TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо. Потому что значением-то идейность и пользовалась в первую очередь.

    Соображение относится не только к слову, но и к изображению. Например, согбенные спины используются передвижниками (см. тут) для выражения плача по несчастному русскому народу.

    Но главное ж, - парадокс! – надо нагрузить идеалом (не меньше!) неглавное значение слова. Только нагрузить обратно романтикам. Те ауры слов нагрузили задачей выражать прекрасную внутреннюю жизнь лишенца по жизни – из-за ужасной действительности.

    А футуристам – из-за тоже ужасной действительности (становление социализма что-то много крови требует, например) – надо нагружать неглавное значение слова тем, что считалось плохими стихами когда-то: выпячивать звучание слова.

    Чего Пушкин, например, почти никогда не делал:

    "Например, звукопись Пушкина чаще всего латентна. Авторы учебных пособий по стиховедению любят останавливаться на таких пушкинских строках, как Шипенье пенистые бокалов И пунша пламень голубой или Знакомым шумом шорох их вершин, подчеркивая накопления звукоподражательных согласных, однако такие примеры для Пушкина (любого периода) совершенно нехарактерны. Гораздо характернее те “определяющие звуковые комплексы ”, которые обнаружил в строфах Евгения Онегина А. И. Гербстман, - но ведь и прошло же чуть ли не полтора столетия, пока это явление не оказалось открытым, оно змоционально воспринималось, но не осознавалось рационально следом за Гербстманом, физиолог Л. С. Салямон увидел такой “определяющий комплекс” в строфе XXX шестой главы:

    Хладнокровно,

    Еще не целя, два врага

    Походкой твердой, тихо, ровно

    Четыре перешли шага.

    Четыре смертные ступени.

    Свой пистолет тогда Евгений,

    Не преставая наступать.

    Стал первый тихо подымать.

    Вот пять шагов еще ступили,

    И Ленский, жмуря левый глаз.

    Стал также целить — но как раз

    Онегин выстрелил...

    Идет постепенная подготовка кульминационного слова всей строфы: выстрелил. Л.С. Салямон замечает: “Фонетические компоненты глагола выстрелил в несобранном виде повторяются в смежных строчках и исподволь сенсибилизируют заданное восприятие”. Речь идет о словах : СТупени, Свой пиСТоЛет, не преСТаВая наСТупать, СТал, СТупили, СТал. Далее Салямон пишет: “ Настойчивые СТ, СТ—Л, В—СТ—Л кажутся зыбким шопотом подсказки. Сочетание СТ в десяти последних строках XXX строфы встречается 9 раз ”, — гораздо чаще, чем в других строфах (в десяти предшествующих строфах 3,0 ± 0,17 на строфу, в десяти последующих 4,0 ± 0,15). Психофизиологический процесс, вызываемый повторами подобного рода, объяснен так ; “ ...доминантный корковый эффект подкрепляется многими, иногда явными, а иногда как будто сторонними воздействиями... Функция ассонансов и аллитераций определяется явлением подпорогового суммирования. Подпороговое суммирование — физиологическое явление, при котором повторяющиеся, но чрезмерно слабые, т. е. подпороговые раздражения могут: а ) вызвать, в конце концов, явную реакцию; б) усилить эффект последующего 'надпорогового' раздражения…

    В системе “поэзии автономного слова” скрытые прежде элементы звукописи становятся явными, они открыто демонстрируются читателю, обнажаются, приобретают подчеркнуто-материальное существование; в связи с ними вряд ли можно говорить о “подпороговом суммировании”” (Е. Эткинд. Материя стиха. https://b-ok.as/book/2990049/713abf?id=2990049&secret=713abf ).

    Так на то Пушкин почти никогда и не докатывался до экстремистских идеостилей.

    А футуристы – экстремисты.

    Им такое выпячивание необходимо, чтоб истошно кричать о приближающейся беде прогрессу, которую можно предотвратить, если очень громко – пусть и не “в лоб” – кричать.

    Асеев:

    Стихи сегодняшнего дня

     

    Тебя расстреляли — меня расстреляли,

    и выстрелов трели ударились в дали,

    даль растерялась — расстрелилась даль,

    но даже и дали живому не жаль.

    1921

    Хорошо. Доказано.

    Вот только одно плохо: как мог такой подсознательный идеал (что плохо дело с социализмом) держаться десятками лет?

    Мартынов:

     

    Из смиренья не пишутся стихотворенья,

    И нельзя их писать ни на чье усмотренье.

    Говорят, что их можно писать из презренья.

    Нет! Диктует их только прозренье.

    1948

    Нет, плохо и другое. Эткинд же с помощью понятия абстрактная историчность убеждает, что то, что было плохо когда-то, через полтора столетия становится хорошим как-то имманентно, не сообразуясь с реальной историей.

    Этак, не вникая глубоко, можно бездумно восхищаться в самодельных книгах футуристов тем, что они напечатаны были на обойной бумаге. Или тем, что они применяли киноприёмы, забыв теперь, что кино тогда считалось низменным балаганом.

    Лицемерием восхищение пахнет.

    Тогда как можно б восхищаться по делу – люди выражали свой подсознательный идеал, их сознанию не данный. Как бы посредники Бога… Убогие…

    7 октября 2021 г.

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и . . .

23.10.2021
08:56

Из искры возгорится ль пламя?

    Я имею редкую возможность наблюдать, как у потенциально способного человека улучшается художественный вкус. А художественность я понимаю по-своему – как чуяние . . .

20.10.2021
11:19

Ну как можно до такой степени себя не понимать?!.

    Хорошо, что я не стал художником – слишком рассудочен. Не зря я думаю, что изо всего, что я в детстве и юности нарисовал, я теперь считаю только одну картинку . . .

17.10.2021
20:01

Я – против!

    Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Исх. 20:7 Как тут: "— Давай толкай, — сказал Птицелов, — я попробую завести… Это аккумулятор разрядился. Он . . .

16.10.2021
20:18

Ересь

    Читатель, вам бы понравились такие пейзажи? 1320-1325. 1320- 1325. 1295 - 1300. Это – освобождённые от святых и ангелов картины Джотто. Так вот, представьте, что вы живёте в XIII . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100