TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.05.2022
13:14

Элементарно!

    Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно . . .

04.05.2022
10:56

Ай да выбрык у Осипа Брика

    Извините, читатель, но опять я начну с себя. Что поделаешь? Понять по себе очень хороший способ понимания. Я не могу от него отказаться, раз моя цель – понимание (моё . . .

03.05.2022
09:12

Очередной раз, когда я, перечитывая себя, не смог было себя понять, а вы, может, и нынешнее не поймёте

    Хотел пожаловаться на старческую память: ведь год назад писал и всё понимал. Потому и писал, что всё в понимании складывалось. А теперь читаю и только грамматику . . .

01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, . . .

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

     

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к искусствоведам, из-за трепотни которых, я чуть не 70 лет назад, в школе, поклялся себе, что выучусь, стану на ноги и сам докопаюсь, почему Леонардо да Винчи гений. Сейчас я всё никак не мог найти, чем именно что именно выражалось в биомеханике Мейерхольда. Одни потоки похвал и никакой конкретики. А если и находилась конкретика, то какая-то однобокая:

    "Вспоминая учебные занятия биомеханикой у Мейерхольда, Игорь Ильинский в своих мемуарах приводит следующие примеры упражнений: “Актер должен определенным приемом взвалить себе на плечо тело лежащего партнера и унести его. Должен свалить это тело на пол. Бросать несуществующий диск и стрелять из лука. Дать (определенным приемом) пощечину и принять ее. Вспрыгнуть на грудь партнеру и принять этот прыжок. Прыгнуть на плечо к партнеру, который должен бежать с сидящим на его плече.

    Были упражнения и более простые. Взять за руку партнера и отвести его в сторону, оттолкнуть партнера, схватить за горло и пр. и пр.”” (https://design.wikireading.ru/hFw1smq3NB).

    Это – ЧЕМ. И всё – без привязки к тому, ЧТО выражать. Я был в отчаянии. Я разбирался с его постановкой скабрёзного трагифарса Кроммелинка “Великодушный рогоносец” и не мог себе представить, что б могло годиться для выражения чего бы то ни было по сюжету пьесы. Пощёчины (за неумеренную ревность, за простоту, доходящую до идиотства) главный герой, Брюно, там получал моральные, а не реальные…

    Пока я, наконец, в одном месте не прочёл, что что-то из этой акробатики невысокого мастерства применял то и дело Брюно в перерывах от нарочито унылого произнесения слов страдания от неизвестности, с кем его жена Стелла ему изменяет. Насмехается-де Мейерхольд над такой тонкостью как психологизм, являющийся-де отрыжкой буржуазного театра.

    Почему отрыжкой, мне пришлось додумывать самому. Пьесу он выбрал не обыкновенную, а зацикленную на муках отличия секса от любви. На том, что ниже пояса (хоть заморочки возникли в голове) и, таки да, являющемся признаком оболванивания капитализмом членов своего общества.

    Хорошо, насмехается. Акробатикой, неуместной при уважительном отношении к житейским переживаниям. А во имя чего? – Оказывается, во имя творчества, образом чего является импровизационный характер акробатики.

    Вот сцена очереди парней на обладание Стеллой, которое начинается с получения от её мужа, Брюно, письма своей жене о любви к ней очередного парня, который сам написать не умеет.

    "Брюно (тоже смеётся и кричит): Кошечка, скажи им, чтобы они потерепели! Каждый своё получит.

    Парни в доме внезапно начинают угощать друг друга тумаками. Мужественная весёлость.

    Голоса: Ты и я! Я да ты! В очередь! Все её получат! Кто не мерин!

    Брюно (после припадка сильнейшего изумления, улыбается, подмигивает. [Потому что думает, что раз всё делается открыто, то это шутки, а Стелла, запершись с каждым, договаривается, чтоб сказал, что всё было. Он думает, что настоящий любовник не придёт. И так, перебрав всю деревню, он его найдёт]) Детские шалости! (Весело встаёт.) Ну, вот я и кончил!

