TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.06.2021
12:36

Не читайте про Нечитайло, правды не напишут

      У меня иногда впечатление, что вокруг заговор, а я, как тот ребёнок из андерсеновской сказки про голого короля. "В памяти предстал Кузнецкий мост. Московская . . .

01.06.2021
17:02

Ненависть к нам Киры Муратовой. (Фильм «Чеховские мотивы»)

    Чехов не во всех рассказах пронзительный. В смысле – истомит читателя так, что хоть на стенку лезь. В терминах более определённых – не доводит до предвзрыва, да . . .

31.05.2021
10:27

Насмешник Юон

    Признаться, эта репродукция остановила на себе моё внимание. Юон. Голубой куст. 1908. Меня даже хватило сообразить, что я не могу определить, что это за порода . . .

30.05.2021
19:38

Против Дмитрия Быкова 17

    В этот раз станем кружить вокруг “Египетской марки” (1927) Мандельштама. Так случилось, что мне очень повезло, и – я так считаю – она мне открылась (см. тут) . . .

29.05.2021
16:33

Надо, Федин, надо...

    …Пять-шесть произнести как бы случайных строк, Чтоб их в полубреду потом твердил влюбленный, Растерянно шептал на казнь приговоренный. Адамович Интересно, . . .

28.05.2021
12:23

Соломон Воложин Ваш канал Ну, попробуем что-то высосать из якобы традиционного искусства

     

    Традиционными названы Вахрамеев и С. Иванов (тут). Но зато тут же написано:

    "Живопись Иванова и Вахрамеева композиционно и живописно была необычна, что свидетельствовало о потребности нового пластического отклика…”.

    Вот на том и сыграем.

    Для С. Иванова (тут) мне необычность удалось узреть, выведя его в ницшеанство, в полнейшее разочарование во всё-всём-всём (за счёт ненатуральности пейзажа; там освещение каждого дома сделано из другого времени суток: до заката, в закат и после заката).

    Здесь до того же довести Вахрамеева можно только одним: неразличением Зла и Добра, расстреливающих и расстреливаемого.

    Вахрамеев. Расстрел. 1905.

    Только огромный опыт и настырность вопроса самому себе, как же довести Вахрамеева тоже до ницшеанства, чтоб оправдать слова "живописно была необычна”, заставили меня вспомнить слова о ницшеанце Чехове:

    ""Убивать реализм” (критический…)… Писатель “очищает” слово героя от эмоций и красок духовного автора… имеется в виду позиция “беспристрастного свидетеля”… уравнивающая противоположности… отказ повествователя давать от себя оценку слову героя [в нашем случае – поведению расстреливаемого и расстреливающих: их не видно, они даны против света, а расстреливаемый ещё и со спины]… У Чехова нет стилевого различения героев на “волоков” и “овец”, обвиняемых и защищаемых, и соответственно не встаёт проблема произвола и бесправия, “всего безобразия взаимных отношений” в мире иерархии. У него, как правило, виноват не один герой, а всегда… оба, и шире – “мы”, “люди”” (Драгомарецкая. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв. М., 1991. С. 201- 219 ).

    Именно из ТАКОГО, абсолютно безнадёжного, мира как раз и хочется убежать вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие.

    Я вспоминаю, как час назад, до этого вот озарения, я тупо смотрел в репродукцию Вахрамеева и тягомотно думал, какая это нуда всё-таки – жить среди сотен и тысяч произведений будто бы искусства и осознавать, что, возможно, и в одном, и в другом и т.д. произведении есть откровение, а тебе, дубу, оно не дано, вот не дано и всё. И ты проживёшь на этом свете и уйдёшь и так и не приобщишься ко много-много чему.

    И руки опускались. И что из того, что я тысячам, наверно, произведений своими озарениями приоткрывал возможность того, что кого-то они озарят? Что мне из того, если я не могу по отношению к каждому занять совершенно определённую позицию и аргументировано доказать любому сомневающемуся в ценности шедевра, что он именно ошибается. И, наоборот, не могу я любую ерунду обоснованно назвать ерундой. – Все мои победы-озарения – какая-то воля случая. Живу, как лист, оторванный ветром. Несёт куда-то… Шатнёт туда… сюда… - Ещё утром не знал, что меня вынесет на Вахрамеева, и повезёт о нём нетривиально написать.

    И что это за люди, вроде того искусствоведа, который заметил же, что "Живопись Иванова и Вахрамеева композиционно и живописно была необычна” (а что такое "композиционно”, я даже не представляю), - что это за люди, что, вот, пишут и до них не доходит, что их же кто поймёт? Ну никто ж! Или почти никто!!! –Да и сами они себя не понимают. Ещё факт необычности “текста” они способны почуять, что на что она указывает – шиш. – И тот же автор одобрительно упоминает:

    "И только, может быть, В. Маковский откликнулся на политическую ситуацию серьезной картиной “9 января 1905 года на Васильевском острове” (1905). Это было странно: Россия, раздираемая социальными противоречиями, не нашла соответствующего отзвука в искусстве. Дурман формальных преобразований сделал искусство глухим к “гулу истории””.

