешь подействовавшим сперва на твоё подсознание, раз при смотрении ТАК не подумалось. Это логично, но неверно. Ибо я-то ищу следы подсознательного идеала автора. Должна быть странность или необычность, которую в качестве нестранности и обычности можно помыслить только с точки зрения "все люди нормальные, хорошие... пока русские не пришли". И тогда это процитированное приходит в ранг подсознательного идеала.

    А так, как ты описал, фильм выглядит просто скрыто-тенденциозным. И просто из-за скрытости тенденции до тебя тенденция дошла не сразу, а после.

    То есть скрытость от тебя ещё не значит скрытости от сознания автора.

    Понимаешь?

     

    Моя растерянность после просмотра фильма состоит в том, что я недооценил степень искорёженности сознания у человека с другой стороны баррикады. Именно: моему визави нескрытость кажется скрытостью.

    Фильм – об абхазо-грузинской войне 1992-1993 годов. С распадом СССР, Абхазская АССР отказалось оставаться в составе Грузии, что привело к войне. Где Грузия б победила, если б не отряды бойцов с Северного Кавказа, а потом и сама российская армия. Причём выступление северокавказцев было боевой тренировкой перед обращением ими оружия против России. Последнего поворота в фильме нет, но фильм в 2013-м сделан под влиянием этого “будущего” (в 1994-м) поворота.

    Всё происходит в абхазской глуши, вдали от фронтов.

    Мой визами оказался вполне восприимчив к предательской для России идее общечеловеческих ценностей. Те в самом деле есть. Но не в кризисные времена. В докризисные Запад сумел сделать усвоенными свои ценности в качестве общечеловеческих. Одна из них – в дефектности исторического пути России, из-за чего русские – недочеловеки пока. Кто демократы – те уже человеки (понимай). А другие народы бывшего СССР, естественно, человеками становятся в ходе сюжета. Это эстонцы, чеченцы, абхазы, грузины. Причём чеченцу и грузину очеловечение даётся с трудом. Но всё же далось в итоге. Не без выпадов в недочеловечество. Эстонцем пресекаемого.

    Почти весь фильм эту идею иллюстрирует. После боестолкновения чеченцев с грузинами эстонец вынес и спас одного чеченца и одного грузина. Оба были ранены. Оба порывались друг друга убить, пока выздоравливали. Что пресекалось. Воспитывались эстонцем. Когда нагрянули абхазы, эстонцу уже удалось убедить чеченца не выдать грузина (ибо абхазы расстреляют приютившего грузина эстонца), а грузина – притвориться чеченцем (по той же причине). Перед концом чеченцу, быстрее поправившемуся, уже что-то не хочется убивать грузина вышедшего из дома (а вначале он обещал его не убивать только пока он в доме эстонца, спасшего обоих). Но вот грузин вылез из дома, а убивать его уже не хочется.

    А теперь смотрите, как – для меня не скрыто – недочеловеками – показано, как нагрянули русские (грузин, как их враг, из дома не вышел, а, наоборот, эстонец ему сказал, наконец, где автоматы его и чеченца спрятаны; а чеченец, как свой, вышел встречать русских).

    "- Иди сюда (русский офицер чеченцу во дворе; рядом эстонец Юхан его подозрение не вызывает). Ты.

    (Иво грузину в доме) – Не высовывайся. Сиди тихо.

    - Где автомат, Иво?

    - Там под кушеткой. Но не трогай (выходит из дома на двор).

    - (Офицер чеченцу) Чё ты лыбишься, блядь? Грузин?

    - Ахмед: Нет, я не грузин.

    - Точно?

    (Иво с крыльца) – Да он ваш, ребята.

    - Стой там, старик.

    - Ахмед: Чеченец я.

    - Скажи нам что-нибудь на чеченском, чеченец.

    - Ну чеченец я. Ехал сражаться на вашей стороне. Был ранен. И этот старик вылечил меня.

    - Юхан (другой эстонец):Товарищ офицер! Мы знакомы с ваши майором.

    - Молчать! (Ахмеду) Ты чё, дебил? Говори чего-нибудь на чеченском (тихо и зловеще). Скажи: ёб твою мать.

    - ХХХХХ

    - Ну и чё это значит? Не он точно грузин. Ты чё, глухой?

    - Ахмед (презрительно): По чеченски это значит ёб твою мать.

    - Расстрелять его на хуй.

    Иво (сходя с крыльца): Да вы что, он же ваш, говорю!

