TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


12.03.2022
22:58

Я попал в ловушку под названием Олег Васильев

    Мне удалось феерическим образом истолковать как ницшеанство несколько на первый взгляд, так сказать, реалистических картин. Я начинал писать статью за статьёй, . . .

11.03.2022
22:33

Вот это уж точно не удастся разгадать

    Вот эту картину. Васильев. Высокая вода. 2006. Холст, масло, карандаш. Сказал я так из-за чёткого указания самого Олега Васильева на картину “Дом на Анзере” (1965) как . . .

09.03.2022
19:08

К годовщине освобождения Ленинграда

    Я думаю, что, если что Россию спасёт, это правда. А касательно Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича правда состоит в том, что – так у меня получилось с . . .

08.03.2022
17:52

Чувствую себя дураком

    Чувствую себя дураком перед некоторыми картинами Олега Васильева. И как-то обидно. Наверно, потому, что числю за собой тысячи разгаданных скрытых смыслов других . . .

07.03.2022
19:37

Чем Олег Васильев поражает

     

    Я неправильно выбрал название, но не хочу менять его универсальный смысл. Неправильно потому, что первая же картина, на которую я наткнулся при очередном подходе к этому художнику,

    Васильев. Заброшенная дорога. 2001. Холст, масло.

    закричала мне, чтоб я разбирался с нею. А не лез бы в дебри смутной идеи, что Васильев (репродукций которого я мельком уже навиделся) очень разнообразит способ выражения того, что его вдохновляет. У него не как у Шишкина, например, - как мне представилось, - выражение открывшейся едва ли не только ему мощи русского народа Шишкин предоставляет раз за разом непроходимостям всяким (которые только могучий и может пройти). Как бы одним и тем же способом.

    В “Заброшенной дороге” меня поразил натурализм пейзажа.

    А выражен, я уверен, подсознательный идеал ницшеанства – я формулу для него изобрёл – принципиально недостижимое (а только образом способное быть выраженным) метафизическое иномирие как цель бегства из плохого Этого мира.

    Более-менее натуроподобно в новое время этот идеал выражался в конце XIX века стилем модерн. Дальше (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Матисс, Пикассо, Малевич, Ларионов, Кандинский) художники шли по пути всё большего и большего искажения натуроподобия. Что казалось естественным для нужды всё более непосредственно адекватно выражать метафизическое.

    Тут же – бац: натурализм.

    Но я сразу согласился, вспомнив самое близкое к метафизике и иномирию высказывание Ницше:

    "…всё материальное — это своего рода движение, служащее симптомом какого-то неизвестного процесса: всё сознательное и чувствуемое — это опять-таки симптом неизвестного” (Черновики и наброски 1882-1884 гг. // Ницше Ф. Полное собр. соч.: В 13 томах. Т. 10).

    Это ж очень естественно – дать образ Неизвестности абсолютной чернотой неба над заброшенной дорогой… или абсолютной непонятностью, откуда при заброшенности свет. Мистикой отдаёт. Тем более что какая-то исключительная сухость воздуха тут (нет в этом воздухе луча, по которому можно б проследить, откуда светят, словно тут космическая пустота, беспыльная и безвлажная). – И тут Неизвестность.

    Может, освещение от себя, фарами автомобиля, даёт такое впечатление неизвестности, откуда свет?

    Нет. Конус луча виден на самой дороге даже и при совершенной сухости и безпыльности воздуха.

    К тому же некая несимметричность (влево больше) освещения наблюдается у Васильева. Как будто кто-то справа и сзади нас посветил. – Кто-то один из группы идущих по заброшенной дороге?

    Наконец, Неизвестность можно подать негативно и позитивно – положением глаз зрителя (они по высоте находятся на высоте точки схода параллельных линий). Так вот это положение меняется: на первом плане она низкая, а чем глубже, тем выше. Глаза (и душа) как бы взлетают. Чернота вверху дана позитивно.

    *

    А оказалось, что и Васильев повторяется всё-таки.

    Васильев. Серия "Свет в лесу" II. 1994-7.

    Вы ж не можете сказать, что вверху: кроны сосен или облака. Что пониже: лучи лунного света или стволы сосен…

    Я не заметил и исказил репродукцию, но не хочу менять. Дело в том, что сам Васильев, стиля ради, наверно, поместил изображение на большой чёрный лист или не знаю, что это, ещё более чёрное, чем изображение. И внизу этого листа сделал подпись белым.

