TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.07.2019
10:53

А ну-ка!

    Люблю загонять себя в тупик. Относительный, конечно, в данном случае. Потому что очень известен автор, и, наверно, что-то написано толковое и об этом стихотворении . . .

05.07.2019
12:40

Грусть-тоска меня съедает

    К 75-й годовщине со дня рождения моей Наташи. Грусть-тоска меня съедает от операции применения известного к очередному произведению. За разбор которого надо . . .

04.07.2019
14:31

Спасибо

    В цифровой области всё очень быстро меняется. Лет 10 назад я ещё получал по электронной почте отклики на свои статьи. Даже завёл на своём сайте раздел “Отклики”, а . . .

03.07.2019
13:02

Как всё сложно!..

    Одно точно: как это хорошо, когда посмотрел кино – и в полной растерянности, что ты увидел. “По главной улице с оркестром”. Ну неужели в 1986 году Пётр Тодоровский . . .

01.07.2019
17:51

Что-то не то.

    Разрешите начать с самоцитаты. От Чехова отличается только тем, что тот идеально прятал своё авторское отношение: "ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ [Ольга и Ирина . . .

01.07.2019
08:48

Повод для сарказма

    У меня есть такой грех: я, отрываясь от искусствоведения, включаю телевизор и смотрю новости, а иногда и что-то похуже. А в центральном российском телевидении полно . . .

30.06.2019
13:48

Искусство вымысла

    Искусство вымысла – термин Вейдле. Он его отличает от искусства слова. В искусстве слова иным образом, чем озарило вдохновение, выразиться нельзя. С вымыслом – . . .

27.06.2019
09:34

ЧТО-ТО

    ЧТО-ТО есть признак художественности в моей системе эстетических координат. Что-то, словами невыразимое. И, слушая пение Юлии Чичериной, я явно чую это ЧТО-ТО. Но. Я . . .

26.06.2019
10:18

В кои веки... или Повод прочитать нечитанное у Макса Дворжака

    В кои веки мне предложили истолковать картину. Так: "Твой метод о чем поведает?”. И прислана репродукция без автора, названия и времени создания. Кампен . . .

25.06.2019
17:57

Грубятина

    Что может быть антиподом негативной вкусовщине? – Грубятина. И я, пожалуй, скорее за неё, чем за вкусовщину. Тем более что моя привычка опираться в толкованиях на . . .

23.06.2019
15:43

К годовщине смерти моей Наташи

    С музой и без неё. Прелесть неточных наук… Я во всю пользуюсь возможностью пускать в обращение недодуманное. Иначе, наверно, и нельзя переводить из подсознания в . . .

22.06.2019
13:39

Необычная статья

    Это будет необычная для меня статья. Всегда я стараюсь найти художественный смысл произведения искусства, если оно – произведение неприкладного искусства. Если . . .

21.06.2019
08:53

Догадка

    Пишу в расчёте, что вы, читатель, или помните “Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове” (написана Гайдаром в 1931 году в психбольнице, потому там, что страдал от боли в голове из-за контузии), или перечитаете её до или после прочтения этой статьи. – Итак.

    Вы обратили внимание, что на месте действия нет следов центрального управления?

    "Отец работает — сено косит. Брат работает — сено возит”.

    И никто ими не командует. Мало того, государство поделилось с народом монополией на применение силы:

    "…отец Мальчиша подошел к стене, снял винтовку, закинул сумку и надел патронташ”.

    Как нынче в полунацистской Украине, оружия полно на руках у людей, сочувствующих нацистам (“Москаляку на гиляку”), считающих восставших против нацизма донечан колорадами (вредными насекомыми) и ватниками (не ориентированными на рационализм, индивидуализм и Запад, как его центр и средоточие прогресса в виде эры Потребления). – Отличие только в том, что в СССР (в месте действия сказки) в 1931 году уж 9 лет, как не было гражданской войны, а на Украине – есть.

    Соответственно на защиту границы, где не ждали нападения (как в Дагестане в 1999 году не ждали нападения из Ичкерии), созывает не центральная власть, не военкомат:

    "…стоит у окна всадник. Конь — вороной, сабля — светлая, папаха — серая, а звезда — красная.

