TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.01.2024
22:31

Обожаю, когда я себя не понимаю

    Тогда я беру, начинаю в себе разбираться публично. И получаю от этого удовольствие. Этакий человековед. Чтоб иметь право выставлять самокопание на публику, я его . . .

27.01.2024
17:43

Пластов однажды вырвался из выражения просто радости жизни

    Это случилось в 1944 году. Именно тогда он задумал такую картину. (Рисовал её долго.) Пластов. Весна. 1954. И, кто меня знает, знает, что для меня дата создания картины . . .

19.01.2024
15:45

Пути Господни в варианте художника – исповедимы

    У меня был один замечательный товарищ. (Уже умер.) Он был пронзительно умный и тонкий, имею в виду эстетический вкус. Впрочем, я было думал его звать наказывать . . .

14.01.2024
22:29

Я жил и живу в околокоммунизме

    В творчестве, если одним словом. Мне только ясно это стало не очень давно. А лучший товарищ мне прямо об этом говорил полвека назад: “Галилей тогда, получается, . . .

12.01.2024
22:46

Новая тенденция: использовать модную критику либералов во власти для проталкивания вперёд патриотов, мол

    Кто меня знает, знает, что у меня постоянный голод: о чём писать. Как-то мало произведений неприкладного искусства, т.е. с недопонятностью, чтоб мне быть полезным, . . .

10.01.2024
23:07

Может, дурновкусие, но мне нравится

    И я нашёл слова – Пушкина – которые соответствуют, по-моему, этой картине. Быков. Родина. 1973. "Нет сомнения, что схизма (разделение церквей) отъединила нас от . . .

09.01.2024
21:00

Как трудно ловить высококультурных предателей России на передёргах

    Я с 2012 года на своём сайте в тетради “Дневник” коллекционирую личные и железные разоблачения разных известных людей и организаций, когда они врут. Но с началом . . .

05.01.2024
22:34

Миг – и этого больше никогда не будет…

    Я смутно мучаюсь. У меня раз за разом получилось, вот, что ницшеанство – это дорога русских творцов к предательству России. Гребенщиков, Макаревич – ницшеанцы… . . .

03.01.2024
19:23

Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?

    Оба – истины ради! Исходные позиции. Филатьев ненавистник Великой Октябрьской революции. Считает Маяковского её подпевалой, замаравшим себя работой с ГПУ и… с . . .

03.01.2024
12:11

Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)

    Ну что поделать? Мне пока не удаётся добраться до самой-самой глубины. Попробую подойти с абстрактной стороны. Ведь искусствоведам не может быть не известно, что . . .

02.01.2024
22:20

Задача искать корни предательства России взывает…

    Взывает к копанию на большой глубине психики. Там, где сходятся крайности. Ницшеанство в искусстве я открыл для себя случайно (в СССР же оно замалчивалось; но не . . .

31.12.2023
20:06

Не одолевает ли меня предателемания?

    Взявшись искать корни предательства России некоторыми деятелями культуры я рискую впасть в перегибы. Похоже, что первый – в предыдущей статье. Я бодрый голос . . .

29.12.2023
22:55

Бедная Пересильд

    Вот, что она сказала о фильме “Вызов” (2023): "Для чего? – Чтобы прийти туда с чистым сердцем и совершить это космическое путешествие с нами. Действительно есть . . .

23.12.2023
20:53

Предатели России оставляют всё же русский след

    Он состоит в нечестности. А та – от неглубокого вживания в ценности нерусские, в западные, в исключительность, высшее положение относительно других людей . . .

20.12.2023
14:32

Фильм от Пригожина

    Пригожин в числе 5-ти продюсеров. Я о фильме услышал из ролика, который мне предложила лента при поисковике, среди такого текста: "ЧВК “Вагнер” никакая не . . .

18.12.2023
15:40

Продолжение предыдущей грустной статьи

    Вот с этим стану спорить: ""Мои работы просты [пишет Тимур Новиков] – они не загружены информацией, - отдых - вот, что я стараюсь дать зрителю… (Этот текст был . . .

17.12.2023
15:08

Боже! Как это грустно…

    Видеть полную несостоятельность искусствоведов. И – только из-за того, что им неведома теория художественности по Выготскому, следствие из которой, что художник . . .

02.12.2023
18:35

Только ли прикол? (Против формализма Елизаветы Лихачёвой)

    "…Борромини предъявляет свои главные качества как архитектора: безупречное владение приёмами, позволяющими обмануть законы человеческого восприятия… и, собственно говоря, именно это рождает ту культуру барочную, которая – есть такой чудесный термин 18 века называется кунстштюк – перевести… немецкое слово… э, значит, перевести, наверно, можно как прикол” (Лихачёва. https://yandex.ru/video/preview/9235867911314689610).

