TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


31.12.2023
20:06

Не одолевает ли меня предателемания?

     

    Взявшись искать корни предательства России некоторыми деятелями культуры я рискую впасть в перегибы. Похоже, что первый – в предыдущей статье. Я бодрый голос лекторши, искусствоведа Екатерины Андреевой, связал с её, мол, уверенностью, что колоссальное натурокорёжение, продолженное художниками после Второй мировой войны и длящееся по сей день, это простое выражение осознаваемого идеала Свободы, - Свободы, которой не было в СССР и нет в РФ.

    Но вот я стал читать её книгу "Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века” (2011) и вижу, что это не так.

    Скажу больше: она совпадает с моим пониманием философского ницшеанства как бегства ултраразочаровавшегося супериндивидуалиста из Этого скучного-прескучного мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

    Что у неё не так – это неразличение коллективистских корёжащих (экспрессионистов, дадаистов) и индивидуалистских, иным словом ницшеанских (постимпрессонистов, фовистов, кубистов, абстракционистов, супрематистов). Все пессимисты. И не отличает она их от других корёжащих, прямо детских оптимистов (футуристов), которым единственным я не отказываю именоваться авангардистами, потому что только их идеалом был прогресс в скором будущем (а корёжение было из-за душераздирающих недостатков прогресса). – Для Андреевой же они все авангардисты. Более того, она в ту же компанию включает мало корёжащих коллективистов (символистов) и супериндивидуалистов (стиль модерн). И то, что перекликается с моим иномирием ("Ничто”, “Нуль”) она приписывает всем, кого называет авангардистами. А я – только ницшеанцам.

    Так я хоть тому радуюсь, что впрямую эту выражаемую художниками сверхстранность она называет совсем определёнными словами. А не намёками, как Шалыгина в 1997 году (у которой и я почерпнул своё иномирие).

    Ещё меня в Екатерине Андреевой огорчает, что для неё не существует подсознательного идеала автора, ЧЕГО-ТО для восприемника, словами невыразимого. Существовал бы – не смешивала б так все “измы” в авангардизм.

    Я же запросто могу, например, Малевича считать имеющим осознаваемый коллективистский идеал анархии (это то, какое управление будет – общепринято – при коммунизме: самодеятельное в малых коллективах, объединяющихся максимум в федерацию федераций, по Прудону; и тут Малевич – социальный революционер, против капитализма), а при этом считать его имеющим и супериндивидуалистский подсознательный идеал философского ницшеанства – метафизическое иномирие, не данное его сознанию.

    Я вычитываю у Андреевой, что он в 1905 году участвовал в баррикадных боях, и это не режется с его осознаваемым идеалом.

    Она пишет, что его "геометрические декорации и костюмы” участвовали в футуристическим спектакле “Победа над Солнцем” (1913). И это запросто встраивается в футуристическую веру в революцию в технике, в технический прогресс как образ социального прогресса: электричество будет светить людям вместо солнца. И ряд ассоциаций: техника → её преддверие: чертёж → геометрия, - вдохновляют сознательного революционера Малевича. А революция социальная какие имеет изъяны, из-за которых, её славя, надо закусить до крови губу – корёжить (геометризируя всё): первый изъян, что она может потерпеть поражение (как и случилось), второй, что тянет её предать (как и случилось со многими), третий, что её трудно повторить, раскачать себя (что тоже было фактом).

    Андреева не акцентирует, что Малевич не рисовал тогда для супероптимистичной сцены пессимистичный чёрный квадрат, а предпринял впоследствии шаги уверить, что тогда-то чёрный квадрат впервые и появился. А я его непоследовательность акцентирую и объясняю его внутренней раздвоенностью. Подсознательный идеал тянул его вообще в иномирие, а не в драку за возвращение революции. И он сам себе не отдавал отчёт, что с ним творится.

    И зря Андреева верит "в интертекстуальные предзнаменования” для именно супероптимистичной “Победы над Солнцем” – "абсолютно черный куб – карета мрачного старца Аполлона Аполлоновича Аблеухова” из “Петербурга” (1912-1913) Андрея Белого, здесь – ницшеанца. Этот куб – для выражения отвращения ко всему-всему на Этом свете Андреем Белым, повторяю, бывшем ницшеанцем в те годы. И не мог этот куб питать супероптимистическое сознание Малевича.

    Зато, если в словах про корёжение подразумевать не оптимизм скорой победы Прогресса в футуристическом закусывании губы до крови, а подразумевать оптимизм придания таки образа принципиально недостижимому иномирию, то браво, Екатерина Андреева:

    "Мимо осей рождавшейся в эти мгновения мировой абстракции ложились все “вещные” и в силу этого недолговечные предметные формы мира. К их дроблению и исчезновению, расширяясь от предмета в материю поля – времени и энергий, света и цвета, – вела…”.