    —Эй, вставайте! — крикнул всадник. — Пришла беда, откуда не ждали. Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин”.

    А что такое "папаха”?

    "Приказ РВСР от 31 января 1922 года № 322 установил ношение военнослужащими Красной армии исключительно суконного зимнего шлема” (Википедия).

    Значит, человек в папахе не военный.

    Знаменательно происхождение самого слова Кибальчиш. Гайдар услышал его от одного исследователя старины на Кавказе. Там-де тысячи лет назад жило племя так называвшихся низкорослых людей, не выше 120 сантиметров. – Понимай, какое разнообразие было. Какая особенность у кого, тот её и сохраняет. Самобытно. Не то, что буржуазность, утилитаризм (да и лжесоциализм), убивающие уникальность.

    Теперь – эта форма былинного сказа… Специальные слова: "жил да был”. Троичность: "где рожь росла, где гречиха цвела, где среди густых садов...”, "Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни…”. Постоянные места: "…не засыпается. Вдруг слышит он на улице топот, у окон — стук”, “Лег он к ночи спать. Вдруг слышит он на улице топот, у окошка — стук”. Параллелизмы: "Отец работает — сено косит. Брат работает — сено возит”, “то ли что-то гремит, то ли что-то стучит”. Словесные повторы: "дальние-дальние”, “громко-громко”, “мальчиши-малыши”. Гиперболы: "Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари”. Антитезы: "я жизнь круто прожил, и пожить за меня спокойно, видно, тебе”, “Было полбеды, а теперь кругом беда”.

    Вспоминается фольклор. А это – самодеятельность народа.

    То есть мы во многом тут имеем дело с самоуправлением. Тем, что мыслилось наступящим лишь при коммунизме. Ну, разве что, социализм тут, в сказке, мыслится как строй обеспечивающий ежедневное увеличение самоуправления за счёт государства с перспективой полного вытеснения государства из управления. А пока государству отдана функция защиты от внешней агрессии. Беда лишь в том, что "Пришла беда, откуда не ждали… [и надо] звать на помощь далекую Красную Армию”. Далёкую. И у отца ружьё на стене – против местной бунтующей мелочи. Как у майдановцев против одесских антимайдановцев 2 мая 2014 года. Разве что убивать из винтовки бунтующих предполагалось в сказке, а не сжигать предварительно согнанных в помещение, как в Одессе.

    Изрядное самоуправление, в общем, в сказке. Какое стихийно становилось по всей России с февральской революции 1917 начиная и продолжившись до 1918, до начала гражданской войны, когда в Советской России "Существовало летом 1918 года по крайней мере 30 “правительств”… Края и губернии, в свою очередь, распадались на более мелкие административные единицы, самой важной из которых была волость…” (Ахиезер. https://culture.wikireading.ru/16776).

    Строго говоря, идеалистами имелось в виду, что централизм нужен лишь для войны, а при дальнейшем мирном переходе к социализму он станет исчезать.

    Фактически же – всё пошло наоборот. И это был ужас. Может, даже неосознаваемый.

    "И все бы хорошо, да что-то нехорошо”.

    Сказка писалась в разгар коллективизации. Которая шла с перегибами. 2 марта 1930 года Сталин даже против них выступил, но лишь для вида. Беда продолжалась. И лично гайдаровской душе спастись от неё можно было только воспоминаниями, когда централизация была безоговорочно нужна или фантазируя случаи, когда она нужна: "Напал на нас из-за Черных Гор проклятый буржуин”, “Много буржуинов, да мало наших”, “И помощь близка, да силы нету”.

    Строился лжесоциализм, а не социализм. И длиться это могло только при угрозе войны (с Англией, Румынией, Польшей, потом с Японией, с Германией, а после победы над ними – с США и всем Западом). А как помирились, так СССР и рухнул.

    И это предчувствовалось Гайдару и в 1931 году. И даже как бы предсказано оказалось:

    "Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство”. – И предал.