    - Стоять, говорю! (Солдату) Выполоняйте приказ!

    Солдат: Капитан, может, он правда наш?

    Офицер (в ярости от возражения стреляет в Юхана из пистолета. Грузин, доставший автомат из-под кушетки, открывает огонь из окна)".

    Совершенно неадекватны русские. Это неожиданность? Да. А она та, которая есть след подсознательного идеала примирительной человечности всех, кроме русских, раз о русских до сих пор не было ни йоты?

    Мне, - не раз яростно спорившему с западниками в ходе информационной войны, развязанной против России, что общечеловеческих ценностей нет (что не есть с русской стороны недочеловечность), а есть западный обман, - мне неадекватность русских не есть та неожиданность, которая для меня неосознаваема. ТАК они понимают русских – недочеловеками, - так я всегда знал. Так было со времён Грозного. Которого они самым недочеловеком из недочеловеков считали.

    А моему визави, получается, эта кинонеожиданность – откровение? До него только с временной оттяжкой дошло, что русские таки недочеловеки?..

    Но, может, он ребёнок великовозрастный, раз это до него за столько лет (до сего дня) не дошло? И в том моя растерянность: как мог взрослый человек быть глухим столько лет к нападкам на Россию? Или наоборот: он за много лет переродился и из русского стал нерусским? Неведомо самому себе. И такому ему недочеловечность русских с точки зрения нерусских – неожиданность.

    Или как-то ещё иначе? А я просто ограниченный человек, раз удивляюсь, что кто-то способен настолько со мной, русским-по-сути, не совпадать, чтоб ему, русскому-с-поверхности, вдруг, сейчас только откровение случилось, что русские – недолюди?

    Для меня совершенно логичным представляется то, что премии, полученные фильмом “Мандарины”, американские: “Оскар”, “Золотой глобус”, Бари и т.д. – западные, что фильм – эстонско-грузинский – стран, где власть русофобов. Я б его отнёс в околоискусство – за публицистичность. Я туго понимаю, как можно назвать фильм словами “конечно хороший”. – Ну так я человек особый.

    Но нормальна ли реакция (“конечно хороший”) неособого русского, когда я это даже искусством не могу назвать?

    Или это я так оторвался от масс в России, дрейфующих прочь от русскости?

    21 мая 2020 г.

19.05.2020
09:50

И никакого шаблона

    Я часто пишу статью в порядке спора с каким-нибудь искусствоведом. Но вот случилось, что то, с чем я примерился спорить, вдруг навело на ассоциацию, заставляющую не . . .

14.05.2020
10:19

Тончайшее

    Пока не могу понять, почему такой давний фильм так свежо смотрится. Из интернета. Наутро после просмотра фильма Зобина “Среди тысячи дорог” (1983) мне вдруг . . .

13.05.2020
12:12

Замотало Мателли

    Я чувствую вину перед своим читателем. (Свой – это тот, кто приметил мою фамилию и читает: что, дескать, он опять написал? Перед тем, кто, наоборот, как раз избегает . . .

11.05.2020
09:56

Кривда Шаламова или Есть левые и левые, а ещё "новые левые"

    Чем хорош для меня Дмитрий Быков? – Тем, что возбуждает энергию неприятия своих высказываний. Каюсь, априорную. Я так много раз его опровергал, что есть соблазн . . .

09.05.2020
18:08

Плохо дело... (Анти)

    Плохи дела со мной: гадостное чувство внушают искусствоведы. Многие из них. Вот уж 60 лет. С тех пор, как я начал самообразовываться в этой области. Вот последний – . . .

05.05.2020
09:04

Гриффитс

    Разрешите мне, читатель, просто придать иллюстрации к давнему тексту, их не содержавшему. Hеизвестный художник первой половины XIX века. Мужик лапти плетет, старуха . . .

03.05.2020
11:00

Несграбность эсэсэсэровская

    Поплакать в жилетку хочется… Я себя загнал в трудное положение. И это не только хорошо – я люблю преодолевать умственные трудности. Но и плохо – а что, если я . . .

30.04.2020
09:25

Воодушевлённый

    Воодушевлённый ходом мысли о различии декадентства и символизма (см. тут) как сатанизма и некого извода безрелигиозного христианства (да простится мне такое . . .

29.04.2020
09:43

Теоретические нестрадания

    Жаль не записал… Где-то я читал, как полезно, чтоб теория не была проработанной. Тогда её создатель сохраняет свежесть восприятия. Он не несёт перед теорией . . .

27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили . . .

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100