    …не "революция авангарда”, а эволюция ницшеанства. В супрематизме уже нет предметов (геометрическая фигура не предмет), остались только одно-два признака пространства: ближе и дальше.

    Соответственно – с названием выставки “0, 10”:

    "…расшифровывается как “выход за нуль творчества”, за “уродство реальных форм” в беспредметное будущее искусства, который осуществляют участники выставки, отряхнув обнуленный прах старой культуры”.

    А вот к предъявленным Андреевой словесным излияниям Малевича по поводу “Чёрного квадрата” вроде:

    1) "…живым царственным младенцем, дитём четвертого измерения и восставшим Христом” (1915);.

    2) "…если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства в новом пути сегодняшнего начала” (1920);

    к таким словесным излияниям автора вне своего произведения надо относиться, как и всегда: как к вспомогательному материалу, например, здесь – как к иллюстрации, как сознание автора вмешивается и спутывает адекватное впечатление восприемника от самого произведения.

    Странно, что Андреева не знает, такого научного принципа подхода к словами автора вне своего произведения.

    Можно ли ей верить про "двух последователей – И. Клюна и М. Менькова”?

    Чтоб разбираться, надо сказать, как я понимаю эволюцию супрематизма у Малевича.

    Сперва он бесконечно повторял прорвавшееся из его крайнего отчаяния от Этого мира открытие частичного метафизического иномирия: предметов уже нет (геометрические фигуры одного цвета это не предметы), но от Этого мира осталось ещё пространство (есть ближе и дальше). Это – образное приближение к выражению иномирия. А в “Чёрном квадрате” Малевич воспарил до катарсического выражения.

    Что такое катарсис? – Формульно: сочувствие 1 + сочувствие 2 = возвышение чувств 3 (катарсис). Тут: 1 – что-то замалёванное, всё, что до сих пор рисовали, 2 – то, чем замалёвано, отрицание (раз такое простое и чёрное) всего, что до сих пор рисовали, 3 – метафизическое иномирие, не имеющее ничего общего с Этим миром.

    Дальше в супрематизме развиваться некуда. Какие могу быть последователи?

    Клюн. Супрематизм. 1916.

    То, что жёлтое, частично проникает под часть синего, означает, что в синем есть разрез. Это как бы два листа цветной бумаги, один из которых имеет разрез. То есть это уже не непредмет, как у Малевича, а всё же предмет. То есть это отступление в силе выражения иномирия даже от начальных работ Малевича в супрематизме.

    Клюн. Супрематическое исследование. Цвета и формы 1917. Картон, масло.

    Прорывается ли тут Клюн дальше от предметности, чем первоначальный супрематист Малевич?

    Если перед нами не брак репродуцирования, то какая-то необъяснимая затенённость есть вверху и внизу листа картона. Вверху в эту затенённость проникает кусочек жёлтого. Слева подобный кусочек жёлтого оторван, чтоб не болтался за пределами картона. Всё жёлтое сложноустроено: 1) обводка контура чёрной тонкой линией и 2) локального жёлтого цвета середина фигуры. – Впечатление, что перед нами проакцентирован факт изображённости чего-то. Это прошлёп в выражении метафизического иномирия? Или это образное выражение принципиальной неизвестности, что изображено? А принципиальная неизвестность – сама по себе есть образ иномирия? Ибо она принципиально неизвестна только в Этом мире?

    Как-то невнятно.

    И вот такие отступлени от Малевича: то от сплошности непредмета, то сухой простоты его, то от определённости непредмета

    Клюн. Супрематизм. 1917 год. Графика.

    (что произошло с зелёным прямоугольником при пересечении границы круга внизу справа? то же – с оранжевым вверху справа?), то

    Клюн. Пространственные диагонали, графика.

    оранжевая невещь обнаруживает такое вещное свойство, как прозрачность. И т.д. и т.п.

    Что-то не видно приближения относительно даже первоначального супрематиста Малевича к выражению метафизического иномирия.

    То же – с Меньковым.

    Нельзя Андреевой верить на слово? Не последовали Клюн и Меньков за Малевичем.

    Зато как она красиво говорит об иномирии:

    "Сознание самого художника <…> находит в беспредметности <…> картину снявшей конечность отдельного существования и так победившей смерть бесконечно изменяющейся Вселенной”.

    А ведь как много творцов стали ницшеанцами именно из-за острейшего неприятия смерти в Этом мире – Чехов (из-за своей чахотки), Нестеров (из-за смерти жены), Акутагава (из-за наследственной психической слабости)…

    Ну и я, конечно, не стану цитировать бесчисленные отступления Андреевой вообще от иномирия как квинтэссенции духа Малевича.

    Её непоследовательность я уже не могу объяснить.

    21 апреля 2023 г.

