TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.09.2020
20:59

Как определить, художник врёт стихия из него прёт?

    Как определить, художник врёт или стихия из него прёт? – Труднейшая задача. Для меня она осложняется тем, что даже художники-единомышленники не “понимают” друг . . .

03.09.2020
08:57

Шанс

    Шанс, о котором я думаю, стыдный, положа руку на сердце. Я увидел шанс подогнать доказательства… Но, может, вы меня простите, читатель. Может, сочтёте что ситуация в . . .

02.09.2020
09:35

Насмешка над русской живописью

    Я вообще-то считаю, что история настоящего искусства, неприкладного, которое рождено от подсознательного идеала автора, это как чёрточки в пунктире, в котором . . .

31.08.2020
08:40

Заедаюсь из-за Борисова-Мусатова

    Кто ни посмотрит на любую его картину, Борисов-Мусатов. Осенний мотив. 1899. никто не скажет, что она динамична. Каждый скажет, что тут статика. Тупик развитию . . .

30.08.2020
08:56

Алгеброй гармонию...

    Вспоминаю своего покойного уже двоюродного брата, математика. Как мне показалось сухим его объяснение, почему ему нравится фильм “Гамлет” (1964) Козинцева . . .

29.08.2020
10:42

Самообманы художника Борисова-Мусатова

    С самого начала это была неосознаваемо смелая странность. Борисов-Мусатова. Капуста. Этюд. 1893. Уже и тут "вещество растекается” (Флоренский . . .

28.08.2020
13:35

Борисов-Мусатов: "Нет - венецианской школе!"

    Казалось бы, это так просто: раз художник лично несчастен – как компенсацию он использует своё творчество для выражения счастья. По такой линии наименьшего . . .

27.08.2020
09:44

Исключительная тонкость Мопассана

    Мне кажется, я понял, в чём изюминка в новелле Мопассана “Лунный свет” (1883). – В исключительной тонкости. Да ещё и кого посетившей? – Абсолютного сухаря . . .

26.08.2020
10:18

И папа не велит...

    Я хочу похныкать вам в жилетку, мой читатель. Угораздило меня всю, можно сказать, жизнь, с 22-х лет, исполнять зарок, данный самому себе в школе от удивления, как . . .

25.08.2020
08:30

Формула импрессионизма

    Такое название перекликается с издевательским названием фильма Захарова “Формула любви”. Как нерасчётливый россиянин обскакал расчётливого итальянца с его . . .

24.08.2020
08:13

Премия им. Кандинского снизошла

    Люди издавна считают художников убогими – у Бога. Боговдохновлёнными. А вот искусствоведы времени торжества науки не хотят заменить божественный источник . . .

23.08.2020
09:11

На засыпку

    Вот чем меня остановила эта репродукция? Широков. Хохловка. 1992. Неужели тем, что точка зрения выбрана под облаками? Ну в самом деле… Высокая линия горизонта – . . .

22.08.2020
12:05

Про одну афонскую икону

    Недавно мне повезло ухватиться за общие слова Флоренского о сознательности работы иконописца. Они подтверждали определение прикладного искусства как сообщения . . .

21.08.2020
10:40

Что Нестеров ницшеанец, многих оскорбит...

    Я люблю следовать логике. И если она меня приводит – уже не впервые (см. тут) – к тому, что Нестеров ницшеанец, то я это и обнародую, ещё раз, буде такое подтвердится . . .

20.08.2020
10:17

Жуть

    Меня когда-то, давным-давно, в отрочестве, посетила жуть от мысли, что на всех концах Вселенной электрон имеет одни и те же свойства. Мне в этом виделся след . . .

19.08.2020
10:02

Пуантилизм выражает буддизм

    Чюрлёнис его когда-то отругал: "Segantinis puikus, tačiau per daug didelis technikas" (http://www.prodeoetpatria.lt/index.php/tevyne/knygos-uz-tevyne/185-m-k-ciurlionis-kurejas-ir-zmogus-stasys-yla). – Перевод: "Сегантини хорош, однако . . .

18.08.2020
08:49

Неужели это открытие?

    Вы, читатель, меня проверите. Мне кажется, что я сделал открытие. Оно связано со словами Флоренского: "…в этом диптихе головы двух позади стоящих фигур больше, . . .

17.08.2020
12:57

О безумной сложности - просто

    Я вчера посмел высказать суждение о подсознательном идеале Пушкина, когда он писал “Телегу жизни” (1923). И меня так замучили сомнения, что я решил к теме вернуться.

    Телега жизни

     

    Хоть тяжело подчас в ней бремя,

    Телега на ходу легка;

    Ямщик лихой, седое время,

    Везет, не слезет с облучка.

     

    С утра садимся мы в телегу;

    Мы рады голову сломать

    И, презирая лень и негу,

    Кричим: пошел! Еб*на мать!

     

    Но в полдень нет уж той отваги;

    Порастрясло нас; нам страшней

    И косогоры и овраги;

    Кричим: полегче, дуралей!

     

    Катит по-прежнему телега;

    Под вечер мы привыкли к ней

    И, дремля, едем до ночлега —

    А время гонит лошадей.

    1823

    Признаться, я писал вчера – сомневался. Я-то вывел, что идеалом было метафизическое иномирие, вневременье какое-то, раз дважды упомянутое время так скучно (однообразно от человека к человеку) распоряжается человеками. А альтернативой вчера был пофигизм (ничто не достойно быть в категории идеала).

    Тут я отвлекусь на… тригонометрию.

