TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.08.2020
23:17

Предзаря Оттепели

    Недавно читал очень яркие упрёки Путину, нарушившему историческую правду тем, что не сказал он, что главной причиной победы в Великой Отечественной Войне была . . .

06.08.2020
08:29

Со слезами о Таниче

     

    Я ее [эстраду] не понимаю. Вот у них сейчас популярна песня “На тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет, на тебе сошелся клином белый свет...” и целых три автора.

    Высоцкий.

    День рождения Танича 15 сентября 1923, а день смерти - 17 апреля 2008. Тем не менее сегодня, 18 августа, он царит на Первом канале.

    Я слушаю и плачу. Потому что все звучащие песни знаю (правда, по мелодиям больше, чем по словам), потому что они для меня – напоминание о молодости. Но больше всего плачу – от этой: “На тебе сошёлся клином белый свет” (1966).

    На тебе сошелся клином белый свет,

    На тебе сошелся клином белый свет,

    На тебе сошелся клином белый свет,

    Но пропал за поворотом санный след.

     

    Я могла бы побежать за поворот,

    Я могла бы побежать за поворот,

    Я могла бы побежать за поворот,

    Я могла бы, только гордость не дает.

     

    Сто дождей пройдет над миром, сто порош,

    Сто дождей пройдет над миром, сто порош,

    Сто дождей пройдет над миром, сто порош,

    И однажды ты услышишь и придешь.

     

    “Сколько зим, — ты тихо скажешь, — сколько лет”,

    “Сколько зим, — ты тихо скажешь, — сколько лет”,

    “Сколько зим, — ты тихо скажешь, — сколько лет”,

    На тебе сошелся клином белый свет.

     

    “Сколько зим, — ты тихо скажешь, — сколько лет”,

    На тебе сошелся клином белый свет…

    В чём дело?

    Через 3 года после её создания, в 1969-м, я, провинциал, узнал, что существует на свете так называемая авторская песня. Узнал от той, - участницы всесоюзного движения “КСП” (Клубы самодеятельной песни), - кто стала моей женой (давно, увы, покойной). – Два таких мощных воздействия: влюблённость и неведомые песни. (Тем паче ясно, чего я плачу. Но не всё.)

    У меня слов не хватит рассказать, какая – с некоторой точки зрения - скука была тогда эта оптимистичная советская эстрада, и какая для меня глубина – в оппозиционной этому казённому ли, искреннему ли оптимизму – авторской песне, неизменно грустной. До меня даже не сразу дошла эта неизменная грусть.

    Нет, меня было двое: обычный, любивший песни Танича, и стихийный левый шестидесятник (как я себя понял потом, много лет спустя). Именно левый (как и моя будущая жена – стихийная и левая). Мы хотели спасти смертельно заболевший вещизмом социализм. Но я был настолько наивным, что, когда меня за эту левизну стали на работе притеснять (а до того я был в элите), я подумал, что на мне поставили крест, уверенные, что я уеду в казавшуюся нам третьей столицей Одессу, откуда я привёз в свою провинцию жену. А то было предложение куратора от КГБ по нашему НИИ, секретному, п/я такому-то, – за неблагонадёжность. Там во всём прекрасно разбирались. Самоуправление (при всей на словах поддержке гражданской активности), анархия (без центральной власти) считались настолько опасными для тоталитарной власти, что народу внушили, что анархия это хаос. А я позволял себе поползновения к самоуправлению. – Уволить по собственному желанию, - такое поступило распоряжение. И его принялись исполнять. Нехотя. Так нехотя, что я аж подумал, что из-за жены-одесситки меня сживают со света, а не из-за политики (о чём я узнал в перестройку и гласность).

    А ещё до женитьбы один из деятелей КСП в Одессе, сказал мне, не сказав, что пересказывает слова Высоцкого, дескать, ну что за глубина в повторении одних и тех же слов: “Я могла бы побежать за поворот”, - три раза.

    Я был поражён в самое сердце – мне эта песня безумно нравилась. Тем паче, что задевала самую мою глубь душевную – гордость. Я, вопреки ей, подумывал (и даже пошевеливался было) выбраться из провинции в Москву, женившись на какой-нибудь москвичке. Мне в провинции искусства было мало, а меня что-то к нему тянуло.

    Двум “я”, гражданину и мещанину, разорвали душу уничижительные слова про стихи Танича. Понимаете, теперь почему я особенно плачу под песню “Белый свет”.

    Понятно и почему такая честь Таничу сейчас. Всё-таки пятая часть людей проголосовала против поправок в Конституцию РФ. Это не мещане почти точно. Так надо поддержать большинство, мещан. И не говорите, что мещан всегда большинство. Да. Но иногда народ, большинство, дуреет (например, в 1991), идёт на поводу обманывающего его меньшинства и молчит. То есть поступает так, как хочет меньшинство.

