TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.08.2018
10:33

Фаюмские портреты и иконы.

    Как всё незаметно перетекает из одного в другое… Римские оргии – это гедонизм. Наслаждение жизнью. Боязнь смерти. Но есть аристократы. Им противно чего бы то ни . . .

11.08.2018
14:10

Апокалипсис, ветренная Свобода и постоянный Традиционализм.

    Кто меня читал ранее, знает, что я пытаюсь определять в произведениях искусства, что там рождено от подсознательного идеала, а что – от сознательного. Иными . . .

11.08.2018
13:36

Прав ли художник Владимир Крылов вне своих картин?

    "Волновые структуры могут нести в себе как физиологические компоненты, так и компоненты более высокого уровня – духовные компоненты” (http://www.colisart.ru/news/124.html . . .

05.08.2018
16:37

Это великое дело проверки.

    Можно, я начну издалека? Идею синусоподобного изображения превращения идеалов друг в друга я узнал из статьи Прокофьева “Фёдор Иванович Шмит (1877-1941) и его теория . . .

04.08.2018
10:00

Ответ искреннему человеку.

    Пока я искал название некой картины, наткнулся на одну, мимо которой не смог пройти мимо. Крылов В. Собор Василия Блаженного. 1999. Холст, масло. Автора той, название . . .

03.08.2018
08:40

Лем и другие.

    Большинство знаменитых и заслуживающих внимания книг невозможно читать – скучны. И у меня выработалась привычка преодолевать эту скуку как бы стенографированием её. Не знаю, каково это читать кому-то, но надеюсь, что лучше, чем саму скучную книгу. Но, главное, я могу сам её прочесть таким манером. А там, глядишь, порадоваться тому, чем она знаменита.

    “Стенографируя” скуку, я примериваю свои возникающие (иногда предвзятые) мысли о книге ко мною избранным в доступном мне искусствоведении законам искусства. Один из них, что художник творит вдохновенно (книга-то не зря, мол, знаменита), то есть выражает свой подсознательный идеал. Даже и в том случае выражает, если он дожил до того, что считает ничто недостойным быть в ранге идеала (постмодернизмом это называется). И в редких случаях, находясь в разочаровании к предыдущему идеалу и не успев перейти в соседний (а идеалы способны незаметно превращаться друг в друга), художник творит по инерции как бы. И, если это не длится долго, то и сотворённое оказывается не безобразием.

    Люблю конкретику и дам пример этого последнего, стихотворение впавшего в 1820 году в безыдеалье Пушкина.

    Дориде

     

    Я верю: я любим; для сердца нужно верить.

    Нет, милая моя не может лицемерить;

    Все непритворно в ней: желаний томный жар,

    Стыдливость робкая, харит бесценный дар,

    Нарядов и речей приятная небрежность

    И ласковых имен младенческая нежность.

    Начало 1820 года.

    Самоцитата, синтез из анализа:

    “…лирический герой все-таки не верит спасительной соломинке, тому, что нужно его сердцу: взаимности хотя бы от такого невозвышенного существа, как Дорида. Да и о своих чувствах он молчит тут. И они сомнительны в ценности. – Нет у автора идеала” (http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin4.htm).

    Упадок у Пушкина случился оттого, что он разочаровался в пьянящем продекабризме (в революционности, в гражданском романтизме) и ещё не перешёл к очарованию убегания во внутренний мир (в просто романтизм) или в трезвость (в реализм).

    И я – не знаю почему – подозреваю Станислава Лема в “Солярисе” (1961) в подобном разочаровании (в так называемом – как он того заслужил – социализме). Нет, мол, истины.

    И я собираюсь это подмечать на каждой странице романа.

    Начинаю читать.

    Самые первые слова:

    "В девятнадцать ноль-ноль бортового времени…”.

    Ну что это за относительность?!. Это ж не время, когда оно так привязано. Неопределённо для читателя. На самом деле для спутников применяется недалёкое от времени по Грнвичу так называемое универсальное координированное время. Лем не мог этого не знать, но применил относительность, которая имеет в ауре этого слова оттенок отсутствия абсолютной истины. А в то же время есть и противоположное впечатление – точности. Так вот она – обманчива.

    Дальше начинаются неприятности полёта. Не только физические:

    "…Счастливого пути!

    Ответить я не успел — что-то наверху заскрежетало, и контейнер вздрогнул”.

    А где чуткость провожающего?

    Следом – опять неопределённость:

    "— Когда старт? — спросил я и услышал шум, как будто зёрнышки мельчайшего песка сыпались на мембрану.

    — Уже летишь, Кельвин. Будь здоров! — ответил близкий голос Моддарда”.

    Техника, конечно, фантастическая, раз так скомпенсированы перегрузки старта. Но осадочек от обмана чувств остаётся.

    Непосредственно за этим опять чуть негативное:

    "Прежде чем я как следует это осознал…”.

