TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.05.2022
13:14

Элементарно!

    Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно . . .

04.05.2022
10:56

Ай да выбрык у Осипа Брика

    Извините, читатель, но опять я начну с себя. Что поделаешь? Понять по себе очень хороший способ понимания. Я не могу от него отказаться, раз моя цель – понимание (моё . . .

03.05.2022
09:12

Очередной раз, когда я, перечитывая себя, не смог было себя понять, а вы, может, и нынешнее не поймёте

    Хотел пожаловаться на старческую память: ведь год назад писал и всё понимал. Потому и писал, что всё в понимании складывалось. А теперь читаю и только грамматику . . .

01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, . . .

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к . . .

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг". Тут я плясать стану от такой цитаты: "…его [производственного искусства] . . .

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

     

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста.

    Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и “текстовый” след в произведении… подсознательного идеала автора.

    Вот такой облом. Мура, как скажут многие. Подсознательный… Идеал…

    Единственное, что мне пока удалось, это вчувствоваться в то, что называется у Иванова-Разумника "отрицательная сила” у остранения по Шкловскому, у корёжения натуроподобия в творчестве глубоких футуристов, любящих прогресс, но не сознающих, что у того есть изъяны (лес рубят – щепки летят), зато подсознательное тут можно притянуть, как закусывание губы до боли, чтоб преодолеть изъяны и прогресс всё же хвалить.

    При чём, спросите, остранение к конструктивизму? – Да при том, что есть же сходство между унылым геометризмом, простотой и что там ещё у конструктивизма и “текстовой” странностью остранения.

    Вот только Шкловский в восторге от остранения за того эвристическую ценность, новизну (символизирующую радость от прогресса – что плоско), а я восторге от того (в футуризме), что остранение имеет сходство с закусыванеинем губы до боли (что сложно, ибо боль не фигурирует в сознании, а есть только в подсознании {в сознании же есть только формалистская радость новизны, ну иногда восходящая до почти “в лоб” радости: символ-де прогресса новизна}).

    Прелесть "эмоционально привлекательных моментов” в труде и позитивное выражение их в произведении рабочего не смогут произведению дать выскочить из уровня искусства прикладного на уровень неприкладного (движимого подсознательным идеалом). Ибо это не идеал – чуять соответствие пружинения стальной полосы изящной форме “Стула Татлина”. Быть экстраординарным ещё не значит быть произведением неприкладного искусства.

    Даже если не натяжка – привешивать экстраординароной вещи выражение идеала, то получившееся одухотворённое произведение есть произведении идеологического искусства, призванного усиливать эмоцию от идеи ЗНАЕМОЙ. А не незнаемой, как в неприкладном искусстве. Знаемость выдаёт себя словесной определённостью, если это литература.

    "Влюбись в свое дело, и у тебя откроются глаза. Взгляните-ка на эти полосы металла. Ведь они дышат, действуют, имеют свой спектр, излучаются на человека, хоть и невидимо для врачей. Вы должны знать их действие, вы подвергаетесь ему десятки лет. Изучите каждый металл, пропитайтесь им, используйте его, пусть он течет в мир с тайным вашим поручением и исполняет, исполняет, исполняет…

    …Тингсмастер удаляется, речь все глуше…” (Шагинян “Месс-Мэнд”, 1923)

    Зачем Шагинян персонажа заткнула? Она чует, что это не про неприкладное искусство? Или показывает, что это вообще пустой трёп? Вещь в самом деле как бы шутя написана.

    "…с показательных полей несло необычайным ароматом тропиков и полярного лета”.

    Всё свершилось, мол, в советской стране.

    "Было уже темно, когда Василов оторвался, наконец, от своего станка. С ним приключились удивительные вещи. Он послушно стоял у станка, обтачивая металлические ободки для фарфоровых чаш электроприемников. В минуту работы он испытывал необычайное наслаждение”.

    На истерику похоже.

    Из-за чего истерика?

    Из-за предчувствия, что никакого самоуправления не будет в строительстве социализма в СССР.

    "На самом деле, роман Шагинян очень “антисоветская” книга… в СССР инициатива и самодеятельность были заменены директивой...” (https://orlova-center.ru/literature-and-art/miss-mend-shaginyan-kratkoe-soderzhanie/).