    Я заимствовал в своём эстетическом мировоззрении теорию Шмита о циклическом постепенном превращении стилей друг в друга: превратил её в циклическое же превращение друг в друга идеалов, которыми вдохновляется художник. Этот круг превращений повторяется бесконечно. Если движение точки-изменяющегося-идеала по кругу вытянуть (слева направо, как мы пишем) по времени, круг превратится в синусоиду. На переломах её снизу вверх и сверху вниз я оснастил синусоиду инерционными вылетами сверхвверх и субвниз – образами идеалов несгибаемых людей в переломных обстоятельствах. (Такого у Шмита не было.) – Предлагаю ещё условиться, что вверх символизировать будет коллективизм, а низ – индивидуализм. Сверхвверх – что-то христианоподобное (благое для всех сверхбудущее). Субвниз – антихристианское (ницшеанство, безбожное метафизическое ииномирие. Вневременье, например. Что я определил для “Телеги жизни”).

    Так вот пофигизм на такой синусоиде с вылетами будет на точках перегиба снизу вверх, и сверху вниз. – Почему? – Потому что точки-идеалы движутся ведь. По кругу их движение, примем, является равномерным.

    Тогда углы, которые образуют касательные к синусоиде в точках-идеалах, будут на рисунке символизировать силу стремления идеала к полюсу, к коллективизму. Чем ближе к верхнему перегибу, тем стремление меньше. А при достижении – ноль. Дальше некуда стремиться. Разочарование. Безыдеалье. Пофигизм.

    И вот его-то я сегодня и вспомнил про Пушкина, как раз тогдашнего времени (см. тут "Одесские любови были способом успокоиться”).

    Это есть не что иное как то, что вчера было мне альтернативой ницшеанскому иномирию, которое ж находится за полюсом индивидуализма (см. рисунок). И где же шмитовская постепенность превращения? – Было чего волноваться… Я ж мог Пушкина извратить! Ужас!

    Но на догму постепенности можно плюнуть под давлением реалий текста, вчера решил я. Из безыдеалья, мол, естественно кидаться абы куда. Однако от сомнений не избавился.

    Как вдруг я сегодня натыкаюсь на отрывок, который – мне мерещится – может реалии пушкинского текста усилить. (Я, правда, отрывок понимаю с таким трудом, что решил его осваивать в процессе вот этого писания вам, читатель. Вы уж извините меня за такую мою неподготовленность рассказывать.)

    В этом отрывке Флоренский, - из-за затурканности иконописи в искусствоведении ХХ века, - агрессивно относящийся к прямой перспективе так рассуждает.

    "Представим себе, что мы живем в среде, изборожденной потоками, не имеем под ногами твердой почвы. Так было бы, если бы мы были мошками в атмосфере, где господствуют постоянные ветры и вихри. Так же было бы, если бы мы были рыбами в широкой и достаточно быстрой реке. Предположим далее для простоты, что у нас нет зрения, или что среда наша непрозрачна или не освещена. Если бы теперь мы захотели строить геометрию, то в основу определения прямой как кратчайшего расстояния мы положили бы работу, измеряемую либо физическими приборами, либо чувством усталости, которую нам необходимо затратить, чтобы проплыть от некоторого места в среде к другому месту. Тот путь, на котором наша усталость была бы наименьшая, и был бы признан нами за прямую. Это не была бы прямая евклидовской геометрии. Но наряду с таким определением могло бы возникнуть и другое, а именно: определение прямой как пути скорейшей переправы от места к другому месту. Нет оснований загодя ждать, чтобы пути по этим обоим определениям всегда совпадали, особенно если бы течение и вихри нашей среды не были установившимися” (http://philologos.narod.ru/florensky/fl_space.htm).

    Далее я буду говорить своими словами, потому что дальше у Флоренского не очень ясно мне.

    Я понимаю, что опиравшегося на меньшую усталость (на что-то внутреннее) в определении прямой Флоренский дальше называет геометром, а опиравшегося на скорость переправы (на что-то внешнее, на время) Флоренский дальше называет физиком.

    Физик берёт и неэвклидову, рыбью геометрию геометра раскладывает "на теорию пространства по Евклиду и на теорию гидродинамического поля”.

    Тот кусок пути, какой рыба плыла по течению, скажем, он отметит особо… Не станет учитывать малую усталость рыбы…

    Геометр же – в пику физику, или не зная о нём, а по некой зауми – тоже разделит: на СВОЮ геометрию и СВОЁ силовое поле (в иконописи – обратная перспектива, где Иисус больше по размеру, чем все окружающие, так как он главней всех, и т.д. и т.п.).

    В аналогию гидродинамического поля физика (индивидуалиста, переиначу я) Флоренский ставит вещи. А пространство, получается, есть ничто, "пространство было бы воистину пространством метафизическим… т.е. чистым небытием”. Тогда у его оппонента – наоборот: свойства действительности больше перекладываются на пространство (божественного всеприсутствия) и "беднеют вещи”.

    Так вот у Пушкина предельная вещность (сплошь метафоры: телега – жизнь, утро – молодость, полдень – зрелость, вечер – старость, ночлег – смерть, ямщик – время). И всё более или менее яростно отвергается. Во имя чего, если к религии Пушкин не склонен (чему и мат доказательство)? – Во имя той, второй составляющей физика Флоренского – во имя чистого небытия. То есть иномирия. Ницшеанского.

    3 августа 2020 г.

16.08.2020
15:22

Голь на выдумки хитра

    Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо. Мефистофель, переодетый в Фауста, ученику. Я был лично знаком с одним поэтом. И не думаю, что он соврал, сказав, . . .

15.08.2020
10:24

Негонимый Каллима

    Объективность заставляет признать, что понятие “идеостиль” полезнее понятия “стиль”. Я поймал себя на мысли, что надо немедленно дать пример. Уподобляясь . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100