    А ведь, наверно же, не впервые в космос летит этот Кельвин. – Лемму не важно. Ему важно нагнетать отрицательные эмоции. Пушкин своё отрицательное дал как геометрическую, скажем так, сумму столкновений: “я верю” и “нужно”, “стыдливость... харит (бесстыжих)” и т.д.… А Лем, надеюсь, подсознательно занялся внушением негатива как бы “в лоб” - образами, иносказанием.

    "Напрасно я пытался отыскать Альфу Водолея, к которой улетал “Прометей”. Эта область Галактики была мне совершенно неизвестна”.

    Я не понимаю, почему напрасно. Неужели корабль такой, что не даёт смотреть в направлении полёта? Или это – пока ускоряется нельзя? – Вернее, просто пессимизма ради.

    Дальше неприятности следуют за неприятностями. Не знаю, как это всё цитировать.

    Прибытие получилось непосредственно за отправлением, что объективно хорошо, но как раз и не отмечено так. В описании планеты – опять всякие нехорошести:

    "…подёрнутые фиолетовой дымкой лениво перекатывающиеся волны океана”.

    Фиолетовое – цвет траура.

    "Затем тучи ушли высоко вверх, охваченные по краям ослепительным пурпуром, небо между ними было далёкое и плоское, буро-оранжевое. В смотровом окне заискрился ртутным блеском волнующийся до самого дымного горизонта океан”.

    Жуть.

    Никто на станции Солярис Кельвина не встречает.

    "— Станция Солярис. Ноль-ноль. Посадка окончена. Конец, — услышал я мёртвый голос контрольного автомата”.

    Могли б озаботиться и придать иной тембр автомату. – Нет. Так Лему не нужно. От такой пропагандистской односторонности мне скоро станет скучно.

    "С тихим шипением, похожим на разочарованный вздох, воздух покинул оболочку скафандра. Я был свободен”.

    Хуже всего то, что я перестаю думать, что такой напор – результат работы подсознательного разочарования. Наоборот. Всё для Лема стало ясно насчёт окружавшей его действительности в Польше и вообще на планете Земля.

    "Правительство Гомулки провело ряд реформ: кооперативизация стала добровольной, было распущено большинство кооперативов, землю возвратили крестьянам-единоличникам, в экономике была допущена ограниченная частная инициатива, было смягчено давление на прессу, рабочие получили возможность участвовать в управлении предприятиями, улучшились отношения с католической церковью. Однако уже в конце 1950-х годов сопротивление партийных кругов существенно нивелирует результаты реформ. В стране вновь усилилась цензура, началась антирелигиозная кампания и кампания против фермерских хозяйств, производственное самоуправление практически ликвидировано” (http://hyno.ru/tom1/1285.html).

    Инстинктивно, наверно, чувствовали, что социализм – это ежедневное усиление самодеятельности за счёт государства, а этого не получалось и всё. И, значит, социализм, хорошее, невозможны.

    Лем может распространить свою фантазию с негативной ауры слов ("ядовитой атмосферы планеты”, “обшивка обгорела и стала грязновато-коричневой", “наступила полная тишина. Я осмотрелся, немного беспомощно", “никто не приходил", “всё было свалено в беспорядке, как попало”, “беспорядок", “лужа маслянистой жидкости”) до всяких сюжетных нехорошестей, то есть ничего принципиально нового я от его романа не получу.

    Могу и не читать дальше. Слава у произведения – дутая. На мой взгляд, во всяком случае. Это – произведение прикладного искусства. Оно приложено к идее, что социализм – тупиковый путь истории. Точнее, что нет у истории закономерностей развития. А все благие слова – туфта.

    И тогда я могу признаться, отчего я вообще обратился к “Солярису”. Из-за выставки во Флоренции (куратор Полина Лобачевская предложила свой выбор произведений искусства художников-современников Андрея Тарковскогово). Называется “Новый полет на Солярис”. 28.05 – 31.07.2018. Замысел её был вдохновлён "великим русским режиссером Андреем Тарковским, стал первым международным арт-проектом Фонда Дзеффирелли со дня открытия музея для широкой публики 1 октября 2017 г.” (http://museum-az.ru/information/news-in/vystavka-novyy-polet-na-solyaris-otkryta). В том, что и Тарковский разочаровался в советском социализме и в Истории, сомнений быть не может (и его фильм “Солярис” – можно рискнуть – и не проверять на этот счёт). А самого Дзеффирелли – тоже (много ли поменялось с крахом лжесоциализма в СССР? Капитализм краше не стал, если исключить из рассмотрения пошлость эры Потребления и, наоборот, вспомнить о политике неолиберализма – из-за краха СССР – на свёртывание курса, называемого “социальное государство”; знакомая француженка мне недавно написала, что не на что ей купить мою книгу – на жизнь еле хватает).

