TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.02.2022
20:43

Ну в упор не видят и не слышат

    Я только что получил упрёк, что уделяю время художникам, не умеющим рисовать (не стану повторять то ругательство, - аж такого слова я никогда слышал, - какое . . .

13.02.2022
12:31

Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку «Сталина в кресле», выполненного, словно, говорят, Матисс написал?

    Мог ли Георгий Рублёв дать на выставку “Сталина в кресле” (см. тут), выполненного в 1933 году, словно, говорят, Матисс написал? – Мог. По той же причине, какую я . . .

12.02.2022
21:44

Было за что преследовать учительницу, читавшую стихотворение Введенского?

    Вот само стихотворение (1934 года): Мне жалко что я не зверь, бегающий по синей дорожке, говорящий себе поверь, а другому себе подожди немножко, мы выйдем с собой . . .

11.02.2022
13:40

Что-то художник явно мне сказал. Что?

    Бродил по интернету и вдруг… Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011 – 2013. Волна тоски хлестнула: какая бледнопись!.. А как ярко в настоящей жизни!... Картинное небо у . . .

09.02.2022
23:05

Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею

    Я охаял Шостаковича в опере “Нос” (см. тут) и не жалею. Не жалею, потому, что нашёл подтверждение музыковеда (как его понял я, музыкального образования не имеющий) . . .

06.02.2022
14:54

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства… Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за . . .

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут.

    Как спасаться?

    Тынянов пишет, что уж 3 года, как поэзия скисла. Так, может, хоть до 1921 у Есенина было что-то толковое, символистское, пусть и заимствованное?

    "Силен он был эмоциональным тоном своей лирики. Наивная, исконная и потому необычайно живучая стиховая эмоция — вот на что опирается Есенин. Все поэтическое дело Есенина — это непрерывное искание украшений для этой голой эмоции. Сначала церковнославянизмы, старательно выдержанный деревенский налет и столь же традиционный “мужицкий Христос”” (http://www.philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist18.htm#_w13).

    Ну-ка проверим по стихам из моего опуса. Первый – 1911 года, “Хороша была Танюша, краше не было в селе…

    Ну да, полно деревенского налёта: "в селе”, “сарафан”, “У оврага за плетнями”, “ввечеру”, “Ты прощай ли”, “женюся”, “схолодела”, “пришла тебе сказаться” и т.д. Церковнославянизмы: "лик”, “на челе”.

    "Искусство, опирающееся на эту сильную, исконную эмоцию, всегда тесно связано с личностью. Читатель за словом видит человека, за стиховой интонацией угадывает “личную”” (Там же).

    Самоцитата:

    "А дело в том, что Анна Сардановская ему 15-ти- или сколько там –летнему изменила. Да и он хорош: с подругой Анны загулял, вскоре (в 1913-м) ещё на одной Анне женился, сослуживице… И вот его не устраивает фундаментальнейшее устройство мира: наличие греха”.

    Ну такой. Сверхчувствительный.

    Символизм ему потому пришёлся в пору, что учитывал грех – по пословице: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.

    "Литературная, стиховая личность Есенина раздулась до пределов иллюзии. Читатель относится к его стихам как к документам, как к письму, полученному по почте от Есенина. Это, конечно, сильно и нужно. Но это и опасно. Может произойти распад, разделение — литературная личность выпадет из стихов, будет жить помимо них; а покинутые стихи окажутся бедными. Литературная личность Есенина — от “светлого инока” в клюевской скуфейке до “похабника и скандалиста” “Кабацкой Москвы” — глубоко литературна. Его личность — почти заимствование, — порою кажется, что это необычайно схематизированный, ухудшенный Блок, пародированный Пушкин; даже собачонка у деревенских ворот лает на Есенина по-байроновски. И все же эта личность, связанная с эмоцией, была достаточно убедительна для того, чтобы заслонить стихи, для того, чтобы вырасти в своеобразный внесловесный литературный факт” (Там же).

    Возвращениие на родину

     

    Я посетил родимые места,

    Ту сельщину,

    Где жил мальчишкой,

    Где каланчой с березовою вышкой

    Взметнулась колокольня без креста.

    .

    Как много изменилось там,

    В их бедном, неприглядном быте.

    Какое множество открытий

    За мною следовало по пятам.

    .

    Отцовский дом

    Не мог я распознать:

    Приметный клен уж под окном не машет,

    И на крылечке не сидит уж мать,

    Кормя цыплят крупитчатою кашей.

    .

    Стара, должно быть, стала…

    Да, стара.

    Я с грустью озираюсь на окрестность:

    Какая незнакомая мне местность!

    Одна, как прежняя, белеется гора,

    Да у горы

    Высокий серый камень.

    .

    Здесь кладбище!

    Подгнившие кресты,

    Как будто в рукопашной мертвецы,

    Застыли с распростертыми руками.

    По тропке, опершись на подожок,

    Идет старик, сметая пыль с бурьяна.

    “Прохожий!

    Укажи, дружок,

    Где тут живет Есенина Татьяна?”

    .

    “Татьяна… Гм…

    Да вон за той избой.

    А ты ей что?

    Сродни?

    Аль, может, сын пропащий?”

    .

    “Да, сын.

    Но что, старик, с тобой?

    Скажи мне,

    Отчего ты так глядишь скорбяще?”

    .

    “Добро, мой внук,

    Добро, что не узнал ты деда!..”

    “Ах, дедушка, ужели это ты?”

