TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


13.07.2022
11:40

Но как я получил по сусалам…

    Искусствоведы, особенно плохие, часто некритически берут некое положение другого искусствоведа. Я пал жертвой этого правила и получил: "Только скользящие по . . .

12.07.2022
09:22

Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?

    Тем, что мировоззрением тем занимаются.

    Сам Соловьёв 5 мая 2022 вывел коллективизм российской цивилизации из того, что полгода тут мороз 30 градусов. Из плохих условий, мол. Другой ему возразил другими плохими условиями – тем, что православные народы оказались под османским игом. Православие-де их спасло в качестве коллективизма. Ему возразили, что Россия не была под османами. Он парировал, что она была долго под игом другим.

    И я подумал, что Андрей Рублёв, родившийся за 20 лет до Куликовской битвы и воспитанный её предощущением, должен был остро чувствовать как беду феодальную раздробленность, а православие – особенно чувствовать как спасительный коллективизм. Тогда и какая-то целокупность его “Троицы” особенно оправдана.

    Сразу стал вопрос, что Троица вообще изобретение христианства. С какой стати? – Может, из-за страшной угнетённости рабством народов в Римской империи? Византия тогда наследник торжества угнетённости, сумевшей противостоять переселению народов. И торжество это отразилось в сохранении веры, веры с Троицей, как неким символом спасительного коллективизма (чтоб был коллективизм надо, чтоб Бог был в трёх лицах).

    И тогда становится кое-что понятным в рублёвской “Троице”, написанной 30 или более лет после Куликовской битвы, при Василии Тёмном, когда "Наступили небывалыя въ Москвѣ смуты, съ ихъ обычнымъ послѣдствіемъ — всеобщимъ нравственнымъ паденіемъ” (Трачевский. Русская история. С.-Пб., 1895). В иконе же искони было средоточие как бы коллективизма: "суммирование зрительного впечатления” (Успенский. В кн. Жегин. “Язык живописного произведения”, М., 1970. С. 15), коррелята коллективизма. Именно:

    "Это относится <…> к общей системе картины, когда суммируется в одно взгляд зрителя изнутри (проявляющийся в формах второго плана картины) и внешний взгляд, взгляд снаружи (формы первого плана” (Там же. С. 26).

    Если учесть, что "…имеются основания считать, например, что действие, изображаемое в древней русской иконе на фоне здания (храма), могло мыслиться как происходящее в действительности внутри этого здания. При этом здание изображается с его внешней стороны, а не изнутри (как это требовалось бы по более поздним композиционным нормам) — то есть в том же общем плане, с той же точки зрения, что и фигуры перед зданием” (Там же. С. 28-29).

    Тут я бросился к Библии смотреть эпизод с Троицей.

    "4 …и отдохните под сим деревом…

    8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели” (Быт. 18).

    Нет. не в шатре они сидели, а под деревом. Но это и не важно. В рублёвской “Троице” дерево тоже есть.

    Рублёв. Троица. 1411 год или 1425—1427.

    Вот и смотрим теперь. Что на первом плане? – Замыкающие стенки сидений для левого и правого Ангела. Это явно "взгляд снаружи” на происходящее. А что на дальнем плане? Дом и дерево, под которым, по Библии, сидит Троица. Это явно "взгляд зрителя изнутри”.

    Вот перед нами и явилось "суммирование зрительного впечатления”. Символ единения, что есть суть сути православия и русскости.

    У Соловьёва там как-то и мусульманство прицепили, раз Россия – великая мусульманская страна. Но как-то вскользь и, по-моему, слабо мотивировано. Оно, вроде, в прошлом было религией преуспевающих стран, а не угнетённых.

    Теперь так. Чем бросается в глаза икона? – Резким отличием изображённого от сцены по Библии.

    Что в Библии?

    Бог явился к Аврааму в 18-й главе обманщиком. Ибо в 17-й главе Он обещал ему:

    "5 Я сделаю тебя отцом множества народов;

    6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;” (Быт. 17).

    А что на самом деле? – Пшик. Аврааму 99 лет. Бог ушёл. И ничего обещанного не сделал. Сара не зачала. И вот опять Он явился.

    Так в библейской сцене – уравновешено духовное и материальное. Духовное – Авраам не перестал верить, что выразилось в исключительном гостеприимстве его. А материальное – та еда, которую выставил Авраам:

    "8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели” (Быт. 18).

    И где на иконе эти яства? – Нет их. Как и самих Авраама под деревом, Сарры, выглядывавшей из шатра, и отрока, заколовшего телёнка вдали. Где на иконе процесс еды? – Нет его. На иконе преобладание духовного. Того, чего не было на Руси в наличии при Василии Тёмном. Тем не менее Рублёв настаивает на примате духовного. То есть им двигал идеал типа трагического героизма. Как Высоцкого пять с половиной веков спустя, глотку рвавшего, чтоб народ проснулся к гражданской жизни, как он жил в недавней войне, как Рублёв “звал” народ, “напоминая” о недавней Куликовской битве.

    Это далёкая ассоциация с минимумом еды в чаше. Отчего можно предположить, что идеал типа трагического героизма не был дан сознанию иконописца. И тогда перед нами произведение не прикладного искусства, призванного усиливать (акцентом на духовность по сравнению с библейской сценой) религиозное переживание триединства Бога, в общем-то знаемое, а произведение искусства неприкладного, выражающего для Рублёва ЧТО-ТО невыразимое, помимо обычного, триединства.