    И начался новый экспрессионизм, а не футуризм.

    У футуризма всё же славился прогресс, преодолевая (корёжением натуроподобия) изъяны этого прогресса), а у нового экспрессионизма такой же отчаянный крик, как и у старого. Но у старого это был крик, по Луначарскому, “Боже! Зачем ты нас оставил!”. А у нового это стал крик: “Социализм! Зачем ты нас оставил!”.

    И корёжением натуроподобия теперь стала прелесть, мол, делания вещи.

    Собственно, то же и в “Мистерии-Буфф” (1918) Маяковского.

    И как в старом экспрессионизме подсознательным идеалом было что-то христианоподобное, благое для всех сверхбудущее, так в новом стал в сверхбудущем настоящий (с самодеятельностью, с федерацией федераций) социализм. Практически недосягаемый, как в христианстве Царство Божие на небе с бестелесными душами покаявшихся перед смертью людей (или, кажется, всех бывших людей, прощённых).

    И у обоих экспрессионизмов это был подсознательный идеал, можно предположить.

    Только у старого типа корёжение горькое, а у нового – приторно сладкое.

    Пример горького типа “Бездна” (1901) Леонида Андреева. Когда предметом изображения взято, как на прогулке в лесу после непоказанного читателю изнасилования встреченными хулиганами подруги главного персонажа натуралистически суперпоказано моральное падение его, присоединившегося к изнасилованию, когда те ушли. Этот суперпоказ, подробности можно считать выходом из условности (искусства) в жизнь с её непосредственным и принуждающим воздействием. Ибо из-за повышенной заразительности подробностей на эту тему не принято такое показывать, а читатель не предупреждён, что молчаливый договор будет нарушен.

    Пример вот приторно сладкого типа: "В минуту работы он испытывал необычайное наслаждение”.

    Но.

    Художники ж не могут быть глубокими осознанно. Да и большинство их, собственно, не художники. Сознанию большинства дано, ЧЕМ выражать, даже не думая про ЧТО выражать. Лишь бы новизна была у ЧЕМ.

    Футурист Кручёных:

     

    в позоре бессмысли-

    _ / _ | _ / _

    я жизнь мудреца

    _ / _ | _ /

    до`роги го`лове лысой

    ˄ / _| _ / _| _ / _

    цветы поросят

    _ / _ | _ /

    1913

    Заразительная для творцов “текстовая” новизна.

    В ходе развития наплевательство на духовное ЧТО выражать превратилось в свою противоположность – в славу материальному ЧТО.

    В литературе – факт вместо вымысла. В изобразительном искусстве – любовь к материалу.

    4 марта 2022 г.

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

17.04.2022
14:35

Хотите посмеяться над догматиком?

    Я почерпнул почти полвека назад у Якимовича и Аникста мысль, что каждый стиль имеет формулу идеи, какую стиль выражает. Для Высокого Возрождения в науке об . . .

16.04.2022
11:42

Александр Архангельский за православие

    Я удивился, когда один писатель насмешливо заметил, что я якаю много в своих статьях. Полез проверять – так и есть! Я, правда, сразу понял, почему это, и ему сообщил . . .

15.04.2022
10:09

Душу кошки скребут…

    v Не натянул ли я всё-таки на Машкова пробуддизм (см. тут)? Машков. Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910. В натужной заметке Есауловой, вслед за "плоть торжествует” . . .

11.04.2022
22:50

Облом

    Зарок давать очень определённые характеристики художникам приводит меня то и дело в неловкое положение. Особенно – с художниками-экстремистами. Они из-за . . .

10.04.2022
19:09

Плакать от обиды хочется

    Ну почему у меня нет такой восприимчивости, как у… Вальтера Беньямина? Я этого Беньямина заметил, он мне открыл глаза на некоторые нюансы, когда я занимался . . .

09.04.2022
15:33

Про «Я спросил у ясеня…»

    Я думаю про себя, что я объективный толкователь произведений искусства. А есть целые течения, которые очень легко толковать. Например, гражданский романтизм. В нём . . .

08.04.2022
17:33

Неужели я маньяк? (Про Бродского и про недогосударство Украину)

    Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”? А я всюду хочу протащить влияние . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100