    Впрочем. От краха 1991-го я ТАК пострадал (в том числе и жены лишился), что верю теперь, что ещё одной революции Россия не выдержит. Так что могу теперь слушать Танича без разрыва души.

    А слёзы всё равно льются – молодость…

    18 июля 2020 г.

05.08.2020
09:45

Напропалую

    Чем для меня живопись лучше литературы? (Надо знать меня, чтоб угадать.) – Литературы, к которой я мог бы приложить себя, стало мало. (Вот ведь… И это требует . . .

04.08.2020
09:24

Через тернии к звёздам

    Все это, видите ль, слова, слова, слова… Пушкин. Под конец моей жизни (мне 82) я пришёл к тому, против чего восстал в юности, когда думал, что искусство постижимо . . .

03.08.2020
08:46

Сикось-накось

    В название я вынес впечатление от такой картины. Тюленев. Белая ночь. 1992. А подвигнула писать статью такая цитата: "…как будто кричит этими работами Виталий . . .

02.08.2020
08:53

И вот этого автора взяли в Третьяковскую галерею

    Пишу нагло. Заголовок написал до ознакомления с произведениями Жиляева. – Как смею? – По аналогии с Дмитрием Венковым, имя которого стоит перед именем Арсения . . .

01.08.2020
20:46

Проверка на вшивость

    Накануне я показал, что Венков, не будучи художником (то есть, не имея подсознательного идеала {а объяснять это приходится в каждой статье: вдруг читатель читает . . .

31.07.2020
09:53

Элементарно, Ватсон

    У меня мания – докапываться до сути. Меня раз удивил главный инженер нашего ЦКБ. Он про меня сказал: “А Семен, если не поймёт, дальше не двинется. Так что его не . . .

30.07.2020
08:00

Расшнуровался Шнуров? - Нет!

    Совсем в трудное положение меня поставил Шнуров, дав такое стихотворение текстом без балагана, обычно сопутствующего его текстам-песням. Вышли люди маршем на . . .

29.07.2020
10:34

С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме

    Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины. 1921. И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров. "Сюрреалистические мотивы использовали в своих . . .

28.07.2020
11:14

Рождение сюрреализма у... левых

    Вот такая живопись была во времена диктатуры генерала Мигеля Примо де Ривера в Испании в 1923-1930 годы. Когда анархистов (они за отсутствие центральной власти, а не . . .

27.07.2020
10:51

Недостаток как продолжение достоинства

    Все, вообще-то, стихийно знают, что с искусством – что-то тёмное. В нём спецы видят какие-то духовные глубины. Нам навязана мысль, что там всё очень сложно, не всем . . .

26.07.2020
21:17

Быть логичным не значит быть правым

    Мне только что удалось логично прочертить жизненный путь художницы Ольги Розановой от негодующей на притормозившую русскую революцию авангардистки до . . .

25.07.2020
10:03

Накрутить-то себя можно...

    Люблю определённость. И потому русским авангардом в начале ХХ века (когда началась Великая русская революция 1905-1922 годов {по Лыскову}) считаю только тех, кто имел . . .

24.07.2020
10:02

Так и не понятый Высоцкий

    Ко всем моим разногласиям с большинством одно касается Высоцкого. Большинство его считает борцом с властью, с тоталитаризмом, а я – борцом с народом, уснувшим . . .

24.07.2020
08:48

В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом

    В связи с дискуссией о Мемориале подо Ржевом мне захотелось посмотреть на другие работы скульптора Андрея Коробцова. Я зашёл на его официальный сайт и посмотрел . . .

22.07.2020
12:02

Подумаем Вместе. Я - с клавиатурой.

    Читать будет трудно. Но попробовать стоит. Художников я считаю немного глупыми. Этому есть и нейрофизиологическое объяснение. Кора левого полушария мозга у нас . . .

21.07.2020
22:21

Определённость живописи

    В заглавии не мои слова – Эфроса. О Штеренберге, который на поприще поддержки его личной от имени советского правительства, его нанявшего, левых, . . .

20.07.2020
17:59

Почему Леонардо да Винчи гений

    Позавчера я прошёл ЕГЭ по русскому языку. Первым там надо было выбрать верный вариант высказывания об искусстве, и первым был такой вариант: "В искусстве мы . . .

19.07.2020
22:16

Что такое плохо

    Что такое хорошо в искусстве, я знаю. Думаю, что знаю. А вот что такое плохо? Теории плохого нет, по-моему. Но вот если взять мнение общепринятого хорошим . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100