    Если склонённость фигур друг к другу воспринимается потомками как натурный образ единства народа перед лицом монгольского ига, продолжившегося, несмотря на победу в Куликовской битве, то Рублёв за такую ассоциацию не отвечает. Это – путь наименьшего сопротивления в приобщении к иконе. Это модернизация. У Рублёва ассоциации длиннее.

    Но вообще такие прорывы иконописи в неприкладное искусство должны быть редкостью в эпоху господства канона. Впрочем, и в любую эпоху неприкладное искусство – редкость. Но, вопреки этому, когда говорят об искусстве, молчаливо предполагают, что имеют в виду неприкладное, выражающее ЧТО-ТО, словами невыразимое, т.е. авторский подсознательный идеал, официальным искусствоведением не признаваемый в качестве существующего. – Такой вот парадокс. – Хорошо хоть, что художники тихонько себе знают, что нечто, словно Бог, их посещает иногда.

    Чудо что эта икона так прославилась. Ведь времена Василия Тёмного кончились. Через полвека было стояние на Угре, монгольское иго кончилось. А актуальность единения что: так и не исчезла? – Ну, разве что…

    6 мая 2022 г.

11.07.2022
20:43

Обнаглел

    Последние несколько недель я занимаюсь тем, что беру из списка принимаемых в Третьяковскую галерею художников современного искусства очередное имя, разыскиваю, . . .

10.07.2022
17:42

На автомате

    Наткнулся на симпатичное стихотворение. Эпиграф к нему – пушкинское “Что в имени тебе моём?”. "Написано 5 января 1830 г. в ответ на просьбу красавицы польки . . .

07.07.2022
14:16

О-за-дачен

    Я был так благополучен, когда лично обнаружил искажения пространства у Сезанна (искусствоведы как-то это словом “искажения” не называют). Я думал, что . . .

06.07.2022
19:52

Был такой художник – Домашников

    И есть у него одна картина, совсем не домашняя по пафосу. Другие тоже о том событии картины писали, но ни один не написал такую… мистическую. В связи с нею мне . . .

05.07.2022
19:02

Украина чему учит? – Не торопись!

    Недавно я открыл для себя новый вид экспрессионизма. Если у старого корёжение натуроподобия было горькое, так сказать, то у нового оно приторно сладкое. Вот . . .

04.07.2022
21:25

Интеллигент – это непониматель

    Чрезвычайное мало коснулось меня в жизни. В войну я был слишком мал. Мама говорила, что я не понимал, зачем при бомбёжке надо выбегать из дома и падать на землю под . . .

03.07.2022
23:04

Вот что это такое?

    Я должен повиниться: всё чаще начинаю писать, не зная, что писать. Расчёт не на авось, а на то, что повторится чудо прошлых подобных случаев: раз имя художника . . .

02.07.2022
09:37

Какой кошмар на российском ТВ

    У меня в семи статьях громится Марк Захаров (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). А на российском ТВ дело плохо (см . . .

30.06.2022
14:07

Все названия для статей исчерпал

    Я не смог в интернете найти слова Луначарского 1906 года о пролетарском реализме, о пролетарском искусстве, от которых-де произошёл термина социалистический . . .

28.06.2022
16:35

Однажды сам Пушкин пролетел

    В этот раз у меня не будет новизны. Я просто проакцентирую написанное Ю. Манном в 1988 году в его книге “Поэтика Гоголя”. Новым будет только нюанс, что он, Манн, . . .

27.06.2022
16:41

Горе мне: за Горюшкина приходится браться

    Вот, что он написал после поражения революции 1905 года. Горюшкин-Сорокопудов. Из культа прошлого (Из века в век). До 1908. Горюшкин-Сорокопудов. Московская слобода . . .

26.06.2022
09:20

Из письма художнику

    До меня вдруг дошло, почему вас потянуло в фэнтези. Ведь "отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и . . .

25.06.2022
19:56

Укр Виктор Костенко

    Хочется как-то по-своему отреагировать на заметку, которая меня заставила заплакать – “Что стало с Бабушкой с Красным флагом". Они таки стали другой нацией . . .

24.06.2022
16:16

Ну как не тосковать?!

    Я не знаю, как доказать, что художник творит нехудожественное. Наверно, я б смог это сделать, если б родился и воспитывался в какой-нибудь семье художника или . . .

22.06.2022
16:25

Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»

    Почему? Потому что Панфилов переврал повесть Солженицына 1959 года. У Солженицына главный герой какой-то колхозник, наверно, почти ни за что севший и очень неплохо . . .

19.06.2022
17:23

Как рождался формализм в живописи

    Это началось с Проторенессанса. До него изображали суть – духовные перипетии из Евангелий и апокрифов. Вот, например, как выражалась суть беспорочного (в . . .

18.06.2022
18:23

Почему у меня не бывает плагиата в принципе

    Едва ли не каждая моя статья является спором с кем-то. С литературо- или искусствоведом, знаменитым или, наоборот, совершенно ничтожным, самого себя никаким ведом . . .

16.06.2022
09:25

Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал

    И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100