TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.07.2019
10:53

А ну-ка!

    Люблю загонять себя в тупик. Относительный, конечно, в данном случае. Потому что очень известен автор, и, наверно, что-то написано толковое и об этом стихотворении . . .

05.07.2019
12:40

Грусть-тоска меня съедает

    К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи. Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо . . .

04.07.2019
14:31

Спасибо

    В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а . . .

03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

01.07.2019
17:51

Что-то не то.

    Разрешите начать с самоцитаты. От Чехова отличается только тем, что тот идеально прятал своё авторское отношение: "ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ [Ольга и Ирина . . .

01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно . . .

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

26.06.2019
10:18

В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака

    В кои веки мне предложили истолковать картину. Так: "Твой метод о чем поведает?”. И прислана репродукция без автора, названия и времени создания. Кампен . . .

25.06.2019
17:57

Грубятина

    Что может быть антиподом негативной вкусовщине? – Грубятина. И я, пожалуй, скорее за неё, чем за вкусовщину. Тем более что моя привычка опираться в толкованиях на . . .

23.06.2019
15:43

К годовщине смерти моей Наташи

    С музой и без неё. Прелесть неточных наук… Я во всю пользуюсь возможностью пускать в обращение недодуманное. Иначе, наверно, и нельзя переводить из подсознания в . . .

22.06.2019
13:39

Необычная статья

    Это будет необычная для меня статья. Всегда я стараюсь найти художественный смысл произведения искусства, если оно – произведение неприкладного искусства. Если . . .

21.06.2019
08:53

Догадка

    Пишу в расчёте, что вы, читатель, или помните “Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове” (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, . . .

20.06.2019
08:51

Авантюррра

    Авантюра будет основана на том, что идеал, мол, художника, вдохновляющий его на творчество, есть штука инерционная, быстро не меняющаяся (Пушкин – исключение). И . . .

17.06.2019
12:54

По противоположности...

    Когда-то я так забавлялся с женщиной, которая сделала меня мужчиной: я смотрел ей в глаза, в один глаз, находил там отражение себя, в том отражении разыскивал мои . . .

15.06.2019
20:30

Глубина

    Мне хочется поговорить о том, что, казалось бы, не в моём амплуа. О детском приключенческом фильма “Частное слово” (2012). С незаметной, но существенной заменой в названии буквы “е” на “а”.

    Поскольку до меня не сразу дошло, что тут замена, и поскольку вообще лишь спустя сутки после смотрения фильма на меня стали накатывать глубочайшие мысли, мне хочется думать, что их не было в сознании режиссёра, Карпиловского. (Тут, конечно, у меня слабость: я себе постановил заниматься переводом для читателя с моего воспринявшего подсознания в сознание читателя, того, что мне представляется соответствовало, будучи в моём подсознании, подсознанию автора, когда он своё произведение создавал. Вероятность правильности такого моего самооправдания в писании этой статьи не очень велика. Вполне могло быть, что Карпиловский просто человек себе на уме и элементарно скрыл то, что он хотел сказать. Даже, казалось бы, в конце признавшись закадровым голосом главного героя, Мишки Хрусталёва, выросшего и вспоминающего далёкое-далёкое отрочество: "…воспоминания об этой огромной, красивой и счастливой стране, которой больше нет, но в которую так хочется вернуться”. Правда и в этом признании – маскировка: в отрочество, мол, хочется вернуться. Но на самом деле – в страну, но не в СССР, а в идеальный СССР, с торжеством самоуправления и корпоративной ответственности. {Хотелось написать привычное и лживосоциалистическое “гражданской ответственности”. Но я уже к этому моменту достаточно глубоко погрузился в сокровенное, своё и автора. И ради этой-то поправки и хочу написать статью.})

    Вот.

    Не частное тут пионерское воспевается, а корпоративное. Оно даже мельком и иносказательно названо:

    "Ленка Карасёва: А эти двое, рискуя своей жизнью, спасли друга. И пускай это самая ненужная бездомная собака, они её любят.

    Коля Быков: Это их частное дело.

    Ленка: Да. Частное. Пионерское! Они спасли её от мучительной смерти. Не побоясь ничего. И если со мной что-нибудь случится, я буду уверена, что они придут мне на помощь. Потому что я им доверяю. А тебе, Быков, н-н-нет! Ты смелый, если только тебя не ругают. Так что я считаю, что они и есть самые настоящие пионеры. И если вы собираетесь их исключать (идёт к ним и становится рядом), исключайте и меня. Я тоже им помогала. И этой собаке. И я этим горжусь.

    Директор школы. Красёва, не ожидала от тебя. Не ожидала. Вот вам типичный пример аполитичной де-ма-гогии”.

    Ну чем не корпорация – любящих некую собаку. Такая корпоративнось поддержана милиционером, принёсшим грамоты от милиции Мишке и Димке:

    "Капитан милиции: И лично от себя. Ребята, я благодарю вас за спасение ещё десяти собак. Я сам собачник. У меня такса…”.