    И полилась печальная беседа

    Слезами теплыми на пыльные цветы.

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    “Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…

    А мне уж девяносто…

    Скоро в гроб.

    Давно пора бы было воротиться”.

    Он говорит, а сам все морщит лоб.

    “Да!.. Время!..

    Ты не коммунист?”

    “Нет!..”

    “А сестры стали комсомолки.

    Такая гадость! Просто удавись!

    Вчера иконы выбросили с полки,

    На церкви комиссар снял крест.

    Теперь и богу негде помолиться.

    Уж я хожу украдкой нынче в лес,

    Молюсь осинам…

    Может, пригодится…

    .

    Пойдем домой —

    Ты все увидишь сам”.

    И мы идем, топча межой кукольни.

    Я улыбаюсь пашням и лесам,

    А дед с тоской глядит на колокольню.

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    “Здорово, мать! Здорово!” —

    И я опять тяну к глазам платок.

    Тут разрыдаться может и корова,

    Глядя на этот бедный уголок.

    На стенке календарный Ленин.

    Здесь жизнь сестер,

    Сестер, а не моя, —

    Но все ж готов упасть я на колени,

    Увидев вас, любимые края.

    .

    Пришли соседи…

    Женщина с ребенком.

    Уже никто меня не узнает.

    По-байроновски наша собачонка

    Меня встречала с лаем у ворот.

    .

    Ах, милый край!

    Не тот ты стал,

    Не тот.

    Да уж и я, конечно, стал не прежний.

    Чем мать и дед грустней и безнадежней,

    Тем веселей сестры смеется рот.

    .

    Конечно, мне и Ленин не икона,

    Я знаю мир…

    Люблю мою семью…

    Но отчего-то все-таки с поклоном

    Сажусь на деревянную скамью.

    .

    “Ну, говори, сестра!”

    .

    И вот сестра разводит,

    Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”,

    О Марксе,

    Энгельсе…

    Ни при какой погоде

    Я этих книг, конечно, не читал.

    .

    И мне смешно,

    Как шустрая девчонка

    Меня во всем за шиворот берет…

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    По-байроновски наша собачонка

    Меня встречала с лаем у ворот.

    1924 г.

    Вспомните, как плакал Егор Прокудин в “Калине красной”, посетив, не сказавшись, кто он, слепую мать через десятки лет полного её безвестия о нём… Конечно, жаль этого заплутавшего в жизни человека, Есенина, почти в таком же положении. Не узнал деда… дом… местность… младшая сестра за шиворот берёт… Соседи его не узнали…

    А почему собака связана с Байроном? От противного. Байрон презирал людей за их плохие качества и, в пику, написал на памятнике своей собаке: ""Здесь погребены останки того, Кто обладал Красотой без Тщеславия. Силой без наглости. Храбростью без Жестокости. И всеми Добродетелями Человека без его Пороков… ”” (https://otvet.mail.ru/question/44548254). Так облаивающая незнакомца собака мерещится виновнику того, что его не узнают, лающей приветливо из-за узнавания.

    Я не так востёр, чтоб усечь литературность, кроме этого двойного "По-байроновски” и кроме этих украшений в виде деревенского налета и традиционной веры, не сломленной большевиками (что можно не цитировать – очевидно). Тынянов приходит на помощь. Пушкин: …Вновь я посетил / Тот уголок земли… – Есенин: "Я посетил родимые места”. – Опять литературность.

    "Но может быть, и это не так плохо? Может быть, это нужные банальности? Эмоциональный поэт 22 ведь имеет право на банальность. Слова захватанные, именно потому что захватаны, потому что стали ежеминутными, необычайно сильно действуют. Отсюда — притягательная сила цыганщины. Отсюда — банальности Полонского, Анненского, Случевского, апухтинское завыванье у Блока. Но в том-то и дело, что, желая выровнять лирику по линии простой, исконной эмоции, Есенин на деле переводит ее на досадные и совсем не простые традиции. Есть досадные традиции — стертые. (Так стерт для нас сейчас — как традиция — и Блок.) Есть общие места, которые никак не могут стать на место стихов, есть стихи, которые стали “стихами вообще” и перестали быть стихами в частности. Досаден (был и есть) Розенгейм (а ведь его когда-то путали с Лермонтовым); досадна и традиция Розенгейма — стиховая плоскость. А Есенин идет именно к стихам вообще:

    И полилась печальная беседа

    Слезами теплыми на пыльные листы.

    Эта банальность слишком эпична, слишком обстоятельна <…> Здесь интонация лжет, здесь нет “обращения” ни к кому, а есть застывшая стиховая интонация вообще. Это — отход на плоскость “стиха вообще” (на деле — на уплощенный стих конца XIX века). Резонанс обманул Есенина. Его стихи — стихи для легкого чтения, но они в большой мере перестают быть стихами” (Там же).

    Тынянов знал, что писал (про конец XIX века):

    "Русский футуризм был отрывом от срединной стиховой культуры XIX века. Он в своей жестокой борьбе, в своих завоеваниях сродни XVIII веку, подает ему руку через голову XIX века. Хлебников сродни Ломоносову. Маяковский сродни Державину. Геологические сдвиги XVIII века ближе к нам, чем спокойная эволюция XIX века” (Там же).

    Я б в прикладном искусстве позднего Есенина все же оставил бы: заражает в общем-то знаемыми эмоциями (покаяния).

    Из-за того, что это искусство прикладное, оно и популярное.

    18 декабря 2021 г.

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100