    Яркий пример перекоса искусствоведения в формализм: приём рождает культуру.

    Тогда как её рождает дух времени, не осознаваемый автором.

    Это как ограничиться мыслью, например, что каждый человек живёт с целью как можно дольше прожить до смерти, тогда как у каждого есть неведомая ему цель обеспечить вечную жизнь своего вида – гомо сапиенс сапиенс.

    Речь у Лихачёвой идёт о садовой галерее палаццо Спада.

    Борромини. Галерея палаццо Спада. 1632—1638.

    "По тогдашней моде обязательно нужен при дворце какой-нибудь парк. Пространства для парка у Спада нет. Покупать землю они не могут себе позволить. Тогда они приглашают Франческо Борромини. И Борромини строит садовую галерею палаццо Спада… Он строит это пространство, визуально удлиняя пространство двора и сада, который якобы за ним находится. Когда вы стоите на этой точке и смотрите на эту арку, вам кажется, что галерея длиной 35 метров. На саммом-то деле галерея длиной 8. 8 метров 82 сантиметра, если точно…

    Достигается эффект 35-ти метров довольно просто. Опускается потолок, поднимается пол” (Там же).

    "Статуя, которая стоит в самом конце этой перспективы, она на самом деле, как любая античная скульптура, обладает качеством монументальности,

    то есть в зависимости от того, с какой… нам кажется, что она больше, чем она есть на самом деле…

    Мы предполагаем, что эта колона, та колона, которая находится в конце галереи, того же размера, что колона, которая в начале галереи. И эти фокусы визуальные позволяют создать пространство, которое визуально раздвигает маленький дворик, который действительно очень маленький” (Там же).

    Ну, не знаю… Не стыдно ли повторять давно известное в собственной лекции, не оговаривая эту известность?

    Но самое страшное это "рождает”. Когда рождает, если и не религиозная война Контрреформации с Реформацией (шедшая 100 лет и всем надоевшая) – в Риме военных действий не было – то, по крайней мере, Контрреформация, о которой Лихачёва ничего по сути не сказала:

    "…во многом это накладывается на процесс Контрреформации, который идёт в католической церкви. И барокко, по идее, призвано – как бы время его призывает к тому, чтобы стать воплощением нового отношения католической церкви и окружающего мира, воплощением в архитектуре новой идеологии, католической идеологии. Она теснейшим образом связана с идеологией, которую разрабатывали иезуиты” (Там же).

    По тону Лихачёвой Борромини принимает Контрреформацию. А по Якимовичу художники не принимали ни войну, ни чью-то сторону.

    Ну в самом деле, что хорошего для обычного человека, не так уж погружённого в религиозную жизнь, иезуитский принцип: цель оправдывает средства? Надо обмануть – обману.

    Нет, в сознании Борромини была задача, как, не прикупая земли, сделать двор заказчика как бы больше. Но есть же подсознательный идеал.

    "Барочный художник именно играет в своё искусство, лучшего слова здесь не подберёшь. Но надо его уточнить, потому что наше обыденное понимание “игры”, подчёркивающее в ней прежде всего “несерьёзность”, здесь не годится. Конечно, мастер итальянского барокко верит в бога, но верит не так, как средневековый [и как иезуит верит]; его вера не замкнутая, не довлеющая себе, не абсолютная, не “иконная”, а <…> на грани безверия и разочарования [столько крови пролили в религиозной войне]" (Якимович. Советское искусствознание ʼ76. Том 2. М., 1977. С. 106).

    "Все вы врёте, и католики, и протестанты! Католики с этим иезуитством-обманом – точно!” - как бы кричит Борромини. Он потому и покончил с собой довольно скоро.

    Не согласитесь ли, что проговоренные (так надо, общепринято), а не прочувствованные слова Лихачёвой: "связана с идеологией, которую разрабатывали иезуиты”, - пустые. Как связаны? Что если ненавистью? От которой умереть хочется.

    А уж если б была связь не так глубока, а "как прикол” (что Лихачевой явно больше нравится {"по идее” в её устах звучит иронически}), то и нечего было б Борромини кончать с собой.

    2 апреля 2023 г.

     

01.12.2023
16:57

Ей богу, что-то брезжит насчёт национальной идеи

    Наталкивают страдающие за Россию её предатели, побежавшие вон от её централизма в менталитете из-за начавшейся СВО на Украине. А теперь вот, смотрите какой . . .

30.11.2023
14:49

Почему это не порнография

    Герда Вегенер. Сатир и нимфа. Из серии “Удовольствия Эроса”. 1917. Гравюра. Потому что элементы гравюры более или менее хорошо укладываются в формулу . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100