    Корпоративнось подчёркнута и невероятностью: когда мальчишки спасли своего Савву и бросились удирать от живодёра, собака после нескольких скачков бросилась в противоположную сторону. Мальчикам пришлось побежать за нею. А она привела к сараю, где заперты были те десять собак. Мальчики сарай открыли и всех выпустили.

    Так вот я подозреваю, что подчёркнутые слова и упомянутая невероятность родились от подсознательного идеала анархии (отказа от центрального управления в пользу самоуправления небольшого коллектива). Это идеал Прудона (максимум организации у него – федерация федераций). Прудон предлагал мирный путь в коммунизм и потерпел сокрушительное поражение в партийной борьбе от Маркса. А в ХХ веке идея анархии была многажды опозорена (неорганичным для неё применением её в силовых акциях и вообще перегибах). Так что анархия не вошла даже в перечень самых влиятельных идей в ХХ веке: фашизм, социализм (лже) и либерализм. В подсознательном виде она владела душами левых шестидесятников. А сейчас она теплится в душах всех, жалеющих об СССР. Ибо там и тогда теплилась и она.

    Я как-то думаю, что если кто-то скажет Карпиловскому, что у него в подсознании Прудон, он рассмеётся. Это было б сильным косвенным доказательством, что я прав. А этот идеал прячется в душах всех людей, начиная с первичного коммунизма, когда люди жили маленькими группами и все всех своих знали. Эхо его и в вече, и в сельских общинах, и в коммунах, как-то тишком уничтоженных советской властью. Он должен бы звенеть с каждым днём всё сильнее, вплоть до исчезновения государства при наступлении коммунизма, но это лишь в том случае, если б в СССР строили настоящий социализм, а не лживый. В лживом гремело словосочетание “гражданская ответственность”. Но формально. И – с замахом не на группу, а на общество. И то – для формы. Для парада. Для официальности. Для вранья во имя набиравшего силу мещанства, залога будущей реставрации капитализма.

    Тема вранья есть и в этом фильме. У директорши школы.

    Но враньё показано побеждённым. Тогда как в СССР было наоборот. И кому теперь "так хочется вернуться” в СССР, хочется вернуться не в советское враньё. А – в идеал самоуправления, который теплился, может, больше, чем в других современных СССР странах (демократии ж – обман, а не самоуправление; просто меньший обман, чем был обман в СССР). При тоталитаризме обман “гражданская активность” был – по противоположности с действительностью – более тайно горяч, чем в странах с забастовками и студенческими революциями, где пар выпускался.

    2012 год был в России год нового обмана. Либерального. Против путинского возвращения-де в советскость. – Вот против этих “демократов” и выпустил, может, сам того не ведая, свой фильм режиссёр Карпиловский. Мне б хотелось, чтоб не ведая. Я тогда его фильм назову художественным. И у меня это станет "пример аполитичной” истины в искусствознании.

    И она противостоит, думаю, аж самому Ленину.

    Есть такой философ Н.Н. Александров. Он утверждает, что Ленин в своём единственном философском труде “Материализм и эмпириокртицизм” капитально не понял Маркса. У Маркса, мол, эти понятия сходятся как бы посредине – в деятельности. А у Ленина деятельность "не посредине – между идеализмом и материализмом, где и происходит их синтез у Маркса, а вверху, где дислоцирован идеализм” (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0001/005a/00011286.htm). Акцент на материализме у Ленина. Бытие определяет сознание, базис – надстройку, общее – превыше частного.

    Общее, может, и превыше частного, но из-за выбора силового пути в коммунизм. И после достижения паритета в ядерном противостоянии надо было вздрогнуть и перегруппироваться. Но не перегнуть. А у нас из купели вместе с водой тоталитаризма и Лжи выбросили ребёнка (неконтрастное общество). – Благо, спохватились и не только в Конституцию вписали, а и на самом деле держим курс под названием “социальное государство”. Благодаря Путину в первую очередь. Правда, опять нас хотят обмануть белоленточники. Но с помощью таких, как Карпиловский, в частности, может, и выдержим теперь.

    7 апреля 2019 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
342128  2019-06-17 08:42:52
Воложин
-

14.06.2019
12:07

Ругательное слово

    Ругательное слово хочется произнести… Давным-давно, в СССР, я, провинциал, как-то сумел привлечь к себе внимание “Литературной газеты” настолько, что мне . . .

13.06.2019
15:00

Злость

    - Ну как можно злиться на человека, взявшегося показать фокус? Зрители ахнули. Разве это недостойное дело? - Недостойное. Если фокус не заявлен заранее как таковой . . .

11.06.2019
09:24

Колоссальная недодуманность

    Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Горький. “О вреде философии” По крайней мере, в русской культуре есть колоссальная . . .

10.06.2019
16:06

Жизнелюбие

    Я (люблю с себя начинать), наверно, жизнелюбивый человек. Другое дело, что я особенно люблю мысль. Штука довольно сухая. Но я люблю. И поэтому вся остальная жизнь мне . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100