Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
13.07.2022 |
|
12.07.2022 |
Чем хороши вечера с Владимиром Соловьёвым?
|
11.07.2022 |
|
10.07.2022 |
|
07.07.2022 |
|
06.07.2022 |
Был такой художник – Домашников
|
05.07.2022 |
Украина чему учит? – Не торопись!
|
04.07.2022 |
Интеллигент – это непониматель
|
03.07.2022 |
|
02.07.2022 |
|
30.06.2022 |
Все названия для статей исчерпал
|
28.06.2022 |
|
27.06.2022 |
Горе мне: за Горюшкина приходится браться
|
26.06.2022 |
|
25.06.2022 |
|
24.06.2022 |
|
22.06.2022 |
Я не буду смотреть фильм «Один день Ивана Денисовича»
|
19.06.2022 |
Как рождался формализм в живописи
|
18.06.2022 |
Почему у меня не бывает плагиата в принципе
|
16.06.2022 |
Пролетел: об одной и той же картине по-разному написал
И что теперь делать? Покаяться – мало. Истина-то в чём? Сперва я (см. тут) написал, что подсознательный идеал – соединение несоединимого, а через 9 лет, тут – что брезжит будущее метафизическое иномирие ницшеанства. Словом “брезжит” попытался смягчить раздрай… Но это беспринципно. Наверно, от перечитывания этой разноголосицы у меня в глубине души зародилась надежда раздрай прекратить, вот я и начал данную статью писать, совершенно не зная, как прекратить. Обожаю рассеивать туман в собственной голове… Надежду подают слова из первой по времени статьи: "Нетрудно показать на примере современных Джотто миниатюр, фресок или пластических декораций к северу от Альп наличие мотивов, в которых конкретная действительность изображена вернее, чем у Джотто, с его такими далекими от действительности скалами, деревьями или обобщенными архитектурами. Зато у Джотто все приобретает новую, художественную, только слабо связанную с действительностью фактичность и убедительность. Его современникам должно было представляться волшебством, когда великий художник развертывал перед их глазами — на основании старых священных рассказов — некое новое бытие и жизненный процесс, где из сырого материала чувственного опыта создавались новые формы и соответствия! По отношению к случайностям повседневной действительности эти последние должны были представляться как откровения небывалых типических истин и взаимоотношений, лежащих в основе чувственного восприятия. Они делали возможным перенесение рассказа в сферу более углубленной и ясной передачи господствующих в природе формальных сил и причинных норм их взаимосвязи” (Дворжак. История искусства как история духа. С-Пб. 2001. С. 152). Смотрим на продукцию к северу от Альп. Большие французские хроники. 13–15 вв. Деревья почти как натуральные деревья, каменистая скала – тоже. А у Джотто? Джотто. Стигматизация Св. Франциска. 1288. Деревья (в горошек) менее натуральны, скала – ещё менее, айсберг какой-то. Но. У француза скала как-то менее убедительно удалена от человеческой фигуры, чем у Джотто. То есть Джотто что: нарисовал пространство, на что француз не посмел покуситься? У француза действие происходит в иррациональном пространстве какого-то духовного единства строителей, наверно, церкви с тем, во имя Кого эту церковь строят. Перед нами порыв. Возможно, нечто похожее на другой французской миниатюре XIII века. Житие святого Юстаса повествует, что он, живший в первом веке, первоначально носивший имя Плацида, обратился в христианство после чуда. Во время охоты между рогами оленя, которого он преследовал, появился крест (в иллюстрации – видение церкви {художник не подумал, что в первом веке молитвенные дома не выглядели храмами}), и божественный голос воззвал к нему. – Здесь, в миниатюре, пространство тоже иррационально под влиянием выражения религиозного озарения. А у Джотто духовное общение Св. Франциска с шестикрылым серафимом (приобщающем святого перед смертью к тем страданиям и любви, во имя которой страдания переносились Христом при казни), - это духовное общение, этот порыв происходит в рациональном пространстве, которому безразлично происходящее на его фоне духовное. В этом рациональном пространстве другое господство, чем духовное, - господство "формальных сил и причинных норм”. Есть ближе, есть дальше… Пусть здесь ещё не природа (она ненатуральна, сфантазирована – было б оскорблением веры, если б она была натуральна), не архитектура тут соответственно – пусть. Но начало движения к естественному произошло! Какое, к чёрту, тут будущее метафизическое иномирие ницшеанства? Нет! – Соединение несоединимого тут. И оно такое осторожное у Джотто не из-за боязни гнева церковнослужителей, а из-за не данности этого идеала сознанию художника. 22 апреля 2022 г.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"