    А рекламная претензия выставки быть "маяком надежды в будущем благодаря таким людям, как Андрей Тарковский” (http://www.arte.it/foto/memorie-da-solaris-nuovi-mondi-da-un-futuro-immaginato-1013/1) – пусть остаётся на совести рекламщиков.

    Посмотрим, не честнее ли художники (я отобрал узко: то, что можно как-то соотнести с темой космической экспедиции).

    Дмитрий Плавинский. Космическая черепаха. 1995. Холст, масло.

    Мряка колорита мне, по крайней мере, говорит, что Плавинский в 1995-м году в Историю так же не верил, как и Лем в 1961-м.

    Есть другая репродукция этой картины.

    Но я ей не верю. Это рекламщики так её иззолотили.

    Дмитрий Плавинский. Космическое явление над Иерусалимом. 2000. Холст. Смешанная техника.

    Мряка в 2000-м у того же художника такая же.

    Владимир Янкилевский.

    Не думаю, что и у этого “Кельвина” червяки в голове более оптимистичные.

    Похож на свою фотографию.

    Но я не думаю, что это – искусство первого сорта, неприкладное, а не прикладное, приложенное к пессимизму.

    Я был бы не против его шикарного экспонирования, какое этому устроил Дзеффирелли,

    Вторая слева - картина “Космическое явление над Иерусалимом”.

    если б экспонирование именовалось “для второсортного, прикладного, искусства”. Но. Кто меня спрашивает…

    4 июля 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340727  2018-08-03 22:01:41
Sweetheart
-

01.08.2018
10:35

Чего не понимает Улицкая.

    Она не понимает того же, до чего не догадался Карл Маркс. А мог бы догадаться, ибо гений. Глядя на зародившееся массовое производство, он мог бы догадаться, что оно . . .

31.07.2018
10:39

Хуан Хеновес что: всех обманул невольно?

    Гримасы гиперреализма. Хеновес. Заключён. 1967. Он испанец. "Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, . . .

29.07.2018
10:46

Разоблачение.

    Уважаемые читатели мои! Я берусь писать нехарактерное для себя. Я не открывать художественный смысл картин стану, а разоблачать натяжки при попытках извратить . . .

28.07.2018
22:21

Посвящается...

    В день Крещения Руси настоящим прорелигиозным художникам посвящается. Проба оценить религиозное искусство на примере произведения общепризнанного гения . . .

26.07.2018
10:46

Чёрно о Чернигине.

    Повторение – мать учения… Давайте, читатель, я повторю для разминки то, что мне уже известно. Вот можете вы подтвердить, что на данной картине сильно выражено . . .

24.07.2018
08:48

Не махинаторство ль?

    Иные удивляются, как много я статей пишу. А это стало очень просто делать. Мне. Я взял себе “на вооружение” теорию художественности по Выготскому. Она заявляет, . . .

17.07.2018
07:46

Правда и вымысел.

    Исчезнули при свете просвещенья Поэзии ребяческие сны. Баратынский Советский обыватель из рассказов Зощенко должен еще напиться горячей крови, как вызванные . . .

14.07.2018
16:32

С чего начинался классицизм.

    В скульптуре – со “Святой Сусанны” (1630-1633) Дюкенуа. Меня этот факт заинтересовал тем, что я что-то не могу от репродукции этой скульптуры испытать что-то . . .

09.07.2018
10:59

Чего не знал о себе сам Уайльд: идеала иномирия.

    Все или многие, наверно, знают, что Гитлер любил Ницше. Я-то думаю, что он сколько-то самообманывался, представляя себе, что эта любовь (да и то подсознательная) у . . .

01.07.2018
20:21

Губошлёпы и Губарев.

    Я живу в стране, где каждая квартира увешана картинами, подлинниками и репродукциями. А город моего проживания усеян уличными скульптурами, преимущественно . . .

28.06.2018
07:44

Смущение.

    Я когда-то здорово проштрафился перед своей ещё невыросшей дочкой. Поднял какие-то валявшиеся бумаги и стал читать. А то было сочинение-мечтание моей дочки, . . .

27.06.2018
09:55

Не та недопонятность?

    Уважаемый читатель! Предлагаю эксперимент. Я дам цитату начала книги Филиппенко “Травля” (2016), а в квадратных скобках – объяснение того, что происходит. Вы же . . .

26.06.2018
08:08

Шило в мешке Шиле могут и утаить.

    Смотрите, как это делают. – Дают репродукцию. Эгон Шиле. Склонившаяся обнаженная в туфлях и черных чулках. 1912. И пишут по поводу неё: "Эротическая живопись Шиле . . .

23.06.2018
10:58

Белиберда или обыкновенное барокко?

    …усиленной образностью уплотнять смысловую ткань своих [произведений]… Вейдле …слишком блестящий язык опять заслоняет собою характеры и мысли. Аристотель . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100