Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.06.2022 |
|
06.06.2022 |
|
05.06.2022 |
Люди с тонкой кожей, которые жили и тужили
|
04.06.2022 |
|
03.06.2022 |
Ох, уж эти мне дзеновские искюсствоведы
|
02.06.2022 |
Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю
|
01.06.2022 |
Возможно, ничего не получится
Сначала, вот, написал этот заголовок, теперь приступаю к самой статье. Люблю себя загонять в угол и выкарабкиваться из него. Как ни мало на меня отзываются читатели, помнится, кто-то поиздевался надо мной за пробуддизм, мол, художников “Бубнового валета” (1911 – 1917). В самом деле, никто, кроме меня, пробуддизма в их творчестве не видел и не видит. Ну или почти никто. Если спросить в Яндексе: “"Бубновый валет" (буддизм | пробуддизм | малочувствие | пассивный демонизм)”, то, кроме меня на первой строке, больше сайтов, содержащих что-то из обоих составляющих вопроса, нет. В Гугле – есть, четыре первых строки: "Советский нонконформизм и наследие русского авангарда https://www.dereksiz.org › sovetskij-nonkonformizm-i-na... ... а именно общества художников "Бубновый валет”, с которым, по-видимому, ... чем демонизмом и предопределенностью своего значения, но, тем не менее, ... . Ночь: ритуалы, искусство, развлечение - Государственный ... http://sias.ru › upload › iblock › 2014_night_240 автор: ЕВ Дуков · 2014 — Ночь – время пассивного отдыха и прежде всего сна. Ночь – вре- ... ("Бубновый валет”, “Кубизм”) искусства: 36,4% мужчин и 63% женщин. 240 страниц . Аксенов И. А. Из творческого наследия. Т. 2. - teatr-lib.ru http://teatr-lib.ru › Library › Aksyonov Люди активного характера стали революционерами, пассивные, созерцатели пустились в ... потом архаическое (Бубновый Валет), потом геометрическое (кубизм). . КорневиЩе-две-тыЩи! Слава Творцу! Свершилось! Останки ... http://library.lgaki.info › Корневище_2000 перекликаются с идеями дзэн (чань)-буддизма. ... выставки в Дюссельдорфе)) ... "Бубновый валет" - художественное объединение в русском искусстве нач. ХХ.”. Придётся посмотреть все четыре: может там не смысловое совпадение, а случайное. * Берём первый сайт. Я твёрдо помню, как меня впервые озарило насчёт пробуддизма “Бубнового валета”. Это были слова: “Холст… с гипнотизирующими взглядами персонажей” (http://virtualrm.spb.ru/ru/node/13899) про “Автопортрет и портрет Петра Петровича Кончаловского. 1910” Машкова. Гипнотизирующие взгляды – это что-то цепенящее, обездвиживающее. А в этом сайте есть похожие слова "Мантия магического”: "Мантия оккультного или, по крайней мере, магического украшает и плечи Немухина, карточные композиции которого (“Композиция с картами”, 1988… Немухин. Композиция с картами. 1987. и “Карточный стол”) восходят к многолетней традиции… Этот лейтмотив был развит художниками-авангардистами, использовавшими карточную символику как в своих картинах… так и в названии одной из главных группировок, а именно общества художников “Бубновый валет”, с которым, по-видимому, связан одноименный коллаж Немухина (акрилик, 1990). Конечно, для Немухина, как для тонкого мастера, для которого очень важны идеи равновесия, веса и симметрии в картине, карты могли быть привлекательны своей четкой прямоугольностью и орнаментальностью в большей степени, чем демонизмом… но, тем не менее, карточные игры на картинах Немухина, в которых отсутствуют игроки, неизменно порождают ощущение загадочности.” (https://www.dereksiz.org/sovetskij-nonkonformizm-i-nasledie-russkogo-avangarda.html). И хоть "демонизм” тут взят не со словом “пассивный”, зато тут есть другие слова, ассоциирующиеся с малочувствием: "идеи равновесия”. * Следующий сайт. – Случайность. Ещё следующий. – Опять случайность. И ещё следующий. – Тоже случайность. А о “Бубновом валете” даже обратное малочувствию написано: "Среди многочисленных художественных групп того времени основатели “Б.в.” выделялись неиссякаемой энергией”. Я авторов этого сборника, помнится, уже ловил на том, что для них не существует нецитируемости, так сказать, художественного смысла, вытекающего из того, что художественный смысл – это содержание подсознательного идеала, который переведён в слова путём озарения, являющегося последействием искусства, а не его непосредственным действием (непосредственно только и чуешь ЧТО-ТО, словами невыразимое, да энергию живописи – она на поверхности). * Теперь – к портрету Лентулова. Лентулов. Женщина с гитарой. 1913. Другие цвета на других репродукциях: Какие б разные ни были б оттенки, ясно одно: грубость и контрасты. Зачем? Процитирую своё давнее озарение: “…нарочитой грубостью письма они выражали… идеал нирваны. Такого, скажем её подвида, как то, что получается введением себя в транс, что ли, от цепкого сосредоточения внимания на чём-то (как это ни трудно, ибо жизнь-то – отвлекать норовит). Вот это отвлечение нарисовано c грубостью, всяким балаганным, площадным. И оно доведено до пародии. Следовательно, отрицается. Так какой результат столкновения таких противоречий? – Загипнотизированность некая. Имеем дело не с образом (иносказанием), а с результатом противочувствий (третьесказанием, скажем так)” (http://art-otkrytie.narod.ru/lentulov.htm). Похож я на напёрсточника? Но это лучше, чем если б не получилось всё объяснить с единой точки зрения. Пробуддизм не от хорошей жизни возникает. Вот Лентулов от неё, нехорошей, и удирал, не осознавая, в нечто противоположное грубостей и контрастов, их пародируя. Немухин на другом отрезке века столкнулся с такой же нехорошестью жизни и тоже убежал в малочувствие, выражая его не третьесказанием, а иносказанием (второсказанием). – Вот некоторые самые характерные произведения, это малочувствие как идеал выражающие. Немухин. Композиция с тройкой бубен. 1993. Бумага, литография, графитный карандаш, карта, коллаж. Немухин. Композиция с картой. 2014. Бумага, смешанная техника. 14 апреля 2022 г.
|
30.05.2022 |
|
30.05.2022 |
|
30.05.2022 |
|
29.05.2022 |
|
28.05.2022 |
Я виноват перед любовницей Кандинского
|
27.05.2022 |
|
26.05.2022 |
В надежде, или На Украине нет-де нацизма
|
25.05.2022 |
|
24.05.2022 |
Предатели России. Второй заход
|
22.05.2022 |
|
21.05.2022 |
Что я называю подрывной деятельностью в России
|
20.05.2022 |
|
19.05.2022 |
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"