TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


04.08.2020
09:24

Через тернии к звёздам

     

    Все это, видите ль, слова, слова, слова…

    Пушкин.

    Под конец моей жизни (мне 82) я пришёл к тому, против чего восстал в юности, когда думал, что искусство постижимо ВСЕМ (просто плохие искусствоведы виноваты в том, что народ не выучили). Я принялся на себе доказывать своё предположение. И… Одновременно и доказал, и не доказал. – Доказал я тем, что сам явно выработал вкус и чего только ни понял, чуть не всё, казавшееся в юности непостижимым (абстракционизм, скажем). А вот что пришлось признать: что большие художники – как бы люди без кожи, с такими острыми переживаниями и оттого неожиданными для обычных людей реакциями на остроту, что большинству это не станет внятно даже при самом хорошем учителе-искусствоведе. Я – первый пример. Мне надо тянуться себя, как Мюнхгаузену, из болота, чтоб вжиться в этих бескожих. Мне часто удаётся, и я оторвался от большинства непонимающих, к которым принадлежал сам. Не для всех, выходит, искусство-то.

    Чуть не вся античность, по-моему, получилась переполнена художниками, доведёнными до последнего отчаяния от простой нуды жизни, от необходимости жить по правилам, от самого существования причинности. Ну? Не дикость ли? Пусть Гомеру попалось жить при отчаяннейшей катастрофе – нашествии дорийцев на ахейцев, и он убежал из действительности в ритм своих поэм, ритм, совершенно не зависящий от окружающей удручающей зависимости. Но таких потрясений (аж рабовладельческий строй сменился обратно – на первобытно-общинный) все последующие 2000 лет античности ведь не было! – Приходится придумать просто чрезвычайную ранимость чуть не всех художников, кто жил после Гомера. Ну, во всяком случае, приходится придумать им умение впадать в такую крайность обидчивости на весь Этот свет, что им в подсознательном идеале своём хочется бежать в иномирие иное, чем – если трезво и из сегодня глядя – являлось иномирие их тогдашней религии. А та учила, что такое хорошо и что такое плохо. – Художниками же двигало подсознательное “над Добром и Злом”. (Ницшеанством это стали называть в XIX веке. Оно в XIX веке наибольшим врагом имело христианство. И слоган “над Добром и Злом” был уже осознаваем в XIX веке. Но по-прежнему неосознаваемым остался идеал иномирия.)

    Если всю вот эту исключительность признать, то логика дальше заставляет прослеживать умственные движения ну просто невероятной сложности. – Вот я читаю:

    "…в I помпейском “стиле” (фото ниже) неожиданно вспоминается Ротко” (Артхив).

    Дом Саллюстия в Помпеях. 200-80 г. до н.э.

    А Ротко на Западе во второй половине ХХ века рисовал на холстах монохромные прямоугольники рядом друг с другом. В отчаянии, можно думать, на эру организаций и Потребления, сменившую эру свободной конкуренции и нужды масс. Так почему не придумать, что Ротко на свой лад взвыл от рванувшихся по этому случаю к потребительской, по сути, вседозволенности студентов, этим потреблением обманутых властью так, чтоб воля тех не распространилась на отнятие частной собственности, и – чуялось, мол, Ротко, что этак капитализм опять уцелеет. А в СССР свободы нет. То есть ну никуда не годится этот плохой-преплохой мир. И единственный улёт из него – в метафизическое иномирие.

    Но чем, вопрос, руководствовались архитекторы и художники Помпей 200-80 г. до н.э.? Они тоже ужасались римским оргиям и подсознательно хотели в иномирие? Пока не появились христиане со своим спасительным тем светом…

    Ведь всегда можно взять и сказать, что вокруг настолько плохо, что чувствительные художники впадают в это в веках повторяющееся ницшеанство.

    Но.

    "Образцы этого "стиля" сохранились в Доме Фавна” (https://ulli-u.livejournal.com/71993.html).