    И потому – трагическая сказка создалась. От недоосознавания, что им движет (а им двигал подсознательный идеал анархизма), сказка получилась героическая. Направленная больше против буржуинов, а не Плохишей. Более того, "В то время счастливая концовка в литературных произведениях, как и в сказке Гайдара о Мальчише Кибальчише почти не рассматривалась” (http://22-91.ru/statya/skazka-o-voennojj-tajjne-malchishe-kibalchishe-i-ego-tverdom-slove-arkadija-gajjdara/22.10.2014). И в силу этого произведения получались художественными, а не приспосабливающимися к суровому времени действительного ожидания войны.

    Гайдара чуть не расшифровали. Спасло его от ареста в 1938 только выдвижение его Фадеевым на награждение орденом Знак Почёта.

    Но анархизм был лишь в подсознании Гайдара. В сознании был лишь героизм во имя Справедливости.

    Для сознания этого и отяжелена сказка выпытыванием буржуинами, в чём тайна побед Красной Армии и упорства классовой борьбы в странах капитализма. Малолетний советский ребёнок должен был сам догадаться, хотя бы из-за наводки на 1 мая День международной солидарности трудящихся всех стран ("в тот же день в раннюю весну и в тот же день в позднюю осень на разных языках, но те же песни поют”).

    Этот кусок чутко выбросил из своего эссе о Гайдаре Михаил Елизаров.

    Там та же троекратность, те же параллелизмы и другие признаки былинности, но, отнесённые к централизованному Главному Буржуину и его подручным, как-то режутся с самодеятельностью и самоуправлением и кажутся чужеродными. Надуманными.

    Подсознание, наверно, это улавливает и велит как-то отвергать. Например, я не думаю, что я впервые прочёл теперь эту сказку. А раз не впервые, то почему я ничегошеньки не помнил про выведывание тайны у Мальчиша-Кибальчиша? И что если теперь подсознание же мне и шепнуло, что это – странность, недопонятность и не зря.

    И что если не просто эссе Елизарова, а именно это его молчание о выведывании тайны подбило меня искать, только ли в заражении сила воздействия Гайдара, заставившая меня вчера облиться слезами при чтении первой главы этого эссе.

    Ну да, моё подсознание наткнулось, наверно, на выделенное и Елизаровым "все бы хорошо, да не хорошо”. На "снял винтовку”… Вооружённые геоморы, вспомнилось, где-то когда-то я читал о Древней Греции… Самостийостью повеяло… – А анархия – мой идеал стихийного шестидесятника, о чём я догадался несколько десятилетий после 60-х, вникая в песни Высоцкого… – Естественно было захотеть поискать, не найду ли я и у Гайдара след такого же подсознательного. Но что если бередило ещё и это умолчание о выведывании тайны.

    Вроде, нашёл я что, неведомое самому Гайдару, им руководило.

    12 июня 2019 г.

20.06.2019
08:51

Авантюррра

    Авантюра будет основана на том, что идеал, мол, художника, вдохновляющий его на творчество, есть штука инерционная, быстро не меняющаяся (Пушкин – исключение). И . . .

17.06.2019
12:54

По противоположности...

    Когда-то я так забавлялся с женщиной, которая сделала меня мужчиной: я смотрел ей в глаза, в один глаз, находил там отражение себя, в том отражении разыскивал мои . . .

15.06.2019
20:30

Глубина

    Мне хочется поговорить о том, что, казалось бы, не в моём амплуа. О детском приключенческом фильма “Частное слово” (2012). С незаметной, но существенной заменой в . . .

14.06.2019
12:07

Ругательное слово

    Ругательное слово хочется произнести… Давным-давно, в СССР, я, провинциал, как-то сумел привлечь к себе внимание “Литературной газеты” настолько, что мне . . .

13.06.2019
15:00

Злость

    - Ну как можно злиться на человека, взявшегося показать фокус? Зрители ахнули. Разве это недостойное дело? - Недостойное. Если фокус не заявлен заранее как таковой . . .

11.06.2019
09:24

Колоссальная недодуманность

    Свобода мысли – единственная и самая ценная свобода, доступная человеку. Горький. “О вреде философии” По крайней мере, в русской культуре есть колоссальная . . .

10.06.2019
16:06

Жизнелюбие

    Я (люблю с себя начинать), наверно, жизнелюбивый человек. Другое дело, что я особенно люблю мысль. Штука довольно сухая. Но я люблю. И поэтому вся остальная жизнь мне . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100