    Не могу объяснить, почему тут применён растр

    Так же (нагло) не хочу помещать другие репродукции серии "Свет в лесу". Они выбиваются из толкования, дескать, выражают Неизвестность.

    Не знаю, почему так поступаю.

    26 января 2022 г.

06.03.2022
15:37

Эскапизм, в переводе – бегство из действительности

    Бегство – в пейзаж своей прекрасной души (как и полагается лишенцу-романтику, например, в лес). Слушать https://www.youtube.com/watch?v=usu2zFxsEjU . Что мой двоюродный брат глубоко . . .

05.03.2022
21:31

Статья, в которой я хотел вообще молчать, но не вышло

    Художник Юрий Ващенко. Кадры из программы “Искусственный отбор” на канале “Культура” 25 января 2022. "Я помню, что я шёл по улице, падал снег. И было так . . .

04.03.2022
23:49

Как Шостакович не предал себя

    Заглавие я придумал, а наберётся ли материал для статьи, я не знаю. Потому что как-то принято у нас мутить. А я мути не признаю. Это как один литовец, архитектор, . . .

02.03.2022
13:12

Это не высасывание из пальца…

    Знаете, что такое бритва Оккама? – "Не следует умножать сущности сверх необходимости”. Оккам считал, что всем распоряжается Бог, это просто, и не нужно лезть в . . .

01.03.2022
23:38

Ну что с него взять, с Олега Васильева, он убогий: у Бога 24 января

    Я, наверно, и сам убогий. У меня, как у наивного ребёнка, огромное доверие, что, если я что у знаменитого художника не понимаю что-то пока, то виноват я, а не он, раз он . . .

27.02.2022
16:31

Какой ужас, что так всё скучно…

    Вы прочли название, читатель? Но я начну с ужаса не того, о котором думал, когда название писал. Я начну с мысли, что с некоторой точки зрения ужасна наука. Обедняет . . .

26.02.2022
09:53

Я не смог пройти мимо этой репродукции

    Я не смог пройти мимо этой репродукции. Иогансон. Салют. 1945. Наверно, сработал мой плохой вкус – любовь к разноцветности. Потому что, когда я из осторожности . . .

25.02.2022
06:46

Не зарвёмся, так прорвёмся

    Я поверю нескольким словам Тынянова в 1924 году. Таким: "В “воровской лирике” Сельвинский — это Бабель в стихах” (http://www.philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist18.htm#_w50). А Бабель (см . . .

23.02.2022
17:22

Статья из почти одних ругательств

    Включил канал “Культура”, а там фильм начинается – “Небо. Самолёт. Девушка” (2002) Веры Сторожевой. – Взял и начал смотреть. Даже звукозапись плохая оказалось . . .

22.02.2022
12:31

Как я чуть не сломал голову

    -Я испортился, наверно. Начинал я с того, что пересказывал пацанам толстенные шпионские книги. Такая одна была “Тайна профессора Бураго”. Я ради неё в читальню . . .

21.02.2022
12:57

Моя китайская месть искусствоведам

    Я во вражде с ними, так как с момента выхода в свет “Психологии искусства” Выготского в 1965 году по сей день я не встретил ни одной работы, руководствующейся . . .

19.02.2022
13:33

По наводке

    Я эту статью начинаю писать по такой наводке: "Только тупость и невежество, полное непонимание, с кем они [советские киноначальники] имеют дело… при всех . . .

18.02.2022
20:02

Одна, но пламенная страсть

    У меня теперь одна, но пламенная страсть: представить себе, почему так тупо хвалят тех художников, кто разрешает себе делать ужасные отклонения от натуроподобия . . .

16.02.2022
18:57

Грызёт меня неопределённость около искусства

    Грызёт меня неопределённость произведения искусства. Точнее, неопределённость не его самого, а моего состояния перед ним. Передо мной во весь рост стал вопрос об . . .

16.02.2022
11:01

Как Шостакович дошёл до жизни такой

    Я влез в мироотношение Шостаковича времени Второй симфонии его (см. тут). И мне подумалось, что докатиться до такой крайности, как ницшеанство – это ж надо . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100