    А там – никакой необычности, обычный прередвижнический плач над несчастным народом.

    Маковский. 9 января 1905 года на Васильевском острове”. 1905.

    И потом – никакой не “Дурман формальных преобразований”, охватил послепередвижнический мир, а освобождение от засилья выражения осознаваемого, пробивание себе более широкой дороги у выражения подсознательного идеала (там – у Касаткина – и подсознательный идеал революции тоже был). Так что не надо – гамузом.

    .

    Должен признаться, что отличие одного расстрела от другого объективно только одно. Первый имел шанс довести меня до озарения насчёт того подсознательного идеала, каким картина была вдохновлена – насчёт ницшеанства, а вторая такого шанса не имел. Потому что передвижничество с самого зарождения своего взяло неправильный курс на выражение осознаваемого – сострадания к несчастному народу.

    Оно и Вахрамеева вовлекло в бытописание, так сказать.

    Вахрамеев. Заигрывание с милиционером. 1920. Бумага, гуашь.

    И вся необычность пропала. И в необычность-то, наверно, его шатнуло однажды и вдруг.

    Загадка ль, однако, как различие расстрелов в душе моей произошло? Оно произошло от слова "необычна”. Для меня в живописи Вахрамеева не было ничего необычного. Всё было обычно и скучно. Традиционно. То есть при всей своей теоретической оснащённости я без профессионального искусствоведа ноль. Что я и переживал до момента озарения. При всей моей враждебности к большинству искусствоведов за мелкотравчатость, я всё же сам в травах не разбираюсь. А без этого первого шага не взлетишь.

    2 мая 2021 г.

27.05.2021
12:40

Недоумения

    Беру текст ставшего потом знаменитым искусствоведа, Пунина. Должно ж его величие прорезываться и в ранней работе, да? И, что его привлекает символизм, не страшно – . . .

26.05.2021
16:50

Всё – просто! (О Борхесе)

    Жаль, что я не писатель. Я б описал заразительно ту нуду, не известную обычному человеку, какую испытывает пишущий, когда не о чём писать. Я – пишущий, но не . . .

23.05.2021
11:56

Предательство живописи

    Коровин. Сирень. 1915 г. Холст, масло. Мне думается, что тут Коровин предал себя – сделал красЯво. Когда он не предавал, тема включала обязательно какую-нибудь . . .

20.05.2021
21:51

Мне хочется…

    Мне хочется начать обсуждение художника с рассказа, как трудно понять человека. Это женщина. Понять, что она украинская националистка, было как раз легко. У тех . . .

19.05.2021
13:13

Как одно лишь знание, что подсознательный идеал художника есть, доводит до истины

    Одна читательница, верующая, упрекнула мои размышлизмы о новгородской иконе “Чудо Георгия о змие” XIV века. Мол, это субъективизм у меня. Её понять можно. Я . . .

18.05.2021
09:39

Против Дмитрия Быкова 15

    Теперь я буду искать, в чём я (см. тут) с Быковым не совпадаю касательно “Василия Тёркина” Твардовского. У меня замечено, что перец интереса персонажа – бытовой: . . .

17.05.2021
11:39

Север в акварелях Михайловой

    …и вдруг вы завтра умрете, а после вас и не останется ничего… Куваев. Территория. Слова эпиграфа – это слова глубоких ассоциаций, из-за того, что "главное . . .

16.05.2021
10:19

Против Дмитрия Быкова 14

    Не от хорошей жизни я всё обращаюсь и обращаюсь к Быкову, пишущему на литературные темы. Вот вчера… Заставил себя и посмотрел до конца фильм “Новая жизнь” (2020). Не . . .

15.05.2021
11:00

Против Дмитрия Быкова 13

    Я поймал себя на том, что поступаю с Быковым так, как Владимир Соловьёв на передачах “Вечер с Владимиром Соловьёвым”. Он прерывает либералов на каждой мысли, с . . .

14.05.2021
15:35

Переворот с Кандинским?

    На днях похвастал перед дочкой, что кое-что открыл о Кандинском. И спросил: знаешь, кто это? – У неё высшее экономическое образование. Даже два: почти советское и . . .

13.05.2021
14:09

Против Дмитрия Быкова 12

    Я выбрал такую тактику критиковать статьи Быкова: дочитаю до какого-нибудь ляпа и пишу свою статью-опровержение. Но этот Быков – как фонтан. Неиссякаем. И . . .

12.05.2021
22:37

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:35

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

12.05.2021
22:33

Человеконенавистничество

    Я со своей догмой, что художественный смысл – нецитируем, с такой силой натягиваю то, что почуял в художнике имярек, что на меня то и дело накатывают приступы . . .

<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100