    А там же есть и не такая абстракция.

    Больше логики в суждении Сергеенко:

    "Первый стиль “утверждал стену” как нечто прочное, как некую преграду между комнатой и остальным миром” (http://www.sno.pro1.ru/lib/sergeenko/20.htm).

    То есть, ни в какое не в иномирие сокровенно стремился оформитель, а, вживаясь в желания заказчика, в свою, от имени заказчика, частную жизнь, и наплевать на всех остальных.

    Историческое изменение стиля это подтверждает. Следующий стиль такой:

    "…настоящая стена исчезает, будучи заслонена, как театральной декорацией, тем, что нарисовал художник” (Там же).

    Фрески в Доме Лабиринта. 80 г. до н.э. - 15 г. н.э.

    Индивидуализм осваивает линейную перспективу. В ней всё сходится ко мне. К “моей” точке зрения. Пока общая точка схождения параллельных линий ещё не получается. Но всё же, всё же. Важна тенденция.

    Остаётся вопрос с моей идеей-фикс. Эту тягу к линейной перспективе можно считать следом подсознательного идеала мещанства, скажем так?

    Витание в эмпиреях искусства с тематикой высокой, не частной, в принципе не требовало линейной перспективы, с которой люди сталкивались в быту каждый день. Так что перед авторами росписей комнат стояла пионерская задача – впервые выразить ценность частной жизни на плоскости. Поэтому я смею думать, что применение прямой перспективы было настолько поразительным явлением, что его рождение вполне можно отнести к проявлению подсознательного идеала частной жизни.

    27 июля 2020 г.

     

     

     

03.08.2020
08:46

Сикось-накось

    В название я вынес впечатление от такой картины. Тюленев. Белая ночь. 1992. А подвигнула писать статью такая цитата: "…как будто кричит этими работами Виталий . . .

02.08.2020
08:53

И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею

    Пишу нагло. Заголовок написал до ознакомления с произведениями Жиляева. – Как смею? – По аналогии с Дмитрием Венковым, имя которого стоит перед именем Арсения . . .

01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

25.07.2020
10:03

Накрутить-то себя можно...

    Люблю определённость. И потому русским авангардом в начале ХХ века (когда началась Великая русская революция 1905-1922 годов {по Лыскову}) считаю только тех, кто имел . . .

24.07.2020
10:02

Так и не понятый Высоцкий

    Ко всем моим разногласиям с большинством одно касается Высоцкого. Большинство его считает борцом с властью, с тоталитаризмом, а я – борцом с народом, уснувшим . . .

24.07.2020
08:48

В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом

    В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом мне захотелось посмотреть на другие работы скульптора Андрея Коробцова. Я зашёл на его официальный сайт и посмотрел . . .

22.07.2020
12:02

Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.

    Читать будет трудно. Но попробовать стоит. Художников я считаю немного глупыми. Этому есть и нейрофизиологическое объяснение. Кора левого полушария мозга у нас . . .

21.07.2020
22:21

Определённость живописи

    В заглавии не мои слова – Эфроса. О Штеренберге, который на поприще поддержки его личной от имени советского правительства, его нанявшего, левых, . . .

20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы . . .

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

18.07.2020
12:50

Поймал?

    В артистизме Фаворского я лично удостоверился (см. тут, тут). Могу теперь положиться на его мнение о ремесленничестве: "Мы с Ириной Коровай пошли в музей имени . . .

17.07.2020
18:28

Ошибка Фаворского

    Я уже сильно рискую, делая ставку на такую сомнительность, как художественность только в том случае, когда в произведении есть следы подсознательного идеала . . .

16.07.2020
16:14

Жалко

    Жалко, что это не вышло так гениально, как “Родина-мать” Вучетича. Коробцов. Мемориал советскому солдату подо Ржевом. 2020. Вот только-только прошёл концерт на . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100