29.12.2023
22:55

Бедная Пересильд

    Вот, что она сказала о фильме “Вызов” (2023): "Для чего? – Чтобы прийти туда с чистым сердцем и совершить это космическое путешествие с нами. Действительно есть . . .

23.12.2023
20:53

Предатели России оставляют всё же русский след

    Он состоит в нечестности. А та – от неглубокого вживания в ценности нерусские, в западные, в исключительность, высшее положение относительно других людей . . .

20.12.2023
14:32

Фильм от Пригожина

    Пригожин в числе 5-ти продюсеров. Я о фильме услышал из ролика, который мне предложила лента при поисковике, среди такого текста: "ЧВК “Вагнер” никакая не . . .

18.12.2023
15:40

Продолжение предыдущей грустной статьи

    Вот с этим стану спорить: ""Мои работы просты [пишет Тимур Новиков] – они не загружены информацией, - отдых - вот, что я стараюсь дать зрителю… (Этот текст был . . .

17.12.2023
15:08

Боже! Как это грустно…

    Видеть полную несостоятельность искусствоведов. И – только из-за того, что им неведома теория художественности по Выготскому, следствие из которой, что художник . . .

02.12.2023
18:35

Только ли прикол? (Против формализма Елизаветы Лихачёвой)

    "…Борромини предъявляет свои главные качества как архитектора: безупречное владение приёмами, позволяющими обмануть законы человеческого восприятия… и, . . .

01.12.2023
16:57

Ей богу, что-то брезжит насчёт национальной идеи

    Наталкивают страдающие за Россию её предатели, побежавшие вон от её централизма в менталитете из-за начавшейся СВО на Украине. А теперь вот, смотрите какой . . .

30.11.2023
14:49

Почему это не порнография

    Герда Вегенер. Сатир и нимфа. Из серии “Удовольствия Эроса”. 1917. Гравюра. Потому что элементы гравюры более или менее хорошо укладываются в формулу . . .

17.11.2023
23:38

«…плохая попытка поставить "советское" кино»

    Это слова из одного отклика на сериал “Заполярный вальс” (2023) Герчикова. Аж завидно, что я теперь буду не первый, кто станет писать про “советское”. Оно мне . . .

11.11.2023
15:10

Поэтесса Татьяна Вольткая и искусственный интеллект дзена

    Общее между ними в том, что оба умеют делать ошибки. Но в дзене на ИИ можно пожаловаться в администрацию (у меня был случай), и там разобрались и вернули статью из . . .

08.11.2023
21:53

Не оставляет меня беспокойство о предательнице России Вольтской

    Я уже два стихотворения её разобрал. Получилось, что они оба – прикладное искусство (т.е. второсортное, как по мне, ибо не неприкладное, выразившее ЧТО-ТО, словами . . .

07.11.2023
12:57

Сходство и различие азовцев и вагнеровцев

    Я грешен. Не имея официального образования, искусствоведческого или литературоведческого, я посмел принять за верные несколько теорий. Хуже того. Я их подправил . . .

06.11.2023
22:27

Украинский промах

    Про детей из детских домов, вывезенных из Украины из зоны военных действий в Россию. "Львова-Белова: …Много моментов, связанных с образованием. Потому что . . .

31.10.2023
21:50

Шаблон. Но всё равно действует

    Не знаю, что это за свойство души… Получать какое-то удовольствие от повторения. Сперва бытовой пример. Когда я был покрепче, я по утрам гулял к морю. Оно близко – . . .

30.10.2023
13:09

Я обиделся за поэтессу, предательницу России

    За Вольтскую. Мне написали: "И зачем тут стихи инфантильной барышни...”. А я счёл, что, хоть разобранное мною стихотворением (см. тут) и является второсортным (по . . .

29.10.2023
22:38

Что меня смущает в стихах иного предателя России

    Вот это оперирование в близком кругозоре. . Жена когда-то со смехом сказала мне: “Да ты вождь!” – Это было после очередного моего подвига: достал что-то, хоть была . . .

28.10.2023
16:09

Про открытие, о котором я вчера узнал или …и получаю от себя ответ. Сразу или погодя

    Каждый, наверно, видел в облаках фигуры. Я запомнил первый, наверно, случай со мной. Это было в пионерском лагере. Лет 11 мне было. Мы вышли на поле, я глянул вверх, и… . . .

27.10.2023
12:39

Нарываюсь снова и снова

    До распространения сведений необходимо проверить их на достоверность и по возможности все зафиксировать. Комментарий к ст. 207.3 УК РФ Так, наверно, тянет . . .

24.10.2023
13:19

Но какая искренность!

    Я, наверно, здорово предвзят к гражданам Украины… Это при том, что про себя я думаю, что ежедневная привычка отказываться от себя ради истины при попытках . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100