    Толкотня. Молодёжь его окружила.

    Голоса: Сюда, ко мне! Почему? Очередь!”.

    А вот, как они по-разному (импровизация!) выкаблучиваются.

    Общество, где каждому обеспечена свобода самопроявления. Коммунизм такой. Причём образность предполагает, что это “само” гармонично (и духовно, и телесно).

    Прямая противоположность преимущественно материалистической направленности действий советской власти.

    Настоящее неприкдадное искусство: изображено не то, что выражено.

    А простому народу такое не “в лоб” воспринять не дано. Даже нарком культуры, Луначарский, человек очень образованный и со вкусом, не понял:

    "Наконец, я увидел этот спектакль. Сначала я не хотел писать о нем, но, подумав, решил, что должен. Уже самую пьесу [Кромелинка] я считаю издевательством над мужчиной, женщиной, любовью и ревностью. Издевательством, простите, гнусно подчеркнутым [а не осмеянном] театром. Я ушел после второго акта с тяжелым чувством, словно мне в душу наплевали. Не в непристойности сюжета тут дело; можно быть более или менее терпимым и к порнографии, – а в грубости формы и чудовищной безвкусности, с которой она преподносилась… жаль всю эту сбитую с толку “исканиями” актерскую молодежь. <…> Для театра как такового, для театрального искусства это падение, ибо это захват его области эксцентризмом мюзик-холла.

    Что же, разве плох мюзик-холл?

    Терпимо, иногда забавно, но что сказали бы, если бы гривуазный канкан стал вытеснять Бетховена и Скрябина на концертах? Все на своем месте. Здесь же дешевое искусство для пошляков или жаждущих развлечения, пытаются возвести в “академизм без кавычек” – выражение одного серьезного партийного критика.

    Все это тяжело и стыдно, потому что это не индивидуальный уклон, а целая довольно грязная и в то же время грозная американствующая волна в быту искусства.

    Страшно уже, когда слышишь, что по этой дорожке катастрофически покатилась евро-американская буржуазная цивилизация, но когда, при аплодисментах коммунистов, мы сами валимся в эту яму, становится совсем жутко.

    Это я считаю своим долгом сказать” (https://iknigi.net/avtor-polina-bogdanova/94505-rezhissery-semidesyatniki-kultura-i-sudby-polina-bogdanova/read/page-1.html).

    Так это – по отношению к произведению неприкладного искусства. (Подсознательный идеал, вдохновлявший это произведение, был типа трагического героизма, думаю. Мало что в действительности 1922 года указывало на идеальную направленность политики власти: был НЭП. Но крайние средства, как хрип Высоцкого через полвека, говорили, что надежда победить Мейерхольда не покидает.)

    А ведь оборудование сцены Л. Поповой (см. тут) вообще не поднялось выше прикладного искусства (где экстраординарностью в виде голой целесообразности выражалась идея убийства буржуазного {психологического} театра). С идеалом осознаваемым, а не подсознательным. Она думала, что она-то точно угождает антикапиталистической власти.

    Так ведь нет! Вскорости конструктивизм был советской властью отвергнут как формализм. – И ведь верно! Очень уж экстравагантной была эта экстраординарность. (А экстраординарность – признак любого искусства.) Конструктивизм был сродни троцкизму с его перманентной революцией. А стране нужно было готовиться к войне, а не хлопотать о неосуществимой Всемирной Революции.

    7 марта 2022 г.

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг". Тут я плясать стану от такой цитаты: "…его [производственного искусства] . . .

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

17.04.2022
14:35

Хотите посмеяться над догматиком?

    Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об . . .

16.04.2022
11:42

Александр Архангельский за православие

    Я удивился, когда один писатель насмешливо заметил, что я якаю много в своих статьях. Полез проверять – так и есть! Я, правда, сразу понял, почему это, и ему сообщил . . .

15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100