TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются. Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих . . .

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

     

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года.

    Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908.

    Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода. 1910.

    То же с другими тонами.

    Горюшкин-Сорокопудов. Старая Русь. 1910.

    Почему горе мне? – Потому что две последние репродукции не остановили б моего внимания, проходи я мимо них на выставке. Но эти три вещи упомянул Манин в своей книге “Русская живопись ХХ века”, том 1 (http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection&id=567). А это крупный искусствовед, раз, и художественный смысл не открывается сразу, два. Вот и вынужден я поступать против непосредственного переживания и разбираться с чужим выбором. Даже если окажется, что в результате удастся что-то внятное сказать о картинах, всё равно остаётся осадок, что картины не понравились было.

    Эти две надуманные, им не веришь. Не потому, что это допетровские времена и чёрт знает, как тогда одевались, и вообще не известно, так ли всё выглядело. Нет, и в те времена снег таял и листья на него падали так же, как и во время сотворения изображения, и в год смотрения на картины зрителем. Но как-то по-мёртвому всё выглядит. Не так, как с первой репродукцией. Там таки как живое: погода, воздух, освещение, пространство…

    Но.

    Это ж плохой вкус – если нравится за то, что как живое. – В общем, горе выморочности какой-то.

    А вы заметили, что я заметил, что после революции это написано? После проигравшей революции…

    Дело в том, что слова Манина о Горюшкине-Сорокопудове как о воссоздающем старину, если вспомнить проигравшую революцию, как-то подходят и к картинам Рябушкина на десяток лет раньше возникшим после поражения народничества (см. тут). – От плохого настоящего бросаются в воспоминания о прошлом.

    Это уже что-то внятное насчёт трёх приведённых репродукций. И новое, пожалуй, Маниным не замеченное. Что в первую очередь пришло на ум, почему я и стал писать о неинтересных мне, в общем, картинах. Впрочем, и это есть горе – опускание до писания о скучном.

    Но нет худа без добра – вот это выражение Вечности в картине “Из века в век” есть ЧТО-ТО, словами невыразимое всё-таки. Пусть попытка выразить словами проникла даже в название. Это не просто Вечность, а Вечность России. В непреходящей прелести её непритязательности, её бедности материальной… при могуществе материальном же… Какая толщина стен… какая неоглядная даль… В двух других вещах это тоже хотелось художнику выразить, да гораздо слабее получилось.

    Манин не совсем попал со своей характеристикой:

    "Менее величественно, более привязано к быту, но красочно и колоритно воссоздал старину Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов (1873-1954). Его картины <…> полны ощущения времени, осязаемого деревянного города теплого, уютного, благоприятного для жизни.

    История переведена в лирический план. Ощущение тишины и покоя, жажда которых, видим, ощущалось в начале века, сообщает произведениям художника задушевность, расходящуюся с напряженностью его времени. Удаление в историю можно рассматривать как уход от современных катаклизмов, но при этом дух истории всегда присутствует в произведениях”.

    Вечность России, по-моему, более верное переживание.

    Оно граничит почти с ницшеанским метафизическим иномирием, к которому у меня слабость – за философичность.

    Поэтому я рад что случай привёл меня вот к этому.

    Горюшкин-Сорокопудов. Ночное. Странник.

    Жаль, дата не находится…

    Я особенно распалился, когда подумал – может, ошибочно – что теплый тон диска и наличие отсветов на облаках уводят это от восхода луны к заходу солнца. Ни день, ни ночь… Вневременье… Ещё дальше, чем Вечность…

    За такую картину, за такой миг о горе, что я обратился к этому художнику, можно забыть. Пусть я и ошибаюсь с его, в общем, направленностью (и он лишь "немножко отдавал дань мистике” по словам коллеги М.Е. Валукина).

    А вообще он много чего, далёкого от Вечности, написал.

    Горюшкин-Сорокопудов. Сталин у гроба Ленина.

    Слева Крупская, наверно.

    Как-то подозрительно нет в окружении гроба тех, кто был репрессирован. Это заставило меня подумать ещё одну рискованную мысль, пользуясь тем, что умер художник в 1954 году, через год после Сталина. – Вдруг он написал эту картину в 50-е годы (когда уже были известны все репрессированные)… – Тогда можно к этой картине приложить такую мысль о бунте к концу 50-х годов против академизировавшегося романтического витализма:

    "…жестикуляционная истерия [этого академизировавшегося] или материальные конфликты превратились в подходящий рецепт для элегантного жеста красоты или эстетического исследования самой материи” (https://natural-colours.livejournal.com/43730.html).

    Жестом красоты тогда окажется это столкновение холодных оттенков фиолетового с тёплыми красного покрывала и жёлтого электрического света вдали.

    И плевать художнику на то, о чём картина.

    .

    Зачем я так рискую? Ведь так зыбко подведение к акценту на красоту…

    Жаль мысли, если она не будет высказана.

    29 апреля 2022 г.

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100